г. Ессентуки |
|
16 ноября 2020 г. |
Дело N А25-1162/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.11.2020.
Полный текст постановления изготовлен 16.11.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О., при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике - Матакаева И.И. (доверенность от 07.09.2020), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 31.08.2020 по делу N А25-1162/2019, принятое по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Черкесск" (ОГРН 1020900508232, ИНН 0900000116) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1030900721830, ИНН 0901024631) об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении,
третьи лица: Прокурор города Черкесск, Биджева Саида Альбертовна
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики требования Акционерного общества "Газпром газораспределение Черкесск" (далее - заявитель, общество) о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление, антимонопольный орган, административный орган) от 18.04.2019 N 970-1/15 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 37-а, согласно которому общество было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ с наложением на Общество административного штрафа в размере 100 000 руб. удовлетворены.
Судебный акт мотивирован недоказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике обратилось с апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение, принять новый судебный акт. Апеллянт считает что, Технические условия определяют техническую возможность подключения объекта и фактически образуют предмет договора; без их оформления нет возможности составить проект договора, в котором представитель газоснабжающей организации проставляет свою подпись и оттиск печати.
Представитель управления в судебном заседании поддержал свои правовые позиции.
Проверив законность и обоснованность определения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что пунктом 2.2 решения коллегии прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики от 01.08.2018 N 6 "Об итогах работы органов прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики за первое полугодие 2018 года и задачах по укреплению законности и правопорядка на второе полугодие 2018 года" прокурорам городов и районов Карачаево-Черкесской Республики было поручено в октябре - ноябре 2018 года провести проверку исполнения требований федерального законодательства при обеспечении газоснабжения потребителей республики, обратив особое внимание на соблюдение установленного порядка технологического присоединения к сетям газораспределения, законность производимых начислений и ведения абонентских баз.
Распоряжением прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики от 08.08.2018 N 104/20р прокурорам городов и районов Карачаево-Черкесской Республики было поручено представить к 20.11.2018 информацию о результатах и принятых мерах по исполнению пункта 2.2 решения коллегии прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики от 01.08.2018 N 6.
В адрес руководителя управления прокурором г. Черкесска было направлено требование от 25.10.2018 N 7-14-18 о выделении специалистов для проведения проверки соблюдения Обществом законодательства при обеспечении газоснабжения потребителей республики, установленного порядка технологического присоединения к сетям газораспределения.
Антимонопольный орган письмом от 31.10.2018 N 2963-1/12 сообщил прокуратуре о выделении для проведения совместной проверки специалиста Татаршаовой Л.М.
В адрес руководителя управления было направлено требование от 25.10.2018 N 7-14-18 о выделении специалистов для проведения проверки соблюдения Обществом законодательства при обеспечении газоснабжения потребителей республики, установленного порядка технологического присоединения к сетям газораспределения.
Решением прокуратуры от 12.11.2018 N 45 определено провести проверку общества на предмет исполнения требований законодательства при обеспечении газоснабжения потребителей республики, в том числе, в части соблюдение установленного порядка технологического присоединения к сетям газораспределения в срок с 12.11.2018 по 30.11.2018.
По результатам проведенной внеплановой проверки общества, управлением была составлена справка от 15.11.2018 N 3072-1/12, из которой следует, что обществом нарушены требований подпункта "а" пункта 74 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314.
В пункте 4.1 справки указано следующее: "Биджева С.А.; объект газификации - магазин, расход газа 6,8 м 3 /ч, заявка N 118 от 17.05.2018, договор N 118-тп-сп-01 от 09.06.2018. Договор должен быть подписан исполнителем до 24.05.2018 включительно.
Управление письмом от 15.11.2018 N 3071-1/12 проинформировало прокуратуру о результатах проведенной документарной проверки в отношении Общества в части соблюдения установленного порядка технологического присоединения к сетям газораспределения, представило прокурору города Черкесска справку о проведенной проверке.
Прокуратурой было выдано представление от 04.12.2018 N 7-4-2018 об устранении обществом нарушений порядка технологического присоединения к сетям газораспределения, выявленным в ходе проведенной проверки.
23.01.2019 прокуратурой было составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Материалы административного дела направлены для рассмотрения в антимонопольный орган.
Определением от 13.02.2019 N 243-1/15 Управление назначило дело об административном правонарушении N 37-а, возбужденное в отношении Общества, к рассмотрению на 04.03.2019 на 09 часов 05 минут.
Определениями управления от 05.03.2019 и 18.04.2019 рассмотрение административного дела откладывалось.
Антимонопольным органом и прокурором города Черкесска в ходе внеплановой документарной проверки нарушения обществом требований подпункта "а" пункта 74 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314.
Рассмотрев материалы административного дела управлением вынесено постановление от 18.04.2019 N 970-1/15, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей. В постановлении указано, что Биджева С.А. 17.05.2018 подала заявку N118 о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства - магазина по адресу: г. Черкесск, ул. Балахонова, 52, к сети газораспределения. Биджевой С.А. выданы технические условия на подключение (технологическое присоединение) N160 от 09.06.2018, одновременно, 09.06.2018 заключен договор о технологическом присоединении. Однако, в соответствии с пп. "а" п.74 и пп. "б" п.85 Правил договор должен быть подписан исполнителем до 24.05.2018 включительно.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Правил N 1314, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о недоказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.
Из содержания справки о проведенной управлением проверки, постановления прокурора г. Черкесска о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, оспариваемого постановления управления, основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП послужило выявление управлением нарушения требований подпункта "а" пункта 74 Правил подключения, выразившееся в не подписании Обществом (исполнителем) проекта договора о подключении объекта капитального строительства в г. Черкесске по ул. Балахонова, 52 (заявитель - Биджева С.А.) в срок до 24.05.2018 включительно, на что прямо указано как в постановлении прокурора (страница 2), так и в оспариваемом постановлении Управления (страница 2).
Материалами дела и судом первой инстанции установлено, что Биджевой С.А. 17.05.2018 в Общество была представлена заявка от 17.05.2018 N 118 о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства - магазина по адресу: г. Черкесск, ул. Балахонова, 52, к сети газораспределения (л.д.137-138 т.1). Одновременно с заявкой о заключении договора о подключении Биджевой С.А. в общество был представлен запрос от 17.05.2018 N 117 о предоставлении технических условий о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства (л.д.141-142, т.1).
Между обществом и Биджевой С.А. был заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения от 09.06.2018 N 118-ТП-СП-01, а также выданы технические условия от 09.06.2018 N 160 (л.д.82- 87, 139-140 т. 1).
Согласно пунктам 1, 2 договора исполнитель принял на себя обязательства по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства - принадлежащего заявителю жилого дома, расположенного по адресу: г. Черкесск, ул. Международная, 127, к принадлежащей исполнителю сети газораспределения в соответствии с Техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью договора (Приложение N 1), а заявитель, в свою очередь, обязался оплатить услуги по подключению. Согласно пункту 3 договора срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуска газа - 1,5 года со дня заключения договора.
Доводы управления о невозможности составления проекта договора без предварительной выдачи технических условий отклоняются по следующим основаниям.
Заявитель Биджева С.А., подавая заявку о заключении договора о подключении, выразил согласие на подключение его объекта капитального строительства к сети газораспределения объекта капитального строительства. Первоочередное рассмотрение запроса о предоставлении технических условий отдельно от рассмотрения заявки на заключение договора привело бы к затягиванию процедуры технологического присоединения, включая пуск газа. Положения Правил подключения не содержат права газораспределительной организации как исполнителя отказывать заявителю - Биджевой С.А. в приеме заявки на подключение. Положения Правил подключения также подтверждают законность действий общества в отношении Биджевой С.А. в части возможности приема и выполнения заявки на заключение договора без отдельного определения и выдачи технических условий.
Подлежит отклонению утверждение общества о том, что возможность для сторон заключить договор на подключение объекта капитального строительства следует исчислять с момента выдачи технических условий Биджевои С.Л., то есть 09.06.2018 года Наличие в судебном деле расписок о получении ранее на руки Биджевои С.Л. проекта договора свидетельствует о невозможности совершения соответствующих действия, ввиду того, техническая возможность подключения объекта определена лишь 09.06.2018 года.
Поскольку (технические условия согласно п.75 Правил являются приложением к договору, т.е. на момент получения 23.05.2018 года заявителем Биджевои С.Л. двух экземпляров проекта договора о подключении (технологическом присоединении) с приложениями, технические условия были определены и выданы. Постановлением Правительства Российской Федерации N 713 от 15.06.2017 года "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения" форма договора о подключении содержит приложение N 1, которое и является техническими условиями.
В своей жалобе управление указывает, на то, что обществом нарушены требования пп. "б" п. 85 Правил подключения (технологического присоединения), что дает фактически право обществу выполнять взятые на себя обязательства по договору в течение 1.5 года с момента его заключения.
Данное утверждение является неверным, поскольку буквальное толкование указанного пункта раскрывает фактический срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) с даты заключения договора и до факта пуска газа, а не тот срок, который стороны указали в договоре.
Аналогичная правовая позиция указана в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.07.2020 года по делу N А25-1050/2019 и Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2020 года по делу N А25-1050/2019.
Антимонопольным органом для целей установления в действиях общества события вмененного административного правонарушения в части несоблюдения требований подпункта "б" пункта 85 Правил неверно истолковано содержание указанной правовой нормы. Под событием административного правонарушения применительно к подпункту "б" пункта 85 Правил следует понимать фактическое превышение исполнителем срока осуществления мероприятий по подключению, а не неверное указание исполнителем срока осуществления мероприятий в договоре о подключении.
Таким образом, оспоренное постановление правомерно признано судом первой инстанции незаконным и отменено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований, для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 31.08.2020 по делу N А25-1162/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1162/2019
Истец: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕРКЕССК"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике
Третье лицо: Биджева Саида Альбертовна, Прокуратура города Черкесска