город Воронеж |
|
16 ноября 2020 г. |
Дело N А14-18491/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Миронцевой Н.Д., Песниной Н.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360, далее - Управление Росреестра по Воронежской области, Управление):
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Навигатор"" (ОГРН 1027725006638, ИНН 7725206241, далее - ООО УК "Навигатор", общество или заявитель): |
Дубкова О.В., представитель по доверенности от 25.12.2019 N 210-д,
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.07.2020 по делу N А14-18091/2019,
УСТАНОВИЛ:
ООО УК "Навигатор" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным решения от 03.09.2019 N 05-13369-ЮТ об отказе в возврате государственной пошлины, об обязании возвратить ООО УК "Навигатор" излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 294 000 рублей, о взыскании 7 670 рублей 18 копеек за пользование чужими денежными средствами за период с 13.09.2019 по 04.02.2020 с начислением их по день фактического возврата 294 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 14.07.2020 по делу N А14-18091/2019 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254 ИНН 3664062360) N 05-13369-ЮТ от 03.09.2019 об отказе в возврате излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 294 000 рублей.
На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью УК "Навигатор", путем возврата обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Навигатор" (ОГРН 1027725006638 ИНН 7725206241) 294 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
С Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Навигатор" взысканы 7 670 рублей 18 рублей процентов за период с 13.09.2019 по 04.02.2020, а также проценты, начисленные на сумму 294 000 рублей, начиная с 05.02.2020 и по день фактического исполнения денежного обязательства, исчисленные по ставке рефинансирования (ключевой) ставке Центрального банка Российской Федерации.
С Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360) в пользу общества с ограниченной ответственностью УК "Навигатор" 5 000 рублей расходов по оплате госпошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, который отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на некорректное определение судом первой инстанции размера государственной пошлины, подлежащей уплате.
Судебное разбирательство откладывалось на 06.11.2020.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества в судебное заседание не явился.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 09.11.2020.
В продолженное судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 06.07.2012 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области была осуществлена государственная регистрация права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее закрытый рентный паевой инвестиционный фонд, в ЕГРН были внесены сведения (запись N 36-36-18/016/2012-017) о праве общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев Закрытого рентного паевого инвестиционного фонда "Финам-Капитальные вложения" под управлением ООО "УК Управление инвестициями" в отношении 14 земельных участков, расположенных в Воронежской области.
24.08.2018 владельцами паев Закрытого рентного паевого инвестиционного фонда "Финам-Капитальные вложения" было принято решение передать права и обязанности по договору доверительного управления Закрытым рентным паевым инвестиционным фондом "Финам-Капитальные вложения" обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Навигатор".
06.09.2018 между ООО "УК Управление инвестициями" и ООО "УК "Навигатор" был заключен Договор о передаче прав и обязанностей управляющей компании по договору доверительного управления Закрытым рентным паевым инвестиционным фондом "Финам - Капитальные вложения".
В соответствии с пунктом 1.3 Договора права и обязанности управляющей компании по договору доверительного управления Фондом считаются переданными ООО "УК "Навигатор" с даты вступления в силу (даты опубликования в информационном бюллетене "Приложение к Вестнику Федеральной службы по финансовым рынкам" сообщения о регистрации Банком России изменений и дополнений в Правила Фонда).
15.10.2018 года Банком России зарегистрированы изменения N 31 в правила доверительного управления Закрытым рентным паевым инвестиционным фондом "Финам - Капитальные вложения".
В соответствии с пунктом 126 Правил доверительного управления Фондом изменения, которые вносятся в Правила доверительного управления Фондом, вступают в силу при условии их регистрации Банком России.
Согласно пункту 128 Правил доверительного управления Фондом изменения, которые вносятся в Правила доверительного управления Фондом, если они касаются смены управляющей компании Фонда, вступают в силу со дня раскрытия сообщения об их регистрации.
26.10.2018 в установленном порядке сообщение о регистрации изменений и дополнений в Правила доверительного управления Фондом было раскрыто в Приложении к Вестнику Федеральной службы по финансовым рынкам и в соответствии с пунктом 128 Правил доверительного управления Фондом вступили в силу 26.10.2018.
11.01.2019 владельцами паев Закрытого рентного паевого инвестиционного фонда "Финам - Капитальные вложения" было принято решение о внесении изменений в Правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом.
Помимо прочего, в Правила доверительного управления были внесены изменения касающиеся смены наименования Закрытого рентного паевого инвестиционного фонда "Финам - Капитальные вложения" на Закрытый рентный паевой инвестиционный фонд "Капитальные вложения".
В связи со сменой управляющей компании (доверительного управляющего) ООО "УК Управление инвестициями" на ООО "Управляющая компания "Навигатор" заявитель обратился 20.11.2018 в МФЦ в г. Новохоперске с заявлением о регистрации сделки об изменении ранее совершенной сделки, приложив также 14 заявлений о государственной регистрации обременений на земельные участки с кадастровыми номерами 36:17:7300006:118, 36:17:7300006:119, 36:17:7300006:120, 36:17:7300006:121, 36:17:7300006:122, 36:17:7300009:23, 36:17:7300012:207, 36:17:7300013:34, 36:17:7300013:35, 36:17:7300013:36, 36:17:7300013:37, 36:17:7300014:21, 36:17:7300014:22, 36:17:7300014:23 и платежное поручение N 1934 от 17.10.2018 об оплате государственной пошлины на общую сумму 308 000 рублей за государственную регистрацию прав на 14 объектов права, то есть по 22 000 рублей за объект.
Управлением Росреестра по Воронежской области осуществлены регистрационные действия, что подтверждается выписками из ЕГРП от 22.11.2018.
Полагая, что общество осуществило переплату госпошлины в размере 294 000 рублей, ООО УК "Навигатор" обратилось в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением от 14.08.2019 о возврате денежных средств.
Письмом N 05-13369-ЮТ от 03.09.2019 Управление Росреестра по Воронежской области отказало в возврате излишне уплаченной госпошлины ввиду осуществления регистрационных действий, за которые уплачена госпошлина.
Не согласившись с указанным решением, полагая, что оно нарушает права и законные интересы ООО УК "Навигатор" в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что в рассматриваемом случае уплата государственной пошлины должна осуществляться в соответствии с пунктом 27 статьи 333.33 Налогового кодекса и составляет 1 000 рублей за объект.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу положений статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ, к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий установлены соответствующими положениями ст. 333.33 НК России.
В соответствии с пунктом 5 статьи 42 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения этого права и обременения такого имущества или сделок с таким имуществом осуществляется на основании заявления, представляемого управляющей компанией, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд.
При государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости указывается, что собственниками такого объекта являются владельцы инвестиционных паев соответствующего паевого инвестиционного фонда (без указания имен (наименований) владельцев инвестиционных паев и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности).
Таким образом, право собственности непосредственно у управляющей компании на такое имущество не возникает.
Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на данное имущество к доверительному управляющему.
Доверительное управление на имущество, приобретенное управляющей компанией в процессе доверительного управления паевым инвестиционным фондом, возникает в силу закона, регистрируется без оплаты государственной пошлины.
Пунктом 26 Приказа Росрегистрации от 25.07.2007 года N 157 "Об утверждении Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда, и сделок с ним" предусмотрено, что одновременно с государственной регистрацией права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, приобретенное управляющей компанией в процессе доверительного управления паевым инвестиционным фондом для включения в состав паевого инвестиционного фонда, рекомендуется осуществлять государственную регистрацию ограничения (обременения) права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество под тем же номером государственной регистрации в виде доверительного управления на основании договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом (правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом).
Материалами дела подтверждается, что предметом государственной регистрации по заявлению ООО УК "Навигатор" выступало обременение в виде доверительного управления в отношении объектов.
Доводы Управления о том, что уплате подлежала государственная пошлина в размере 22 000 рублей за регистрацию прав в отношении каждого из объектов, подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 22.1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом составляет 22 000 рублей.
Так, пунктом 5 статьи 42 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения этого права и обременения такого имущества или сделок с таким имуществом осуществляется на основании заявления, представляемого управляющей компанией, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд.
При государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимости в ЕГРН указывается, что собственниками такого объекта являются владельцы инвестиционных паев соответствующего паевого инвестиционного фонда (без указания имен (наименований) владельцев инвестиционных паев и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности).
Из разъяснений, содержащихся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2018 N 03-05-06-03/95998, составленном по итогам совещания Департамента налоговой и таможенной политики совместно с Росреестром по вопросам, связанным с государственной регистрацией права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), следует следующее.
Исходя из буквального толкования подпункта 22.1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ государственная пошлина в указанном в нем размере уплачивается отдельно:
за государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, в том числе приобретаемое для включения в состав такого фонда по любым основаниям;
за государственную регистрацию ограничения (обременения) вышеназванного права (в том числе, соответственно, доверительного управления недвижимым имуществом, находящимся в составе паевого инвестиционного фонда);
за государственную регистрацию сделок с имуществом паевого инвестиционного фонда.
Из содержания пунктов 2, 3 статьи 1017 ГК РФ, пунктов 140, 141 раздела 6.8 Порядка ведения ЕГРН, являющегося приложением N 1 к Приказу N 943, в их совокупности следует, что действительность как права собственности на недвижимое имущество, так и передачи недвижимого имущества в доверительное управление действующим законодательством ставится в зависимость от их государственной регистрации в ЕГРН. Записи в ЕГРН о государственной регистрации права собственности и доверительном управлении (обременении права) вносятся отдельно в порядке, установленном пунктами 140, 141 Приказа N 943.
Следовательно, регистрация как права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на приобретенное управляющей компанией недвижимое имущество, входящее в состав паевого инвестиционного фонда, так и ограничения (обременения) такого права в виде доверительного управления в пользу управляющей компании являются самостоятельными регистрационными действиями и, следовательно, в силу буквального толкования подпункта 22.1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ совершение каждого из этих регистрационных действий облагается государственной пошлиной.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 28.09.2020 N 307-ЭС20-13113 по делу N А56-54482/2019.
Материалами дела подтверждается, что государственная регистрация права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее закрытый рентный паевой инвестиционный фонд, произведена 06.07.2012, запись в ЕГРН N 36-36-18/016/2012-017.
В рамках рассматриваемого заявления государственная регистрация права общей долевой собственности не производилась, следовательно, государственная пошлина в размере 22 000 рублей уплате не подлежала.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что уплате подлежала только государственная пошлина в соответствии с пунктом 27 статьи 333.33 Налогового кодекса, которая составляет 1 000 рублей за объект.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.07.2020 по делу N А14-18091/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-18091/2019
Истец: ООО "УК "Навигатор"
Ответчик: Управление Росреестра по Воронежской области