г. Тула |
|
10 ноября 2020 г. |
Дело N А09-10531/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.11.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Дайнеко М.М. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Группа компании ХХI век" (г. Брянск, ОГРН 1033231005015, ИНН 3254000056) - Сияльской Н.Д. (доверенность от 26.02.2019 N 3), в отсутствие заинтересованных лиц - Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1033231005015, ИНН 3254000056), Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365), Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202747721, ИНН 3201005597), Управления по строительству и развитию территории города Брянска (г. Брянск, ОГРН 1063250004400, ИНН 3250064926), извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 25.08.2020 по делу N А09-10531/2019 (судья Фролова М.Н.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Группа компании ХХI век" (далее - заявитель, общество, ООО "Группа компании ХХI век") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (далее - управление), к Брянской городской администрации (далее - администрация) о признании незаконными действий по отказу в проведении мероприятий по разделу земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 32:28:0041601:821, общей площадью 13 868 кв.м, расположенного по адресу: г. Брянск, проезд Московский, д. 9А; об обязании управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации и Брянской городской администрации провести работы по разделу земельного участка, находящегося в государственной собственности с кадастровым номером 32:28:0041601:821, общей площадью 13 868 кв.м, расположенного по адресу: г. Брянск, проезд Московский, д. 9А, в соответствии с предоставленной схемой раздела (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции в порядке статьи 51 АПК РФ привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Управление по строительству и развитию территории города Брянска.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.08.2020 заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован неправомерностью действий по отказу в проведении мероприятий по разделу спорного земельного участка.
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение норм материального и процессуального права. Управление указывает на доказанность факта отсутствия на спорном земельном участке принадлежащего обществу объекта недвижимости, что подтверждается актом управления от 08.07.2019. Как полагает заинтересованное лицо, судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального права, выразившиеся в непривлечении к участию в деле межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы, которой 19.08.2019 принято решение о предстоящем исключении ООО "Группа компании ХХI век" из ЕГРЮЛ в связи с недостоверностью сведений о местонахождении общества.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу поддержала доводы, изложенные управлением.
В судебное заседание заинтересованные лица и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статей 266, 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзывах позиции сторон, выслушав представителя заявителя, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в 2004-2005 годах ООО "Группа компании XXI век" был построен и введен в эксплуатацию топливо-заправочный пункт (далее -- ТПЗ). ТПЗ построен и введен в эксплуатацию на основании постановлений администрации города Брянска и акта ввода в эксплуатацию, право собственности на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Специфика объекта недвижимости заключается в том, что основная его часть, а именно: емкости для хранения топлива, резервуары аварийного слива горюче-смазочного материала (далее - ГСМ), очистные сооружения находятся под землей, что отражено на топографической съемке, предоставленной Управлением по строительству и развитию территории города Брянска.
Земельный участок общей площадью 2 265 кв.м, с кадастровым номером 32:28:04:16:01:0007/02 для строительства и эксплуатации топливо-заправочного пункта был предоставлен в субаренду.
В период 2012-2016 гг. управление без согласования с хозяйствующими субъектами, в том числе и заявителем, произвело раздел земельного участка, часть которого по договору субаренды занимал заявитель. Заявитель указал на то, что по состоянию на настоящее время под существующим объектом недвижимости отсутствует земельный участок, что создает препятствия в восстановлении и эксплуатации объекта недвижимости.
В апреле 2019 года заявитель обратился в управление с заявлением о проведении мероприятий по разделу земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 32:28:0041601:821 общей площадью 13 868 кв.м, расположенного по адресу: г. Брянск, проезд Московский, 9А. При этом общество указало на то, что раздел необходим заявителю для оформления прав на предоставленный земельный участок.
Однако управление в проведении работ по разделу земельного участка отказало со ссылкой на "фактическое отсутствие" объекта недвижимости, данный отказ оформлен письмом от 02.09.2019 N 29/02/2223.
Полагая, что указанный отказ управления является незаконным и необоснованным, и нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их, исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из анализа представленных в материалы дела доказательств, по существу заявленных требований обществом оспариваются действия заинтересованных лиц, выразившееся в отказе проведения мероприятий по разделу земельного участка, находящегося в государственной собственности с кадастровым номером 32:28:0041601:821, общей площадью 13 868 кв.м, расположенного по адресу: г. Брянск, проезд Московский, д. 9А.
Принимая оспариваемое заявителем решение, оформленное письмом от 02.09.2019 N 29/02/2223, заинтересованное лицо исходило из того, что основанием для его принятия послужил вывод последнего об отсутствии на спорном земельном участке объекта недвижимого имущества - топливо-заправочного пункта с кадастровым номером 32:28:0041601:284, принадлежащего заявителю. Данное обстоятельство послужило основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 32:28:0041601:821, общей площадью 13 868 кв.м, расположенного по адресу: г. Брянск, проезд Московский, д. 9А.
В соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что земельный участок с кадастровым номером 32:28:0040601:821 площадью 13 868 кв.м, с заявлением о разделе которого обратился заявитель, образован при разделе земельного участка с кадастровым номером 32:28:06:16:007 общей площадью 14 864 кв.м на два участка с образованием второго земельного участка с кадастровым номером 32:28:00141601:216 общей площадью 900 кв.м.
До проведения раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 32:28:04:16:01: 007 Брянской городской администрацией в лице комитета по земельным ресурсам и землеустройству администрации (арендодатель) заключен договор аренды от 15.07.2002 N 20770 с Брянским городским пассажирским автотранспортным предприятием (арендатор), согласно которому арендатор принял в пользование земельный участок площадью 14 864 кв.м для эксплуатации производственной базы, сроком действия договора - 49 лет, что подтверждается кадастровым планом земельного участка от 11.03.2004 N 736.
В последующем, между МУП "Брянское городское пассажирское автотранспортное предприятие" (арендодатель) и обществом (арендатор) 06.10.2003 заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях субаренды (далее - договор).
Согласно пункту 1.1. договора арендодатель сдает, а арендатор принимает в долгосрочное пользование на условиях субаренды часть земельного участка площадью 2265 кв. м, учетный кадастровый номер 32:28:04:16:01:0007/02 из земельного участка площадью 14 864 кв. м., кадастровый номер 32:28:04:16:01:0007, категория - земли поселений, расположенного по адресу: г. Брянск, Фокинский район, Северо-Восточная промзона, сроком по 27.10.2015.
В соответствии с пунктом 1.4 договора участок предоставляется для строительства пункта по заправке ГСМ автотранспорта и подвижного состава МУП "Брянское городское пассажирское автотранспортное предприятие" на территории предприятия.
Договор зарегистрирован в установленном законном порядке 15.03.2004.
Общество осуществило строительство объекта недвижимости - топливозаправочного пункта на вышеуказанном земельном участке.
Постановлением от 02.09.2004 N 3019-п обществу разрешено сдать в эксплуатацию построенный топливо-заправочный пункт на субарендуемой части территории производственной базы МУП Брянского городского пассажирского автотранспортного предприятия (площадью 2265 кв.м).
Актом государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 11.05.2005 топливо-заправочный пункт принят в эксплуатацию.
Постановлением Брянской городской администрации от 02.06.2005 N 1953-п утвержден акт государственной комиссии о вводе в эксплуатацию топливозаправочного пункта общества.
В 2009 году происходит первый раздел земельного участка с кадастровым номером 32:28:04:16:01:0007, в результате которого образованы два земельных участка:
- с кадастровым номером 32:28:0041601:216 общей площадью 900 кв.м;
- с кадастровым номером 32:28:0041601:217 общей площадью 13 963 кв.м ( в настоящее время носит статус архивного).
Об указанном разделе заявитель не знал, так как продолжал пользоваться своим земельным участком в прежнем порядке и без каких-либо препятствий.
Постановлением администрации города Брянска от 06.06.2012 N 1328-п "Об образовании земельных участков из земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Брянска, расположенного по адресу: г. Брянск, Фокинский район, проезд Московский, дом 9А" происходит второй раздел земельного участка с кадастровым номером 32:28:0041601:217, в результате раздела образованы следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 32:28:0041601:551 общей площадью 12 311 кв.м (архивный);
- с кадастровым номером 32:28:0041601:552 общей площадью 1 088 кв.м (архивный);
- с кадастровым номером 32:28:0041601:551 общей площадью 564 кв.м (архивный).
Указанное постановление было оспорено заявителем и признано недействительным постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 по делу N А09-9229/2012.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 02.02.2015 по делу N А09-306/2013 аннулированы сведения в государственном кадастре недвижимости о земельных участках: площадью 12 311 кв.м с кадастровым номером 32:28:0041601:551, площадью 1088 кв.м с кадастровым номером 32:28:0041601:552, площадью 564 кв.м с кадастровым номером 32:28:0041601:553, расположенных по адресу: г. Брянск, пр-д Московский, 9-А.
Таким образом, в настоящее время из исходного земельного участка с кадастровым номером 32:28:04:16:01:0007 образованы и поставлены на кадастровый учет два земельных участка с кадастровыми номерами 32:28:0040601:821 и 32:28:00141601:216. В соответствии с указанными выписками право собственности на поименованные земельные участки не зарегистрировано, какие-либо обременения отсутствуют. Однако, в результате произведенных ответчиками разделов, заявитель утратил право пользования земельным участком, так как используемый им по договору субаренды земельный участок перестал существовать еще в 2009 году при первоначальном разделе, а в 2012 году заявитель, до этого пользовавшийся участком в прежнем (договорном) режиме, не смог пользоваться земельным участком.
Как установлено в ходе судебного разбирательства судом первой инстанции, в настоящее время объект нуждается в реконструкции, для получения разрешения на реконструкцию объекта в управлении по строительству и развитию территории города Брянска заявителю необходимо предоставить документ, подтверждающий право пользования (владения) земельным участком под объектом. Для того, чтобы распоряжаться объектом недвижимости заявителю также необходим документ, подтверждающий право пользования (владения) земельным участком. Из изложенного следует, что на момент обращения общества в суд первой инстанции с настоящим заявлением, общество не могло каким-либо образом пользоваться или распоряжаться своим имуществом, что является нарушением его законного права, как собственника объекта.
Материалами дела установлен факт того, что в настоящее время право собственности заявителя на сложный объект подтверждено выпиской из ЕГРН от 05.07.2018. Кроме того, в материалы дела предоставлено техническое заключение Брянского отделения Филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Центральному федеральному округу по обследованию топливозаправочного пункта от 2018 года, которым подтверждается наличие в составе топливозаправочного пункта следующих частей: здание операторской (надземное), заправочный островок (надземный), подземные резервуары, узел слива (подземный), аварийные резервуар (подземный), очистные сооружения (подземные). Заключение составлено с целью определения объектов, входящих в состав топливо-заправочного пункта. Этим же заключением установлено, что указанные сооружения являются единым технологическим комплексом, объединены технологическими трубопроводами, силовыми и сигнальными кабелями, расположенными в подземных каналах. Представители общества также указали на то, что изначально площадь земельного участка предоставлялась с учетом рабочего проекта топливо-заправочного пункта, который включает в себя следующие основные здания и сооружения: здание операторной, заправочные островки, подземные резервуары общей емкостью 50 куб.м, площадку для АЦ, узел слива, аварийный резервуар, очистные сооружения.
Проект топливо-заправочного пункта выполнен в соответствии с требованиями СНиП II-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений"; ПОТ РО112-001-95 "Правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз и автозаправочных станций"; НПБ 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности"; ППБ 01-93* "Правила пожарной безопасности в РФ"; СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение"; ГОСТ 2084-77 "Бензины автомобильные. Технические условия"; ГОСТ 305-82 "Топливо дизельное. Технические условия"; ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение" и т.д.
Согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 11.05.2005 все работы выполнены в соответствии с проектным решением, в связи с чем объект принят в эксплуатацию. Объектом права в данном свидетельстве обозначен именно топливо-заправочный пункт. Нежилое помещение площадью 26,1 кв.м - здание операторской - не используется само по себе, а является лишь частью сложной вещи - топливо-заправочного пункта. Остальные составляющие этого пункта не относятся к объектам недвижимости, поэтому специального выделения при госрегистрации не требуют (статья 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации).
Таким образом, из анализа представленных в материалы дела доказательств, судом первой инстанции верно отмечено, что при формировании земельных участков необходимо исходить из того, что обществу на праве собственности принадлежит топливо-заправочный пункт, который включает в себя объекты, перечисленные в акте ввода объекта в эксплуатацию и рабочем проекте, а не только объект недвижимости площадью 26,1 кв.м.
Кроме того, постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 по делу N А09-9229/2012 дана оценка неправомерности действий администрации города Брянска при разделе исходного земельного участка, который привел к тому, что общество, имея на праве собственности объект недвижимости, не может им пользоваться, так как лишен каких-либо прав на землю под указанным объектом. Указанным судебным актом на администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, что до настоящего времени не исполнено заинтересованным лицом.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу пункта 1 статьи 11.2, пунктов 1, 3 статьи 117 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе земельных участков.
Согласно статье 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 3 ст. 10.10 ЗК РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п. 4 ст. 10.10 ЗК РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом (п. 6 ст. 10.10 ЗК РФ).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 ст.10.10 ЗК РФ).
В силу части 1 статьи 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Земельным кодексом Российской Федерации, а именно пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ определены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии со статьей 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении.
Порядок обращения и рассмотрения заявлений определен в статье 39.17 ЗК РФ.
Как видно из материалов дела, заявитель 29.07.2019 обратился в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 32:28:0041601:821 общей площадью 13 868 кв.м, расположенного по адресу: г. Брянск, проезд Московский, 9А.
В заявлении общество указало, что образование земельного участка площадью 2 262 кв.м из земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 32:28:0041601:821 общей площадью 13 868 кв.м, расположенного по адресу: г. Брянск, проезд Московский, 9А, необходимо для эксплуатации топливо-заправочного пункта. К заявлению прилагались: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории; схема распечатки чертежа прокладки электрических кабелей.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, из системного толкования приведенных норм следует, что заявителем соблюдены все нормы действующего законодательства при обращении в уполномоченный орган с соответствующем заявлением при наличии надлежащих оснований для такого обращения.
Довод заявителя апелляционной жалобы относительного того, что данный объект отсутствует на спорном земельном участке, подлежит отклонению как необоснованный, поскольку опровергается материалами дела, в частности, свидетельством о государственной регистрации права собственности на объект права - топливо-заправочный пункт.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемые действия заинтересованных лиц, выразившиеся в отказе проведения раздела испрашиваемого заявителем земельного участка, изложенного в письме от 02.09.2019 N 29/02/2223, не основаны на нормах действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем является незаконным.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации, материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Поскольку в рассматриваемом случае установлены основания для признания отказа, изложенного в письме от 02.09.2019 N 29/02/2223, незаконным, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что способом восстановления нарушенного права заявителя является возложение на управление и администрацию обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем проведения работ по разделу земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 32:28:0041601:821 общей площадью 13 868 кв.м, расположенного по адресу: г. Брянск, проезд Московский, 9А, в соответствии с предоставленной схемой раздела.
Также судебная коллегия отклоняет как необоснованные доводы управления о том, что судом первой инстанции неправомерно не привлечено к участию в деле межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы, которой 19.08.2019 принято решение о предстоящем исключении ООО "Группа компании ХХI век" из ЕГРЮЛ в связи с недостоверностью сведений о местонахождении общества. Ни в мотивировочной, ни в резолютивной частях оспариваемого решения не содержится выводов суда первой инстанции, которые бы непосредственно затрагивали права и законные интересы указанного лица, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось обязанности по привлечению указанного лица к участию в деле.
При этом сам факт принятия межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы решения от 19.08.2019 о предстоящем исключении ООО "Группа компании ХХI век" из ЕГРЮЛ в связи с недостоверностью сведений о местонахождении общества к существу рассматриваемого спора не относится.
Другие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 25.08.2020 по делу N А09-10531/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-10531/2019
Истец: ООО " Группа Компании "XXI век", ООО "Группа компанй XXI век"
Ответчик: Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации
Третье лицо: Брянская городская администрация, Управление по строительству и развитию территории города Брянска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области"
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-323/2021
23.05.2022 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2234/2022
19.03.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-323/2021
10.11.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6068/20
25.08.2020 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-10531/19