город Ростов-на-Дону |
|
17 ноября 2020 г. |
дело N А53-5555/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Решетовой В.А.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель Везири И.Б. по доверенности от 25.05.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.10.2020 по делу N А53-5555/2020 по иску Администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области
(ОГРН 1026101233971, ИНН 6119003088) к хозяйственному партнерству "Проектное бюро Среда"
(ОГРН 1176196052966, ИНН 6163207147) о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
администрация Матвеево-Курганского района Ростовской области (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с иском к хозяйственному партнерству "Проектное бюро Среда" (далее - ответчик, партнерство) о взыскании убытков в размере 1 257 734,97 руб.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору N ОП04/2017 на выполнение проектных работ от 11.12.2017.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.10.2020 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд применил к спорным отношениям срок исковой давности.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе администрация просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению заявителя, срок исковой давности по заявленным требованиям необходимо исчислять с момента вынесения Федеральным казначейством предписания от 29.05.2019.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Истец извещен надлежащим образом, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ХП "Проектное бюро Среда" (исполнитель) и администрацией Матвеево-Курганского района (заказчик) был заключен договор N ОП04/2017 на выполнение проектных работ от 11.12.2017, в соответствии с условиями которого исполнитель обязался по заданию заказчика выполнить дизайн-проект и сметный расчет территории по адресу: в 20 м на восток от ул. 1-я Пятилетка, 108 (возле Дворца культуры), в соответствии с техническим заданием на проектирование (приложение N 1 к договору) и сдать результат работ заказчику, а заказчик обязался принять результат и оплатить его в порядке, предусмотренном договором.
Во исполнение условий договора ХП "Проектное бюро Среда" выполнило работы, которые были приняты надлежащим образом заказчиком, что подтверждается актом N 12 от 11.12.2017 (т.1, л.д.14), и сторонами не оспаривается.
Как указывает истец, при проведении проверки предоставления и использования субсидий из федерального бюджета, контролеры Управления Федерального казначейства по Ростовской области пришли к выводу, что администрацией Матвеево-Курганского района в 2018 года приняты к бюджетному учету акты о приемке выполненных работ с необоснованно примененным коэффициентом 1,15 к нормам затрат труда, оплате труда рабочих, нормам времени и затратам на эксплуатацию машин (включая затраты труда и оплату труда рабочих, обслуживающих машины). Данный коэффициент внесен в локальный сметный расчет при его разработке ХП "Проектное бюро Среда".
Администрация Матвеево-Курганского района направила ХП "Проектное бюро Среда" претензию от 11.11.2019 исх. N 248 с требованием возместить причиненные убытки в размере 1 257 734,97 руб., оставленная ответчиком без финансового удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) выполнить определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 393 ГК РФ).
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права. Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействия); наличие у субъектов гражданского оборота убытков с указанием их размера; наличие причинной связи между поведением и возникшими убытками; наличие вины лица, допустившего правонарушение.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации судебная защита нарушенных гражданских прав гарантируется в пределах срока исковой давности.
В соответствии с указанной нормой исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункты 1 и 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (статья 191 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу системного толкования пунктов 1 и 3 статьи 725 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда, является специальным по отношению к статье 200 Кодекса и составляет один год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из системного толкования положений Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что начало течения срока исковой давности по искам о ненадлежащем качестве работ по договору подряда связано не с моментом, когда заказчик работ узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а с даты приемки результата работ.
В силу положений пункта 2 статьи 725 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в соответствии с договором подряда результат работы принят заказчиком по частям, течение срока исковой давности начинается со дня приемки результата работы в целом.
Таким образом, исчисление срока исковой давности по настоящему спору начинается с момента подписания истцом акта выполненных работ от 11.12.2017. Следовательно, срок исковой давности по заявленному истцом требованию истек 11.12.2018.
Вместе с тем, иск был подан в Арбитражный суд Ростовской только лишь 25.02.2020, то есть за пределами специального годичного срока исковой давности
В соответствии со ст. 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
Согласно п. 20 и п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ N 43 "к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом. Ответ на претензию, не содержащий указания на признание долга, сам по себе не свидетельствует о признании долга.
Перерыв течения срока исковой давности в связи с совершением действий, свидетельствующих о признании долга, может иметь место лишь в пределах срока давности, а не после его истечения.
Вместе с тем, по истечении срока исковой давности течение исковой давности начинается заново, если должник или иное обязанное лицо признает свой долг в письменной форме (пункт 2 статьи 206 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В материалах дела имеется письмо ответчика от 13.12.2019 исх. N И-079 (т. 1, л.д. 50), из содержания которого не следует признание долга ответчиком, признание факта наличия каких-либо недостатков.
Доводы истца о том, что срок исковой давности начинает исчисляться с момента вынесения предписания, судебной коллегией отклоняется, поскольку в данном случае право на предъявление требования о взыскании возникает у истца с момента нарушения обязательства ответчиком.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", применительно к норме абзаца второго пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса разъяснено, что, установив пропуск стороной по делу срока исковой давности, при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности, суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал во взыскании убытков ввиду истечения сроков исковой давности.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.10.2020 по делу N А53-5555/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-5555/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МАТВЕЕВО-КУРГАНСКОГО РАЙОНА, Администрация Матвеево-Курганского района Ростовской области
Ответчик: "ПРОЕКТНОЕ БЮРО СРЕДА"