г. Ессентуки |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А15-5238/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.11.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старковой А.А., при участии государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Дагестан "Кизлярское медицинское училище" - Джафарова К.Р. (доверенность от 11.09.2020), от Министерства образования и науки Республики Дагестан - Кунтугановой Д.А. (доверенность от 16.10.2020), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Дагестан "Кизлярское медицинское училище" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.08.2020 по делу N А15-5238/2019 (судья Омарова П.М.) по заявлению государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Дагестан "Кизлярское медицинское училище" (ОГРН 1020502308133) к Министерству образования и науки Республики Дагестан (ОГРН 1020502629840) в лице Управления надзора и контроля в сфере образования о признании незаконным приказа N 1296-04/19 от 09.07.2019 об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности ГБПОУ РД "Кизлярское медицинское училище", обязании устранить допущенные нарушения путем отмены принятого решения об отказе в государственной аккредитации и выдачи свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности ГБПОУ РД "Кизлярское медицинское училище",
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан "Кизлярское медицинское училище" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Министерству образования и науки Республики Дагестан в лице Управления надзора и контроля в сфере образования (далее - Министерство) с требованиями: о признании незаконным приказа N 1296-04/19 от 09.07.2019 об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности Учреждения, обязании устранить допущенные нарушения путем отмены принятого решения об отказе в государственной аккредитации и выдачи свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности Учреждения.
Решением суда от 18.08.2020 в удовлетворении заявленных требований Учреждения отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для признания оспариваемого приказа Министерства недействительным и его отмене.
Учреждение обжаловало решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения.
Определением апелляционного суда от 07.10.2020 удовлетворено ходатайство Учреждения о проведении судебного заседания путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержала позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить.
Представитель Министерства поддержала позицию, изложенную в отзыве апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Учреждения и Министерства, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Учреждению выдана бессрочная лицензия N 8505 от 17.02.2016 на осуществление образовательной деятельности среднего профессионального образования по специальностям: 31.02.01 "Лечебное дело", 31.02.02 "Акушерское дело" и 34.02.01 "Сестринское дело". Учреждению также выдано свидетельство о государственной аккредитации N 6365 от 04.02.2016 сроком действия до 13.06.2019.
До истечения срока действия вышеуказанного свидетельства о государственной аккредитации Учреждение в апреле 2019 года обратилось в Министерство с заявлением о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности (заявление без даты).
18.04.2019 Министерство сообщило Учреждению о приеме документов к рассмотрению по существу.
23.04.2019 Министерством издан приказ N 921-04/19 о проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности Учреждения в период с 22 по 29 мая 2019 года. Утверждена экспертная группа, руководителем которой назначен эксперт Алиханов З.И.
Согласно заключению экспертов от 25.06.2019 содержание и качество подготовки обучающихся по заявленным для государственной аккредитации основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования 31.00.00 "Клиническая медицина" (31.02.01 "Лечебное дело", 31.02.02 "Акушерское дело") и 34.00.00 "Сестринское дело" (34.02.01 "Сестринское дело") не соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам.
09.07.2019 на основании указанного заключения экспертов Министерством издан приказ N 1296-04/19 об отказе в государственной аккредитации Учреждения по заявленным к государственной аккредитации укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки.
Считая отказ в государственной аккредитации образовательной деятельности незаконным, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришел к выводу, что оспариваемый акт и действия Министерства соответствуют закону и не нарушают прав Учреждения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 92 Федерального закона от 29.12.2012 N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС), а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.
Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия ФГОС по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих обучение.
На основании частей 11 и 12 статьи 92 Закона N 273-ФЗ государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения. Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1039 утверждено Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности (далее - Положение о государственной аккредитации).
В ходе проведения аккредитационной экспертизы соответствия качества и содержания подготовки, обучающихся в Учреждении, экспертами, выявлены несоответствия требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
Приказ Министерства от 09.07.2019 N 1296-04/19 об отказе Учреждению в государственной аккредитации образовательной деятельности было принято в соответствии о пунктом 2 части 23 статьи 92 Закона N 273-ФЗ, подпунктом "б" пункта 69 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, согласно которому при наличии отрицательного заключения, составленного по результатам аккредитационной экспертизы, является основанием для отказа в государственной образовательной деятельности по заявленным к аккредитации образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки.
Данное обстоятельство подтверждается отрицательным заключением экспертной группы от 25.06.2019.
Экспертное заключение содержит вывод, что условия реализации образовательных программ не соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальностям 31.02.01 "Лечебное дело", 31.02.02 "Акушерское дело".
Так по специальности 31.02.01 "Лечебное дело" из 22 учебных кабинетов и 4 лабораторий по ФГОС, в наличии имеются 12 кабинетов и 3 лаборатории (нарушение пункта 7.15 ФГОС). По специальности 31.02.02 "Акушерское дело" из 17 учебных кабинетов и 8 лабораторий по ФГОС в наличии имеются 12 кабинетов и 3 лаборатории (нарушение пункта 7.18 ФГОС).
Основная профессиональная образовательная программа 31.02.01 "Лечебное дело" по структуре не соответствует требованиям ФГОС и примерной профессиональной образовательной программе в части увеличения количества зачетов и дифференцированных зачетов и экзаменов в учебном году (пункт 32 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2014 N 464). Отсутствие промежуточных аттестаций по дисциплине ОГСЭ "Физическая культура" в 6,7 семестрах. Сокращение обязательной части математического и общего естественнонаучного учебного цикла. Отсутствие в математическом и общем естественнонаучном учебном цикле дисциплины обязательной части учебных циклов.
Основная профессиональная образовательная программа 31.02.02 "Акушерское дело" по структуре не соответствует требованиям ФГОС и примерной профессиональной образовательной программы. Отсутствуют промежуточные аттестации по дисциплинам, междисциплинарным курсам и учебной практике. Обязательный минимум содержания образования не соответствует требованиям реализуемых ФГОС по аккредитуемым образовательным программ в рамках укрупненной группы специальностей.
В своей апелляционной жалобе Учреждение признает отклонение по математическому и общему естественнонаучному учебному циклу.
Вместе с тем, наличие одного подтвержденного факта несоответствия образовательной программы ФГОС является основанием для вынесения отрицательного заключения аккредитационной экспертизы.
Положение о государственной аккредитации не предусматривает выдачу рекомендаций образовательному учреждению по устранению замечаний, выявленных в ходе проведенной проверки.
Существенные нарушения порядка проведения аккредитационной экспертизы, которые могли бы повлиять на выводы экспертов, аккредитационным органом не допущено. Документы, подтверждающие аккредитацию экспертов и соответствие их квалификационных требованиям, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20.05.2014 N 556, Министерством представлены в материалы дела.
Таким образом, приказ Министерства от 09.07.2019 N 1296-04/19 об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности Учреждения издан в соответствии с Законом N 273-ФЗ и Положением о государственной аккредитации.
Государственная аккредитация образовательной деятельности относится к государственным услугам, и Учреждение вправе повторно обратиться за получением такой услуги в установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования порядке. Таким образом, оспариваемый Учреждением приказ не создает заявителю препятствий для осуществления образовательной деятельности.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов Учреждения в экономической сфере.
С учетом изложенного, совокупность оснований, указанных в статьях 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания приказа Министерства от 09.07.2019 N 1296-04/19 недействительным не установлена.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы Учреждением уплачена государственная пошлина в сумме 3000р, вместо 1500р, она подлежит частичному возврату из федерального бюджета.
Определением апелляционного суда от 01.10.2020 Учреждению предложено представить оригинал платежного документа.
Вместе с тем, Учреждением представлена копия платежного документа, оригинал не был представлен. Вопрос о возврате государственной пошлины не может быть решен в данном судебном заседании. Учреждение не лишено возможности обратиться в суд первой инстанции с заявлением о возврате из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.08.2020 по делу N А15-5238/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-5238/2019
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "КИЗЛЯРСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12075/20
17.11.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3670/20
18.08.2020 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-5238/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-5238/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-5238/19