г. Саратов |
|
18 ноября 2020 г. |
Дело N А12-8213/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "17" ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" ноября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Дубровиной О.А., Котляровой А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Юг" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 августа 2020 года по делу N А12-8213/2020
по исковому заявлению акционерного общества "Волгоградоблэлектро" (ИНН 3443029580, ОГРН 1023402971272)
к публичному акционерному обществу "Россети Юг" (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096) о взыскании 203 160 934 руб. 62 коп. по договору на оказание услуг по передаче (транспортировке) электрической энергии,
третье лицо комитет тарифного регулирования Волгоградской области
и по встречному исковому заявлению публичного акционерного общества "Россети Юг"
к акционерному обществу "Волгоградоблэлектро"
о взыскании 161 314 689 руб. 65 коп. по договору на оказание услуг по передаче (транспортировке) электрической энергии,
третье лицо: комитет тарифного регулирования Волгоградской области (ИНН 3444134770; ОГРН 1063444056048),
при участии в судебном заседании представителей акционерного общества "Волгоградоблэлектро" - Ребергер Г.В., по доверенности N 88 от 28.05.2020, Воронцовой Н.М., по доверенности N 118 от 01.06.2020, представителей публичного акционерного общества "Россети Юг" - Дмитриева Р.П., по доверенности N 289-20 от 29.08.2020, Бондаренко В.А., по доверенности N 253-20 от 29.08.2020, представителя комитета тарифного регулирования Волгоградской области - Орловой В.В., по доверенности N 9 от 27.02.2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Волгоградоблэлектро" (далее - АО "Волгоградоблэлектро", истец по первоначальному иску) в рамках дела N А12-8213/2020 обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к публичному акционерному обществу "Россети Юг" (далее - ПАО "Россети Юг", ответчик по первоначальному иску) о взыскании 101 580 467 руб. 31 коп. неосновательного обогащения.
Определением суда от 03.06.2020 принято к рассмотрению увеличение суммы исковых требований до 203 160 934 руб. 62 коп. за расчетный период январь, февраль 2020 г. неосновательного обогащения.
ПАО "Россети Юг" в рамках дела N А12-9134/2020 обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к АО "Волгоградоблэлектро" о взыскании 25 000 руб. основного долга по оплате услуг по передаче электрической энергии за расчетный период январь 2020 г. по договору на оказание услуг по передаче (транспортировке) электрической энергии N 3470090866 от 25.06.2019, пени за просрочку исполнения обязательства по оплате услуг, оказанных по договору на оказание услуг по передаче (транспортировке) электрической энергии N 3470090866 от 25.06.2019 за период начисления с 25.02.2020 по 23.03.2020 в сумме 25 000 руб.
Определением суда от 20.05.2020 принято уточнение основания исковых требований и увеличение суммы исковых требований в части взыскания основного долга до 157 987 040 руб. 78 коп. за расчетный период январь, февраль 2020 г., в части взыскания пени до 3 327 648 руб. 87 коп. за расчетный период январь, февраль 2020 г. за период начисления с 25.02.2020 по 28.04.2020.
Определением суда от 25.06.2020 дела N А12-8213/2020 и N А12-9134/2020 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен N А12-8213/2020.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21 августа 2020 года исковые требования ПАО "Россети Юг" к АО "Волгоградоблэлектро" удовлетворены частично; с АО "Волгоградоблэлектро" в пользу ПАО "Россети Юг" взысканы задолженность по оплате услуг по передаче электрической энергии в сумме 148 718 122 руб. 83 коп., неустойка в сумме 3 327 648 руб. 87 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.; в иске в остальной части отказано; с АО "Волгоградоблэлектро" в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в сумме 186 508 руб.; с ПАО "Россети Юг" в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в сумме 11 492 руб.
Исковые требования АО "Волгоградоблэлектро" к ПАО "Россети Юг" удовлетворены; с ПАО "Россети Юг" в пользу АО "Волгоградоблэлектро" взысканы задолженность в размере 203 160 934 руб. 62 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 000 руб.; произведен зачет первоначальных и встречных требований.
Окончательное решение по результатам произведенного зачета: с ПАО "Россети Юг" в пользу АО "Волгоградоблэлектро" взыскана задолженность в размере 51 313 162 руб. 92 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Юг" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение в части отказа в удовлетворении требований ПАО "Россети Юг" и в части удовлетворения требований АО "Волгоградоблэлектро" и принять по настоящему делу новый акт, которым исковые требования ПАО "Россети Юг" удовлетворить полностью, в удовлетворении исковых требований АО "Волгоградоблэлектро" отказать.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что ПАО "Россети Юг" не является потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых АО "Волгоградоблэлектро", денежные средства от конечных потребителей, присоединенных к сетям АО "Волгоградоблэлектро", за оказанные услуги по передаче электрической энергии по котловому тарифу не получает, а значит, не может рассматриваться в качестве лица, неосновательно сэкономившего стоимость услуг, которые якобы оказывались АО "Волгоградоблэлектро" в спорные расчетные периоды.
Кроме того, по мнению заявителя, по сравнению с прошлым 2019 годом схема взаиморасчетов между ТСО и потребителями услуг региона не поменялась. Количественные характеристики электрической энергии и заявленной мощности также остались на уровне прошлого года, изменилась лишь цена на услуги по передаче электрической энергии.
Также ПАО "Россети Юг" полагает, что судом первой инстанции неверно определен объем услуг по передаче электрической энергии, подлежащий оплате АО "Волгоградоблэлектро" в пользу ПАО "Россети Юг".
В силу пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", следует, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пунктов 1, 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам, проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, т.к. лица, участвующие в деле, не заявили возражений.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе в обжалуемой части, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, правоотношения сторон регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442 (далее - Правила N 442), действовавшими в спорный период.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий недопустимы.
Согласно пункту 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг. Порядок заключения и исполнения договоров об оказании услуг по передаче электроэнергии устанавливается в Правилах N 861.
По договору на оказание услуг по передаче электроэнергии сетевая организация обязана обеспечить передачу электроэнергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, а потребитель - оплачивать эти услуги в размере и сроки, установленные договором (пункты 14, 15 Правил N 861, пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
Как следует из материалов дела и не оспорено участвующими в деле лицами, ПАО "Россети Юг" (исполнитель - сторона 2) и АО "Волгоградоблэлектро" (заказчик - сторона 1) заключен договор на оказание услуг по передаче (транспортировке) электрической энергии N 3470090866 от 25.06.2009.
В соответствии с условиями указанного договора в редакции дополнительного соглашения N 10/2016 от 16.09.2016 стороны обязуются осуществлять взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, с использованием принадлежащих сторонам на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, в пределах величины максимальной мощности. Права и обязанности сторон определены в разделе 2 договора.
В соответствии п. 2.2.1 заказчик обязался своевременно и в полном объеме производить оплату исполнителю услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям исполнителя по тарифу, определенному в соответствии с п. 3.1 договора.
Согласно п. 2.4.1 исполнитель обязался обеспечить передачу электрической энергии (мощности), принятой в свою сеть, до точек приема электрической энергии в сеть стороны 2 (Приложение 1) в пределах максимальной мощности, с учетом пропускной способности электрической сети и технологических характеристик энергопринимающих устройств в соответствии с согласованными параметрами надежности, которые должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013.
Порядок расчетов за услуги по транспортировке электрической энергии по договору согласован сторонами в разделе 3 договора.
Согласно п. 3.1 индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для осуществления взаиморасчетов устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов.
Стоимость услуг по передаче электрической энергии (мощности) за расчетный период определяется исходя из применяемого варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии и объема оказанных услуг по передаче электрической энергии. Сверх того уплачивается НДС, рассчитываемый в соответствии с законодательством РФ (п. 3.4).
Расчет задолженности по иску ПАО "Россети Юг" осуществлен истцом исходя из применения одноставочного тарифа.
Для расчетов за услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, потребители самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение одного месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов).
При отсутствии указанного уведомления расчеты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, производятся по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования.
Согласно пункту 3.4.1 договора стоимость услуг по передаче электрической энергии (мощности) определяется при применении одноставочного тарифа. Стоимость услуг, оказанных по одноставочному тарифу, равна произведению ставки такого тарифа на фактический объем сальдированного перетока электрической энергии между стороной 1 и стороной 2, а также между стороной 2 и смежной сетевой организацией, отраженных в актах приема - передачи электрической энергии, из электрических сетей ПАО "Россети Юг" и прочих сетевых организаций, в электрические сети АО "Волгоградоблэлектро" (приложение N 5 к договору), в кВт*ч, которая определяется вычитанием из объема электрической энергии, принятой стороной 2 из электрических сетей стороны 1, смежных сетевых организаций, в кВт*ч, объема электрической энергии, переданной стороной 2 в электрическую сеть стороны 1, смежных сетевых организаций, в кВт*ч.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год установлены приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 26.12.2019 N 46/6. Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Волгоградской области на 2020 год установлены постановлениями Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 26.12.2019 N 46/5.
Расчетным периодом для оплаты оказываемых заказчиком услуг по договору является один календарный месяц.
По окончании каждого расчетного периода заказчик и исполнитель совместно подписывают двухсторонний акт выполненных работ. В течение двух рабочих дней с момента получения акта заказчик направляет исполнителю подписанную со своей стороны копию акта об оказании услуг либо письменные возражения по акту. В случае неподписания заказчиком акта и отсутствия письменных, мотивированных возражений в течение 2 (двух) рабочих дней с момента получения заказчиком копии акта услуги считаются оказанными и принятыми.
Заказчик обязан в течение трех рабочих дней с момента получения от исполнителя указанных документов рассмотреть их и при отсутствии претензий подписать представленные акты.
Оплата услуг по передаче электроэнергии производится в следующем порядке: 10 процентов стоимости услуг по передаче электрической энергии, рассчитанных по плановому объему текущего месяца, вносится до 10-го числа месяца; 15 процентов стоимости услуг по передаче электрической энергии, рассчитанных по плановому объему текущего месяца, вносится до 20-го числа месяца; 70 процентов стоимости услуг по передаче электрической энергии, рассчитанных по плановому объему текущего месяца, вносится до 29-го числа месяца.
Основанием требований о взыскании 157 987 040 руб. 78 коп. является нарушение обязательств по оплате услуг по передаче электроэнергии за расчетные периоды: январь, февраль 2020 г.
Из пункта 15 (1) Правил N 861 следует, что обязательства потребителя услуг определяются в размере их стоимости, которая рассчитывается исходя из тарифа на услуги по передаче электроэнергии и объема услуг. В соответствии с пунктом 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, тарифы подлежат применению в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.
Суд первой инстанции учел доводы АО "Волгоградоблэлектро", согласно которым в объеме сальдо-перетока не учтен объем отпущенной электроэнергии из сетей АО "Волгоградоблэлектро" в январе 2020 г. 6 198 670 мВт*ч и феврале 2020 г. 6 306 346 мВт*ч, что влечет дополнительное уменьшение потерь.
Согласно акту от 31.01.2020 объем переданной электрической энергии составляет 119 681, 75 МВт*ч., разногласия составили 6 198, 67 МВт*ч. АО "Волгоградоблэлектро" определяет объем оказанных услуг по передаче электроэнергии в январе 2020 года как сальдо-переток электроэнергии между смежными сетевыми организациями в соответствии с положениями п. 52 Методических указаний N 20-э/2, а также раздела 3 выписки из протокола N 51/46 от 26.12.2019 заседания коллегии комитета тарифного регулирования Волгоградской области.
Учитывая тарифно-балансовые решения Комитета тарифного регулирования Волгоградской области, п. 52 Методических указаний N 20-э/2 и принятую схему "котла" региона, из объема электрической энергии, поступившей в сеть АО "Волгоградоблэлектро" (119 681 750 кВт*ч), необходимо вычесть объем электрической энергии, переданной АО "Волгоградоблэлектро" в смежные сетевые организации (6 198 670 кВт*ч).
Согласно акту от 29.02.2020 объем переданной электрической энергии составляет 113 563, 786 МВт*ч., разногласия составили 6 306, 346 МВт*ч.
С учетом вышеизложенного за февраль 2020 г. из объема электрической энергии, поступившей в сеть АО "Волгоградоблэлектро" (113 563 786 кВт*ч), необходимо вычесть объем электрической энергии, переданной АО "Волгоградоблэлектро" в смежные сетевые организации (6 306 346 кВтч).
Таким образом, за январь 2020 г. размер оплаты оказанных услуг составит 84 115 474 руб. 62 коп. (617 руб. 68 коп. * 113 483, 08 МВт*ч) с учетом НДС. С учетом произведенного зачета встречных требований на сумму 7 529 042 руб. 90 коп. задолженность АО "Волгоградоблэлектро" составит 76 586 431 руб. 72 коп. За февраль 2020 г. размер оплаты оказанных услуг составит 79 500 930 руб. 65 коп. (617 руб. 68 коп. * 107 257, 44 МВт*ч) с учетом НДС. С учетом произведенного зачета встречных требований на сумму 7 369 239 руб. 54 коп. задолженность АО "Волгоградоблэлектро" за февраль 2020 г. составит 72 131 691 руб. 11 коп.
С учетом изложенного выше суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований ПАО "Россети Юг" на сумму 148 718 122 руб. 83 коп. по оплате услуг по передаче электрической энергии и отказу в иске в остальной части.
В связи с нарушением ответчиком сроков оплаты истцом было заявлено требование о взыскании пени на неоспариваемую часть задолженности в сумме 3 327 648 руб. 87 коп. за расчетный период январь, февраль 2020 г. за период начисления с 25.02.2020 по 28.04.2020.
Взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 332 Гражданского кодекса кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает.
В соответствии с п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", если размер неустойки установлен законом, то в силу пункта 2 статьи 332 ГК РФ он не может быть по заранее заключенному соглашению сторон уменьшен, но может быть увеличен, если такое увеличение законом не запрещено.
05.12.2015 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов".
Истцом расчет пени произведен на основании ст. 37 Федерального закона N 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике", согласно которой потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику, обязаны уплатить ему пени в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Согласно расчету истца размер пени составляет 3 327 648 руб. 87 коп.
Ответчик представленный истцом расчет неустойки не оспорил и надлежащими доказательствами не опроверг. О снижении размера неустойки ответчиком не заявлено и доказательств ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств в материалы дела не представлено.
В суд первой инстанции также не представлены доказательства наличия оснований для освобождения ответчика от ответственности за неисполнение обязательств, предусмотренных статьей 401 ГК РФ.
С учетом изложенного, как обоснованно указал суд первой инстанции, требования о взыскании пени подлежат удовлетворению.
Принимая решение в отношении исковых требований АО "Волгоградоблэлектро" к ПАО "Россети Юг", суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Экономической основой функционирования электроэнергетики является система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии и мощности рынках электроэнергии. Эти отношения обусловлены технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики (п.2 ст.5 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, помимо прочих, являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Как следует из материалов дела, АО "Волгоградоблэлектро" является коммерческой организацией, имеющей статус сетевой организации.
АО "Волгоградоблэлектро" и ПАО "Россети Юг" в лице филиала - "Волгоградэнерго" являются смежными сетевыми организациями на территории Волгоградской области.
Между ПАО "Россети Юг" (исполнитель - сторона 2) и АО "Волгоградоблэлектро" (заказчик - сторона 1) заключен договор на оказание услуг по передаче (транспортировке) электрической энергии N 3470090866 от 25.06.2009.
Приказами комитета тарифного регулирования Волгоградской области установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ПАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" и АО "Волгоградоблэлектро" N N 46/2, 46/6, 46/5, 46/7 от 26.12.2019, действующие с 01.01.2020.
Таким образом, регулирующим органом установлено и подтверждено право АО "Волгоградоблэлектро" на получение вознаграждения в размере соответствующего тарифа за оказываемые им услуги по передаче электрической энергии на территории Волгоградской области.
АО "Волгоградоблэлектро" в адрес ПАО "Россети Юг" направлено дополнительное соглашение N 1/2020 от 20.01.2020 к договору на оказание услуг по передаче (транспортировке) электрической энергии N 3470090866 от 25.06.2009, в котором отражены величины, предусмотренные указанными тарифно-балансовыми решениями комитета тарифного регулирования Волгоградской области, согласно которым заявленная мощность на 2020 год составляет 187,133 МВт, а объем технологического расхода (потерь) электроэнергии - сальдированный переток электроэнергии на 2020 год 1 139, 870 млн кВт*ч.
ПАО "Россети Юг" в лице филиала - "Волгоградэнерго" в протоколе разногласий к дополнительному соглашению N 1/2020 от 20.01.2020 к договору N 3470090866 от 25.06.2009 указало двухставочный вариант тарифа за оказанные АО "Волгоградоблэлектро" услуги по передаче электроэнергии.
До настоящего времени возникшие при заключении дополнительного соглашения к договору разногласия по порядку применения установленного уполномоченным органом тарифно-балансового решения стороны не урегулировали.
В силу подп. "г" п. 41 Правил N 861 при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенными на территории одного субъекта РФ, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.
Пунктом 14 Правил N 861 установлена обязанность потребителя по оплате услуг сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные договором. Отсутствие договора не освобождает потребителя от оплаты фактически оказанных ему услуг.
Как усматривается из представленных сторонами актов об оказании услуг по передаче электроэнергии, стороны руководствуются утвержденным Приказом комитета тарифного регулирования от 26.12.2019 N 46/2 долгосрочными параметрами регулирования для АО "Волгоградоблэлектро" и применяют для взаимных расчетов в неоспариваемой части установленные индивидуальные тарифы.
Неоспариваемая величина заявленной мощности составляет 12,294 МВт, которая и была оплачена ответчиком истцу в полном объеме.
В силу пункта 2 Правил N 861 "заявленная мощность" - величина мощности, планируемой к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.
В соответствии с абзацами 12 и 14 пункта 15 (1) Правил N 861 в случае, если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация, объем услуг по передаче электрической энергии, оказанных другой сетевой организацией, в том числе организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, определяется в отношении объектов электросетевого хозяйства в соответствии с настоящим пунктом в зависимости от применяемого в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике к потребителю услуг варианта цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в следующем порядке: объем услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем услуг по ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, двухставочной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, равен величине заявленной мощности, определенной в соответствии с пунктом 38 данных Правил.
В силу пунктов 2, 17, 18 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178), "регулируемая деятельность" - деятельность в сфере электроэнергетики, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по ценам (тарифам), которые в соответствии с Законом об электроэнергетике подлежат государственному регулированию.
Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в отношении каждой из сторон такого договора, и носят индивидуальный характер.
При установлении тарифа в отношении АО "Волгоградоблэлектро" учитывалась величина заявленной мощности 187,133 МВт. Плата за мощность взыскивается в соответствии с принятыми тарифно-балансовыми решениями.
В связи с вышеизложенным истец произвел расчет стоимости оказанных услуг за период с 01.01.2020 по 29.02.2020 в сумме 203 160 934 руб. 62 коп.
Как указывает АО "Волгоградоблэлектро", поскольку ПАО "Россети Юг" не произвел оплату оказанных услуг по передаче электрической энергии, то у него возникло неосновательное обогащение за счет истца.
Суд первой инстанции правомерно счел, что позиция истца соответствует нормам действующего законодательства в сфере тарифного регулирования и сложившейся судебной практике (решения Арбитражного суда Волгоградской области от 12.09.2019 по делу N А12-22151/2019 и от 25.11.2019 по делу N А12-22215/2019, оставленные в силе вышестоящими судебными инстанциями).
В силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций их услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 46 - 48 Правил N 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования).
Цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178).
Расчеты между территориальными сетевыми организациями должны осуществляться по тарифу на услуги по передаче электроэнергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в отношении каждой из сторон такого договора, и носит индивидуальный характер (пункт 42 Правил N 861).
Согласно абзацу 2 пункта 6 Правил N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче.
В соответствии с абзацем 9 подпункта 3 пункта 3 Основ ценообразования N 1178 в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят:
- регулируемые цены (тарифы), предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности);
- цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащими к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, если решением Правительства Российской Федерации не предусмотрено иное (далее - единый (котловой) тариф);
- индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче (далее - тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями).
Согласно абзацу 7 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона N 35-ФЗ при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы:
- определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов);
- обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии;
- учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
Абзацем 4 пункта 4 статьи 23 Закона N 35-ФЗ определено, что цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 утверждены Основы ценообразования, определяющие принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике.
В соответствии с пунктом 4 Основ ценообразования установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральным законом "Об электроэнергетике" и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.
Соблюдение указанных принципов при расчете регулируемых цен (тарифов) обеспечивается путем проведения анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) при рассмотрении регулирующими органами соответствующих дел, в том числе проведения экспертизы, по результатам которой составляется экспертное заключение, приобщаемое к делу об установлении цен (тарифов) (пункты 8, 19, 22 Правил).
Решения об установлении цен (тарифов) принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа, в ходе которого составляется протокол (пункты 25 - 26 Правил). При этом цены (тарифы) и (или) их предельные уровни подлежат применению в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил).
В соответствии с абзацем 14 пункта 2 Основ ценообразования необходимой валовой выручкой (НВВ) является экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 861 при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.
Для реализации цели обеспечения равенства тарифов для потребителей услуг, а также для обеспечения справедливого распределения полученной тарифной выручки между всеми сетевыми организациями, участвующими в процессе оказания услуг, пунктами 3 и 63 Основ ценообразования и пунктом 49 Методических указаний N 20-э/2 регламентировано, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в виде единого (котлового) тарифа, по которому производят оплату потребители услуг, и индивидуальных тарифов, по которым осуществляются взаиморасчеты между смежными сетевыми организациями.
В свою очередь, тариф устанавливается так, чтобы обеспечить сетевой организации экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (раздел III Основ ценообразования, пункты 43, 44, 47 - 49, 52 Методических указаний N 20-э/2).
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Порядок установления и расчета индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии определен пунктом 52 Методических указаний N 20-э/2, при этом НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
Согласно пунктам 50 и 52 Методических указаний N 20-э/2 при установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии и индивидуальных тарифов для взаиморасчетов используются показатели электрической энергии и мощности, которые формируются на основании плановых показателей, подаваемых территориальными сетевыми организациями.
Во исполнение закрепленных законодателем принципов государственного регулирования в субъектах Российской Федерации реализована котловая экономическая модель взаиморасчетов за услуги по передаче электроэнергии (Приказ ФСТ России от 31.07.2007 N 138-э/6, Информационное письмо ФСТ России от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12 "О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии").
В условиях котловой модели взаиморасчетов все потребители, относящиеся к одной группе, оплачивают котлодержателю услуги по передаче электроэнергии по единому (котловому) тарифу. За счет этого котлодержатель собирает необходимую валовую выручку сетевых организаций, входящих в "котел", и распределяет ее между смежными сетевыми организациями посредством использования индивидуальных тарифов, обеспечивая тем самым необходимую валовую выручку каждой из сетевых организаций (в том числе собственную) для покрытия их производственных издержек и формирования прибыли (пункт 3 Основ ценообразования, пункты 49, 52 Методических указаний).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифа, включающее как "котловой", так и индивидуальные тарифы, учитывает экономически обоснованные потребности всех электросетевых организаций, входящих в "котел". В силу нормативного характера тарифного решения оно обязательно для смежных сетевых организаций, а согласно пункту 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178) такое решение должно применяться в расчетах по тем же правилам, по которым устанавливался тариф.
Тарифы устанавливаются по инициативе регулируемой организации и при ее непосредственном участии, что позволяет ей своевременно отстаивать свои права, знать о принятом решении и следовать ему при осуществлении деятельности в течение периода регулирования (пункты 12, 25 Правил регулирования тарифов).
Как следует из материалов дела, в силу "котловой" модели тарифного регулирования на территории Волгоградской области ПАО "Россети Юг" является "котлодержателем", у которого аккумулируются оплаченные потребителями по "котловому" тарифу денежные средства за оказанные услуги по передаче электрической энергии для последующего их перераспределения между сетевыми организациями по индивидуальным тарифам.
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). Расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций) производится независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены.
Исходя из принятой в регионе схемы взаиморасчетов по единым котловым тарифам за объем полезного отпуска потребителям тарифную выручку получают территориальные сетевые организации (далее - ТСО) ПАО "Россети Юг" (филиал - "Волгоградэнерго"), АО "Волгоградоблэлектро" и др.
По установленным индивидуальным тарифам на услуги по передаче электрической энергии ПАО "Россети Юг" (филиал - "Волгоградэнерго") оплачивает услуги нижестоящих ТСО исходя из установленной им необходимой валовой выручки с учетом доли затрат, приходящейся на сторонних потребителей.
Разница между полученной тарифной выручкой по единым тарифам, выручкой, отдаваемой нижестоящим сетевым компаниям по индивидуальным тарифам, и собственной утвержденной НВВ распределяется между крупной ТСО (ПАО "Россети Юг" (филиал - "Волгоградэнерго")) и средними ТСО, в том числе АО "Волгоградоблэлектро", по индивидуальным тарифам.
Согласно протоколу заседания коллегии комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 26.12.2019 N 51/46 формирование единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год производилось с учетом ограничений, предусмотренных действующим законодательством и прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год:
- непревышение предельной величины перекрестного субсидирования, учитываемой в тарифах на услуги по передаче, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, в размере 4 873,6 млн руб.;
- непревышение величины единых (котловых) тарифов в первом полугодии относительно тарифов, установленных на второе полугодие по состоянию на 31 декабря.
При этом данное ограничение не распространяется на одноставочный единый (котловой) тариф в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях (с 2016 года) и на цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей (с 12.05.2018). Согласно п. 11 (1) Основ ценообразования вышеуказанные тарифы первого полугодия могут отличаться от соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего года в результате изменения соотношения между объемами электрической энергии и мощности; предельных уровней тарифов на услуги по передаче электроэнергии, утвержденных приказом ФАС России.
При формировании единых тарифов на услуги по передаче должно учитываться требование законодательства об исключении из расчета НВВ сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя (монопотребители), соответственно в доле, приходящейся на монопотребителя.
С учетом данных законодательных ограничений расчет единых котловых тарифов на услуги по передаче на 2020 год произведен исходя из:
- планового котлового баланса электроэнергии и мощности сформированного в рамках утвержденного баланса ФАС России на основании форм П 1.30 территориальных сетевых компаний с календарной разбивкой;
- утвержденной НВВ и затрат на компенсацию потерь в части сторонних потребителей, которые определены пропорционально полезному отпуску электрической энергии на сторону (в соответствии с требованиями п. 42 Правил N 861, п. 20 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, п. 14 Методических указаний N 20-э/2).
Затраты на компенсацию потерь сформированы исходя из тарифа покупки 3,07975 руб. / кВт*ч. с учетом непревышения предельных уровней тарифов, утверждаемых приказом ФАС России (рост к плановому тарифу, учтенному в тарифах 2019 года - 4,87%).
Формирование единых (котловых) тарифов для прочих потребителей на первое полугодие 2020 года произведено исходя из планового котлового баланса электроэнергии и мощности сформированного в рамках утвержденного баланса ФАС России и затратных показателей, определенных с учетом требования п. 11 (1) Основ ценообразования, о непревышении тарифов в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) во втором полугодии предшествующего годового периода, а также с учетом непревышения предельных уровней тарифов, утвержденных приказом ФАС России. В целях соблюдения данного ограничения была произведена корректировка НВВ между уровнями напряжения.
При формировании единых (котловых) тарифов на второе полугодие 2020 года произведена корректировка затрат на компенсацию потерь между уровнями напряжения исходя из равномерности прироста ставок на оплату технологического расхода (потерь).
В приказе на установление единых (котловых) тарифов, сформированном в соответствии с требованиями регламента N 834/18, отражены величины экономически обоснованных тарифов на услуги по передаче электроэнергии, а также показатели, использованные при расчете данных тарифов, в том числе объемы полезного отпуска, суммы перекрестного субсидирования и другие.
Расчет индивидуальных тарифов осуществляется на основании балансовых показателей сетевых организаций, представленных по форме П1.30, а также сформированных НВВ и затрат на потери территориальных сетевых организаций в части сторонних потребителей (в соответствии с требованиями п. 42 Правил N 861, п. 20 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, п. 14 Методических указаний N 20-э/2), плановой собираемости тарифной выручки крупных территориальных сетевых организаций исходя из сформированных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год с календарной разбивкой.
Расчет индивидуальных тарифов произведен исходя из годовых показателей без разбивки по полугодиям.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей в соответствии с п. 52 Методических указаний N 20-э/2 является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации, базой для расчета ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии - плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями.
Приказами КТР от 26.12.2019 установлены необходимые валовые выручки на долгосрочный период регулирования и долгосрочные параметры регулирования для всех сетевых организаций.
Расчет НВВ и тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2020-2024 годы выполнен методом долгосрочной индексации НВВ в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.
Как усматривается из Приказа комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 26.12.2019 N 46/6 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год", базой для расчета индивидуальных тарифов для смежных сетевых организаций (АО "Волгоградоблэлектро" и ПАО "Россети Юг" - филиал "Волгоградэнерго") является заявленная мощность в объеме 187,133 МВт.
Приказом комитета тарифного регулирования от 26.12.2019 N 46/6 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2020 год (без НДС): для АО "Волгоградоблэлектро" и ПАО "Россети Юг" - филиал "Волгоградэнерго" на первое полугодие 2020 года установлен одноставочный тариф в размере 617 руб. 68 коп. за один МВт в месяц, для ПАО "Россети Юг" - филиал "Волгоградэнерго" и АО "Волгоградоблэлектро" на первое полугодие 2020 года установлен двухставочный тариф, включающий ставку на содержание электрических сетей в размере 484 161 руб. 94 коп. за один МВт в месяц.
Акты направлены АО "Волгоградоблэлектро" ПАО "Россети Юг" за январь 2020 г. на сумму 108 723 211 руб. 58 коп., за февраль 2020 г. на сумму 108 723 211 руб. 58 коп., где заявлено о применении двухставочного тарифа со ссылкой на заключенный сторонами договор на оказание услуг по передаче (транспортировке) электрической энергии N 3470090866 от 25.06.2009. Ответчиком указанные акты согласованы с разногласиями в части применения двухставочного тарифа и стоимости за январь 2020 г. в размере 101 580 467 руб. 31 коп., за февраль 2020 г. в размере 101 580 467 руб. 31 коп.
Как усматривается из материалов дела, оспаривая заявленную мощность в объеме 187,133 МВт, ответчик применяет рассчитанный на основании приказа комитета тарифного регулирования Волгоградской области тариф к мощности в 12 294 кВт.
Согласно доводам заявителя апелляционной жалобы по сравнению с прошлым 2019 годом схема взаиморасчетов между ТСО и потребителями услуг региона не поменялась. Количественные характеристики электрической энергии и заявленной мощности также остались на уровне прошлого года, изменилась лишь цена на услуги по передаче электрической энергии.
Вместе с тем Приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области N 34/2@ от 30.10.219была утверждена инвестиционная программа АО "Волгоградоблэлектро" 2020 - 2024 годы, в связи с чем, изменились и количественные характеристики электрической энергии и заявленной мощности.
Поскольку указанные величины являются базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей и базой для расчета ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, то изменилась и цена на услуги по передаче электрической энергии.
Как установлено материалами дела, 03.08.2020 представителями комитета тарифного регулирования были даны подробные пояснения по существу принятого тарифно-балансового решения. В указанном судебном заседании присутствовали и представители ПАО "Россети Юг", в связи с чем, вышеуказанный довод апелляционной жалобы отклоняется судебной коллегией, как несостоятельный.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, изменение в сторону уменьшения показателей мощности, утвержденных при установлении индивидуальных тарифов между АО "Волгоградоблэлектро" и ПАО "Россети Юг", безосновательно образует не компенсированные тарифными решениями убытки у АО "Волгоградоблэлектро", добросовестно действующим на рынке услуг по передаче электрической энергии в 2020 году.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда или принятия Федеральной антимонопольной службой одного из указанных решений (выдачи предписания), если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием).
Тарифным решением, включающим котловой и индивидуальные тарифы и обосновывающим их данные, по существу, утверждаются параметры экономического функционирования электросетевого комплекса региона на период регулирования. Участие в регулируемой деятельности всех сетевых организаций и учет их интересов при принятии тарифного решения определяют обязанность сетевых организаций придерживаться в своей деятельности установленных параметров. Следование этим величинам должно обеспечивать как формирование котловой валовой выручки, так и ее справедливое и безубыточное распределение между сетевыми организациями.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, для сохранения баланса интересов всех сетевых организаций и потребителей услуг, по общему правилу, требования сетевой организации об оплате услуг должны основываться на тарифном решении.
ПАО "Россети Юг" в установленном законном порядке не оспорил решение комитета тарифного регулирования Волгоградской области.
В соответствии с положениями статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно статье 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как правомерно счел суд первой инстанции, ПАО "Россети Юг" не представило достаточных и необходимых доказательств обоснованности своей позиции относительно заявленных требований АО "Волгоградоблэлектро".
Предъявление АО "Волгоградоблэлектро" требований к ПАО "Россети Юг" по утвержденному в расчетном периоде индивидуальному тарифу, исходя из заявленной мощности, является правомерным, не приведет к дисбалансу в распределении совокупной НВВ, установленной тарифным решением, не нарушает экономические интересы сетевых организаций.
Поскольку ответчик не произвел в полном объеме оплату АО "Волгоградоблэктро", истец вправе требовать соответствующего возмещения со стороны ответчика неосновательного обогащения в размере 203 160 934 руб. 62 коп.
В соответствии со статьями 1102, 1105, 1107 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), причем независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, либо не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Обязательство ПАО "Россети Юг" оплатить АО "Волгоградоблэлектро" необходимую валовую выручку, полученную вследствие принятого уполномоченным органом тарифного решения, возникло на основании не оспоренных ПАО "Россети Юг" приказов комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 26.12.2019 N N 46/2, 46/6, 46/5, 46/7.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выражает согласие с позицией суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований ПАО "Россети Юг" и удовлетворения требований АО "Волгоградоблэлектро" и также полагает исковые требования АО "Волгоградоблэлектро" о взыскании с ПАО "Россети Юг" сумм возмещения за указанный период в размере 203 160 934 руб. 62 коп. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции в обжалуемой части полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителей, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой, представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 августа 2020 года по делу N А12-8213/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-8213/2020
Истец: ПАО "ВОЛГОГРАДОБЛЭЛЕКТРО", ПАО "РОССЕТИ ЮГ"
Ответчик: ПАО "ВОЛГОГРАДОБЛЭЛЕКТРО", ПАО "РОССЕТИ ЮГ" В ЛИЦЕ ФИЛИАЛА "ВОЛГОГРАДЭНЕРГО"
Третье лицо: КОМИТЕТ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ