г. Саратов |
|
18 ноября 2020 г. |
Дело N А12-13702/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей М.А. Акимовой, С.М. Степуры,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу Ростовской таможни (346715, Ростовская область, г. Аксай, Аксайский проспект, 13-А, ИНН 6102020818, ОГРН 1056102011943)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 сентября 2020 года по делу N А12-13702/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Профитрейд" (400066, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Маршала Чуйкова, д. 9, кв. 94,108, ИНН 3459071241, ОГРН 1163443080195)
к Краснодарской таможне Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы (350912, Краснодарский Край, г. Краснодар, ул. им. Суворова, 2, 5, ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238), Ростовской таможне (346715, Ростовская область, г. Аксай, Аксайский проспект, 13-А, ИНН 6102020818, ОГРН 1056102011943)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении,
без участия сторон
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Профитрейд" (далее - ООО "Профитрейд", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Краснодарской таможне Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы о признании незаконным и отмене постановления от 16.04.2020 Ростовской таможни о назначении административного наказания по делу об административном нарушении N 10313000-574/2020.
Судом первой инстанции в силу положения части 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве соответчика привлечена Ростовская таможня (далее - таможенный орган, административный орган).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04 сентября 2020 года постановление от 16.04.2020 Ростовской таможни о назначении административного наказания по делу об административном нарушении N 10313000-574/2020 признано незаконным и отменено. В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Профитрейд" к Краснодарской таможне Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы отказано.
Ростовская таможня не согласилась с принятым решением суда и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.6.3 ст. 15.25 КоАП РФ. Местом совершения административного правонарушения является место нахождения Ростовского филиала (г. Ростов на Дону. Общество уведомлено о времени и месте составления протокола и оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении. Ходатайств об отложении даты рассмотрения дела не поступало, в иные административные дела директор Общества также не являлась.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы участники процесса извещены надлежащим образом согласно требованиям статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом лиц.
Через канцелярию Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от Ростовской таможни поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Из материалов дела следует, что ООО "Профитрейд", (продавец) и ООО "Фикус" (покупатель) подписали контракт N 1-JI от 28.08.2017 на поставку товара (оборудование). Базис поставки указывается в спецификациях к контракту. Датой отгрузки является дата, указанная на транспортном документе переданному перевозчику (накладной, квитанции). Валюта цены и валюта платежа - рубль РФ. Сумма контракта составляет сумму всех подписанных спецификаций, условия оплаты: 100% предоплата или оплата с отсрочкой платежа по прилагаемым спецификациям. Датой оплаты считается дата поступления средств на счет продавца, контракт действует до 31.12.2018. При неисполнении условий контракта в указанный срок действие контракта продлевается до полного исполнения обязательств сторонами. 08.11.2017 оформлен паспорт сделки (далее - ПС) N 17110011/3531/0001/1/1 в Ростовском филиале банка "Центр международных расчетов" (ООО) с указанием даты завершения исполнения обязательств по контракту - 31.12.2018.
10.01.2018, 21.03.2019 и 26.07.2019 стороны оформляли дополнительные соглашения, по условиям которых, продлевали действие контракта до 01.09.2020.
При исполнении обязательств по оплате поставки товара, на основании счетов-фактур N 55 и N 56 от 21.08.2018 от нерезидента 21.08.2018 на счет ООО "Профитрейд" в уполномоченном банке, получены денежные средства в сумме 147 200 руб. Товар вывезен на общую сумму 147 200 с предоставлением нерезиденту отсрочки платежа по ДТ N 10313140/220818/003561 на сумму 88 400 руб., по ДТ N 10313140/220818/0035773 на сумму 58 800 руб.
Дополнительным соглашением от 27.08.2018 изменен срок оплаты товара, отсрочка платежа действует до 60 дней с момента поставки товаров. Дополнительным соглашением от 26.09.2018 срок оплаты изменен, отсрочка платежа до 10 месяцев с момента поставки товаров.
ООО "Профитрейд" 11.11.2019 представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах по ДТ N 10313140/220818/0035651 и по ДТ N 10313140/220818/0035773.
Сведения ДТ N 10313140/220818/0035651 и N 10313140/220818/0035773, по которым вывоз товара осуществлен на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты, подлежала представлению в уполномоченный банк не позднее 21.09.2018, принятию банком - не позднее 05.10.2018.
Административным органом установлено, что по сведениям и документам, представленным ООО "Профитрейд" и уполномоченным банком, справка о подтверждающих документах, с отражением сведений ДТ N 10313140/220818/0035651 на сумму 88 400 руб., ДТ N 10313140/220818/0035773 на сумму 58 800 руб., в уполномоченный банк не представлялась.
Таким образом, ООО "Профитрейд" допустило нарушение требований п. 8.8 Инструкции ЦБ РФ N 181-И, а именно нарушило порядок и срок представления в уполномоченный банк формы учета по валютным операциям, ответственность за которое предусмотрена ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
Должностным лицом отдела валютного контроля Астраханской таможни по данному факту в отношении ООО "Профитрейд" составлен протокол N 10311000-1152/2019 от 26 февраля 2020 года по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
В связи с тем, что местом совершения административного правонарушения определен адрес местонахождения уполномоченного банка, в который должна быть предоставлена форма учета по валютным операциям (г. Ростов-на Дону ул. Пушкинская 105/79), материалы дела об административном правонарушении направлены в Ростовскую таможню.
Постановлением Ростовской таможни от 16.04.2020 N 10313000-574/2020 ООО "Профитрейд" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
ООО "Профитрейд", полагая, что вынесенное постановление является незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом нарушен порядок привлечения Общества к административной ответственности, а именно оспариваемое постановления вынесено в отсутствие представителя Общества в период действия ограничительных мер по защите населения и территорий Волгоградской области и Ростовской области от чрезвычайных ситуаций, в связи с распространением новой короновирусной инфекции, в том числе, устанавливающих обязанность граждан не покидать место проживания (пребывания). Общество в условиях принятия дополнительных усиленных мер по защите населения и территорий Волгоградской области и Ростовской области от чрезвычайных ситуаций, установления обязательных для исполнения правил поведения при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления не имело законных оснований прибыть в административный орган и обеспечить участие представителя по делу об административном правонарушении.
Суд первой инстанции, учитывая, что отсутствовало волеизъявление истца о замене ответчика, в удовлетворении требований ООО "Профитрейд" к Краснодарской таможне Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы отказал.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учёта и отчётности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчётов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней
Объектом административных правонарушений являются публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.
Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует нарушение установленных сроков представления форм учёта и отчётности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Субъектом данных административных правонарушений является резидент, на которого возложена обязанность по предоставлению в уполномоченный банк форм учёта и отчётности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 24 Закона РФ N 173-ФЗ от 10.12.2003 "О валютном регулировании и валютном контроле", далее Закон N 173-ФЗ, резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Требованиями п. 2 ст. 5 Федерального Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N173-ФЗ) установлено, что для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным Законом, Центральный Банк РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Порядок и сроки представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, единых форм учета и отчетности по валютным операциям, установлены Инструкцией Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее Инструкция).
Исходя из требований п. 8.8 Инструкции N 181-И при вывозе товара с территории РФ на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты и при наличии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенном законодательством таможенного союза путем подачи декларации на товары резидент должен представить в банк УК в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после месяца, в котором зарегистрированы декларации на товары (далее - отчетный месяц), справку о подтверждающих документах (далее СПД), заполненную в соответствии с приложением 6 к Инструкции, без представления декларации на товары. В указанную в абзаце первом настоящего пункта СПД включаются сведения о декларациях на товары, зарегистрированные таможенными органами в течение отчетного месяца.
В соответствии с п. 15.8 Инструкции датой представления резидентом в банк документов и информации считается дата их получения банком, зафиксированная в соответствии с порядком банка о регистрации (приеме) поступающих (входящих) документов, включая документы в электронном виде.
Согласно п. 16.2 и п.п. 16.2.2 Инструкции, при представлении резидентом СПД, в отношении СПД, указанной в пункте 8.8 Инструкции, проверка осуществляется банком в срок не позднее десяти рабочих дней после даты ее представления в уполномоченный банк.
Пунктом 16.7 Инструкции предусмотрено, что требования о представлении резидентом в банк документов и информации в установленные Инструкцией сроки будут выполнены резидентом в случае, если они представлены резидентом в банк в сроки, установленные Инструкцией, и приняты банком в сроки, установленные п. 16.2 Инструкции.
В рассматриваемом случае по состоянию на дату регистрации ДТ, оплата за товар, переданный нерезиденту по указанным ДТ, на счет ООО "Профитрейд" не была получена, т.е. поставка товара осуществлена с предоставлением нерезиденту отсрочки платежа.
Принимая во внимание вышеизложенные требования Инструкции, СПД с отражением сведений ДТ N 10313140/220818/0035651 и N 10313140/220818/0035773, по которым вывоз товара осуществлен на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты, подлежала представлению в уполномоченный банк не позднее 21.09.2018, принятию банком - не позднее 05.10.2018.
По сведениям и документам, представленным ООО "Профитрейд" и уполномоченным банком, справка о подтверждающих документах, с отражением сведений ДТ N 10313140/220818/0035651 на сумму 88 400 руб., ДТ N 4 10313140/220818/0035773 на сумму 58 800 руб., в уполномоченный банк не представлялась.
Таким образом, обществом нарушен порядок и срок представления в уполномоченный банк формы учета по валютным операциям, установленные п. 8.8 Инструкции ЦБ РФ N 181-И.
Согласно ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст. 26.2. КоАП РФ.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).
Кодексом об административных правонарушениях установлен порядок производства по делу об административном правонарушении.
Установленный законом порядок реализации административной ответственности является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и назначающих административные наказания. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что административное наказание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение.
Право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, как основной принцип института административной ответственности, направлено на обеспечение справедливого и правильного установления всех обстоятельств предполагаемого административного правонарушения в состязательной форме в целях реализации задач производства по делам об административных правонарушениях.
При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В пункте 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Приведенные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности.
Таким образом, административный орган должен доказать, что в целях соблюдения порядка привлечения к ответственности он принял необходимые и достаточные меры для извещения лица, привлекаемого к административной ответственности.
В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении N 10311000-1152/2019 от 26.02.2020 составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
В качестве доказательства надлежащего извещения ООО "Профитрейд" о месте и времени составления протокола об административном правонарушении административным органом представлена телеграмма с отметкой о получении лично генеральным директором О.И. Лимаренко.
Оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении от 16.04.2020 N 10313000-574/2020 вынесено в отсутствие представителя Общества.
На рассмотрение дела об административном правонарушении на 16.04.2020 ООО "Профитрейд" извещалось путем направления 02.04.2020 соответствующей телеграммы.
В своем Обращении от 25.03.2020 "К гражданам России" Президент РФ в целях предотвращения быстрого распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) объявил о периоде выходных дней, отметив при этом, что все структуры жизнеобеспечения продолжат свою работу.
Соответствующие положения закреплены в п. 2 Указа Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" (далее - Указ Президента от 25.03.2020), согласно которому, данный Указ не распространяется на следующие организации (работодателей и их работников):
а) непрерывно действующие организации;
б) медицинские и аптечные организации;
в) организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами
первой необходимости;
г) организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной
ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания,
представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под
угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;
д) организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-
разгрузочные работы;
е) организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных
функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам);
ж) иные организации, определенные решениями высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта РФ исходя из санитарно-
эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте РФ.
В п. 4 Указа Президента РФ от 02.04.2020 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ Президента от 02.04.2020) и п. 3 Указа Президента РФ от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ Президента от 28.04.2020) закреплены аналогичные положения на новый срок. Кроме того, пп. "а" п. 3 Указа Президента от 28.04.2020 данный перечень дополнен организациями, имеющими оборудование, предназначенное для непрерывного технологического процесса.
В п. п. 3, 4 Указа Президента от 25.03.2020 закреплена обязанность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ определить численность государственных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов. Пункты 6 - 7 Указа Президента от 02.04.2020 и п. п. 5, 6 Указа Президента от 28.04.2020 содержат аналогичные положения.
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 с 4 по 30 апреля 2020 года включительно в целях воспрепятствования распространению коронавирусной инфекции установлены нерабочие дни.
Указом Президента РФ от 28.04.2020 N 294 действие мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) продлены, с 6 по 8 мая 2020 года включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Пунктом 17.4 постановления Губернатора Волгоградской области от 15.03.2020 N 179 (в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 29.04.2020 N 290) "О введении режима повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" запрещено с 00 ч 00 мин. 01 апреля 2020 г. по 23 ч 59 мин. 11 мая 2020 г. покидать места проживания (пребывания), за исключением:
случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью или
наличия прямой угрозы жизни и здоровью;
случаев следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим постановлением;
случаев следования на личном транспорте (легковом автомобиле, мотоцикле) или легковом такси от места жительства (пребывания) к загородным жилым строениям, жилым, дачным, садовым домам и обратно;
случаев выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания);
случаев выноса отходов до ближайшего места накопления отходов;
случаев следования к нетрудоспособным родственникам с целью ухода и оказания им помощи, доставки лекарственных средств, продуктов питания, предметов первой необходимости;
случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (работы), которая приостановлена в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее именуется - Указ N 239), от 28 апреля 2020 г. N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее именуется - Указ N 294) и настоящим постановлением, в целях обеспечения установленных законодательством обязанностей работодателя, в том числе направленных на своевременное оформление трудовых отношений и выплату заработной платы, осуществление расчетов по налогам и сборам, обеспечение сохранности имущества, антитеррористической защищенности, промышленной, транспортной безопасности, устранения (предотвращения) аварийных ситуаций;
случаев следования самозанятых граждан к месту (от места) осуществления деятельности (работы), которая не приостановлена в соответствии с Указом N 239,
Указом N 294 и настоящим постановлением, а также передвижения самозанятых граждан по территории Волгоградской области, если такое передвижение непосредственно связано с осуществляемой ими деятельностью (работой), которая не приостановлена в соответствии с Указом N 239, Указом N 294 и настоящим постановлением;
случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (работы), которая не приостановлена в соответствии с Указом N 239, Указом N 294 и настоящим постановлением;
случаев осуществления деятельности (работы), связанной с передвижением по территории Волгоградской области, если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности (работы), которая не приостановлена в соответствии с Указом N 239, Указом N 294 и настоящим постановлением (в том числе с оказанием транспортных услуг и услуг доставки).
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 N 65).
Из материалов дела следует, что ООО "Профитрейд" о месте и времени составления протокола об административном правонарушении административным извещено телеграммой с отметкой о получении лично генеральным директором О.И. Лимаренко 20.02.2020 г.
Рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено по месту нахождения административного органа в г. Аксай Ростовской области на 16.04.2020. О времени и месте рассмотрения дела об административных правонарушениях Общество извещалось путем направления почтового уведомления, полученного Обществом 23.03.2010 г., а также путем направления телеграммы 02.04.2020 г., которая получена Обществом, что не оспаривается.
Рассмотрение дела об административном правонарушении состоялось 16.04.2020 г. без участия представителя Общества.
Таким образом, рассмотрение дела об административном правонарушении состоялось в г. Аксай Ростовской области, тогда как ООО "Профитрейд" и его директор Лимаренко О.И. находятся в г. Волгограде, что предполагало выезд представителя Общества за пределы Волгоградской области и приезд в иной субъект Российской Федерации.
В рассматриваемом случае следует учесть, что на территории Ростовской области принято постановление Правительства Ростовской области от 05 апреля 2020 года N 272 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Ростовской области В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (в редакции от постановления Правительства Ростовской области от 15.04.2020 N 357), которое в рассматриваемый период предусматривало пропускной режим перемещения по территории Ростовской области и нахождение на изоляции на срок 14 дней всех лиц, прибывших на территорию Ростовской области с территории иных субъектов Российской Федерации.
Таким образом, для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении необходим выезд представителя Общества за пределы Волгоградской области в иной субъект Российской Федерации (Ростовскую область).
Административный орган, извещая общество о месте и времени рассмотрения административного дела на 16.04.2020 г. не учел предусмотренный пропускной режим перемещения по территории Краснодарского края и обязанность нахождения на изоляции на срок 14 дней всех лиц, прибывших на территорию Краснодарского края с территории иных субъектов Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, следует вывод, что Общество, получив от административного органа уведомление о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении не могло обеспечить явку представителя ввиду объективных причин.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае имело место ненадлежащее извещение общества о времени и месте рассмотрения административного дела.
На момент рассмотрения дела об административном правонарушении (16.04.2020) Ростовская таможня, учитывая эпидемиологическую обстановку, располагала информацией о невозможности явки представителя ООО "Профитрейд" по уважительной причине, в связи с введением на территории Ростовской области режима повышенной готовности и мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", что предусматривало в рассматриваемый период пропускной режим перемещения по территории Ростовской области и нахождение на изоляции на срок 14 дней всех лиц, прибывших на территорию Ростовской области с территории иных субъектов Российской Федерации.
Административным органом не предоставлено доказательств надлежащего и заблаговременного извещения заявителя о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, позволяющего, с учетом введённого пропускного режима на территории Ростовской области для лиц, прибывших с территории иных субъектов и изоляции указанных лиц на срок 14 дней в условиях обсервации, своевременно прибыть в административный орган и обеспечить участие в рассмотрении дела.
Выявленное нарушение процедуры неустранимо, имеет существенный характер и является самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что каких-либо объективных данных, препятствующих переносу даты рассмотрения дела об административном правонарушении, с учетом указанных обстоятельств, у административного органа не имелось.
Отложение рассмотрения дела об административном правонарушении не могло повлиять на возможность привлечения лица к административной ответственности, поскольку с учетом части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел составляет два года, и в рассматриваемом случае срок давности не истекал, у административного органа имелось достаточно времени для рассмотрения административного дела и привлечения к административной ответственности.
Таким образом, в отсутствие объективных причин, при наличии на дату рассмотрения дела об административном правонарушении достаточного процессуального срока для возможного привлечения общества к административной ответственности, административным органом были проигнорированы положения Указов Президента от 02.04.2020 N 239, 25.03.2020 N 206 и постановления Правительства Ростовской области от 05.04.2020 N 272.
Указанные действия административного органа не позволили лицу, привлекаемому к административной ответственности, реализовать свои права на защиту, поскольку на основании вышеизложенного законный либо полномочный представитель не могли явиться в административный орган в назначенную дату.
Установленные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено предоставленных ему частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ гарантий защиты прав и не могло воспользоваться своими процессуальными правами. Возможность устранения допущенных недостатков отсутствует.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В рассматриваемом случае установлено существенное нарушение порядка привлечения к административной ответственности, оспариваемое постановление административного органа правомерно признано незаконным и отменено.
Суд первой инстанции, учитывая, что отсутствовало волеизъявление истца о замене ответчика, правомерно отказал в удовлетворении требований ООО "Профитрейд" к Краснодарской таможне Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены или изменения принятого решения.
Апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта, не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 сентября 2020 года по делу N А12-13702/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-13702/2020
Истец: ООО "ПРОФИТРЕЙД"
Ответчик: КРАСНОДАРСКАЯ ТАМОЖНЯ, Краснодарская таможня Южное таможенное управление Федеральной таможенной службы, ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА ЮЖНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОСТОВСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Ростовская таможня