гор. Самара |
|
18 ноября 2020 г. |
Дело N А72-6519/2020 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 ноября 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 ноября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Корнилова А.Б., Филипповой Е.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ильиной Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 ноября 2020 года апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Инзенские электрические сети" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.09.2020, принятое по делу N А72-6519/2020 (судья Коннова О.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Инзенские электрические сети" (ОГРН 1157325006970)
к Муниципальному учреждению администрации муниципального образования "Инзенский район" (ОГРН 1027300707037)
о признании незаконным постановления от 17.06.2020 N 483 "Об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, либо земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута", об обязании выдать разрешение на использование земельных участков,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Инзенские электрические сети" обратился в Арбитражный суд Ульяновской области к ответчику - Муниципальному учреждению администрации муниципального образования "Инзенский район" с заявлениями, в которых просило признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии решений по заявлениям общества от 04.03.2020, 16.03.2020, 19.03.2020 о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута для размещения линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для которых не требуется разрешение на строительство, на участках, расположенных в г. Инза Инзенского района Ульяновской области, просило обязать ответчика принять решения по вышеуказанным заявлениям общества от 04.03.2020, 16.03.2020, 19.03.2020.
Арбитражный суд принял указанные заявления к производству, делам были присвоены номера N А72-6519/2020, N А72-6521/2020, N А72-6522/2020, N А72-6523/2020, N А72-6524/2020, N А72-6525/2020, N А72-6526/2020, N А72-6527/2020, N А72-6528/2020, N А72-6530/2020, N А72-6531/2020, N А72-6532/2020, N А72-6533/2020, N А72-6534/2020, N А72-6535/2020, N А72-6538/2020, N А72-6539/2020, N А72-6540/2020, N А72-6541/2020, N А72-6542/2020, N А72-6545/2020, N А72-6550/2020, N А72-6551/2020, N А72-6552/2020, N А72-6553/2020, N А72-6554/2020, N А72-6555/2020, N А72-6556/2020, N А72-6557/2020, N А72-6558/2020, N А72-6559/2020, N А72-6560/2020, N А72-6561/2020, N А72-6562/2020, N А72-6563/2020, N А72-6564/2020, N А72-6565/2020, N А72-6566/2020, N А72-6567/2020, N А72-6568/2020, N А72-6569/2020, N А72-6570/2020, N А72-6571/2020, N А72-6572/2020, N А72-5167/2010, А72-5168/2020, N А72-5169/2020, N А72-7101/2020.
По ходатайству ответчика суд первой инстанции в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объединил вышеназванные дела в одно производство для их совместного рассмотрения, присвоив объединенному делу N А72-6519/2020.
Суд первой инстанции удовлетворил ходатайство заявителя в порядке статей 49, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об изменении предмета заявленных требований: признать незаконным отказ администрации, выраженный в письме от 22.05.2020 N 1899, в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков на земельном участке по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, юго-восточнее жилого дома N 30 по ул. Московская, обязать администрацию в течение 10 дней с момента вступления судебного акта в законную силу выдать разрешение на использование земель или земельных участков на указанном земельном участке.
Аналогичные ходатайства были удовлетворены по делам N А72-6521/2020, N А72-6522/2020, N А72-6523/2020, N А72-6524/2020, N А72-6526/2020, N А72-6531/2020, N А72-6533/2020, N А72-6534/2020, N А72-6540/2020, N А72-6542/2020 в отношении соответствующих земельных участков.
Определением от 06.08.2020 суд удовлетворил ходатайство заявителя об уточнении предмета заявленных требований:
- признать незаконным постановление администрации от 17.06.2020 N 483 "Об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, либо земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута",
- обязать администрацию в течение 10 дней с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу выдать заявителю разрешение на использование земель или земельных участков, по адресам, указанным в оспариваемом постановлении, за исключением земельного участка, расположенного по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, северо-восточнее многоквартирного жилого дома N 116 по ул. Алашеева.
Определением от 25.08.2020 суд удовлетворил ходатайство заявителя об уточнении предмета заявленных требований:
- признать незаконным постановление администрации от 17.06.2020 N 483 "Об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, либо земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута",
- обязать администрацию в течение 10 дней с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу выдать заявителю разрешение на использование земель или земельных участков, расположенных по адресам:
1. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, северо-западнее жилого дома N 34 по ул. Совхозная;
2. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, южнее жилого дома 112 по ул. Алашеева;
3. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, восточнее здания N 86а по ул. Шоссейная;
4. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, севернее здания N 22б по ул. Труда;
5. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, севернее здания N 49 по ул. Революции;
6. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, восточнее земельного участка по ул. Гаврилкова, д. 50;
7. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, севернее жилого дома N 77 по ул. Вокзальная;
8. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, южнее здания N 28А по ул. 4-я Пятилетка;
9. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, западнее жилого дома N 2 по ул. Железной Дивизии;
10. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, юго-восточнее дома N 12 по ул. Санаторная;
11. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, западнее здания N 15А по ул. Маматова;
12. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, юго-западнее жилого дома N 67 по ул. Энгельса;
13. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, юго-восточнее жилого дома N 30 по ул. Московская;
14. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, юго-восточнее жилого дома N 27 по ул. Фурманова;
15. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, южнее здания N 13 по ул. Карла Либкнехта;
16. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, северо-западнее жилого дома N 20 по ул. Герцена;
17. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, северо-западнее жилого дома N 3 по ул. Южная;
18. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, севернее здания N 9 по ул. Пирогова;
19. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, севернее земельного участка по ул. Парковая, 2/3Ж;
20. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, севернее здания N 1Д по ул. Гагарина;
21. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, севернее здания N 8Б по ул. Огарева;
22. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, севернее земельного участка N 61 по ул. Огарева;
23. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, западнее земельного участка по ул. Вокзальная, 18Ф;
24. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, юго-восточнее здания N 2Б по ул. Алашеева;
25. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, юго-восточнее жилого дома N 2Е по ул. Николаева;
26. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, севернее здания N 7 по ул. Транспортная;
27. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, западнее здания N 40 по ул. Инзенская;
28. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, севернее жилого дома 23 по ул. Алашеева;
29. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, северо-восточнее жилого дома N 25 по ул. Пугачева;
30. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, юго-западнее строения дома N 2 по ул. Социалистическая;
31. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, юго-восточнее жилого дома N 76 по ул. Хуртина;
32. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, юго-западнее жилого дома N 32 по ул. Луговая;
33. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, юго-восточнее жилого дома N 28 по ул. Зеленая;
34. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, южнее жилого дома N 196 по ул. Революции;
35. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, восточнее здания N 82Б по ул. Шоссейная;
36. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, восточнее жилого дома N 67 по ул. Железной Дивизии;
37. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, южнее земельного участка по ул. Санаторная, д. 5;
38. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, южнее жилого дома N 70 по ул. Алашеева;
39. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, южнее здания N 39 по ул. Чапаева;
40. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, юго-западнее здания N 131К по ул. Пионерская;
41. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, юго-восточнее многоквартирного жилого дома N 39г по ул. 7 Микрорайон;
42. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, западнее здания N 2А по ул. Кянжина;
43. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, восточнее жилою дома N 146 по ул. Вокзальная;
44. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, северо-западнее жилого дома N 14 по ул. Козлова;
45. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, северо-западнее здания N 2А по ул. Кянжина;
46. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, южнее жилого дома N 8 по ул. Энтузиастов;
47. Ульяновская область, Инзенский район, гор. Инза, юго-восточнее здания N 1а по ул. Фабричная.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обществу с ограниченной ответственностью "Инзенские электрические сети" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная госпошлина в сумме 141 000 руб.
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Инзенские электрические сети", не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 октября 2020 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 11 ноября 2020 года на 09 час. 50 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обществом с ограниченной ответственностью "Инзенские электрические сети" заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя и об удовлетворении апелляционной жалобы.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество в адрес администрации направило заявления от 04.03.2020, от 16.03.2020, от 19.03.2020 о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута для размещения линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для которых не требуется разрешение на строительство, на вышеуказанных земельных участках.
Письмом от 08.04.2020 N 1382 администрация уведомила общество о приостановлении предоставления муниципальной услуги по рассмотрению заявлений в связи с необходимостью выезда на земельный участок и получения ответа на межведомственный запрос.
В ответ письмом от 16.04.2020 N 394 общество указало, что законных оснований для приостановления оказания муниципальной услуги не имеется, просило рассмотреть заявления по существу и принять законное решение о предоставлении в пользование земельных участков для размещения объектов электросетевого хозяйства для последующего проведения межевания и заключения договора аренды на земельные участки.
Администрация направила обществу запрос от 22.04.2020 N 1543, как указано, в рамках рассмотрения поступивших заявлений, в целях дальнейшего принятия решения, принимая во внимание цель использования земельных участков и учитывая, что организация электроснабжения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения городского поселения, о предоставлении пояснений относительно необходимости увеличения трансформаторных подстанций при наличии сложившейся схемы электроснабжения, в отсутствие увеличения числа абонентов.
Пояснения администрация просила предоставить по каждому заявлению.
Письмом от 23.04.2020 N 1559 в адрес общества администрация пояснила, что в целях объективного рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на использование земельных участков 22.04.2020 обществу направлен запрос (исх. N 1543 от 22.04.2020) о предоставлении сведений, в целях своевременного принятия решения относительно находящихся на рассмотрении заявлений просила предоставить пояснения относительно отраженных в запросе обстоятельств.
В ответ письмом от 27.04.2020 N 412 ООО "ИЭС" общество указало, что заявления с просьбой выдать разрешения на использование земельных участков необходимы для обеспечения надежного электроснабжения потребителей МО "Инзенский район" и г. Инзы. ООО "ИЭС", как территориальная сетевая организация, в чьём пользовании находятся как муниципальные так и частные объекты электросетевого хозяйства, обеспечивает электрической энергией по сетям 10 и 0,4 кВ от питающих центров ПС ПОШ, Инза и Труслейка всех без исключения потребителей гор. Инзы, в том числе население и объекты социальной, коммунальной сферы. В соответствии с действующей нормативно-технической документацией, ООО "ИЭС" обязано обеспечивать надёжное электроснабжение потребителей с сохранением заданных параметров качества электрической энергии, а также реализовывать мероприятия, необходимые для осуществления технологического присоединения потребителей, в том числе мероприятий по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики). Рост количества заявок от потребителей на увеличение мощности в рамках подключения жилых домов с электроотопительными установками, а также подключения новых объектов городской инфраструктуры, магазинов, торговых центров и социальных объектов к сетям ООО "ИЭС", приводит к перегрузке установленного оборудования и снижению уровня напряжения потребителей. Кроме того, в связи с принятыми Президентом РФ указами об объявлении выходных дней с 30.03.2020 по 30.04.2020, наибольшая часть населения гор. Инзы в рабочее время находится по месту проживания, в режиме самоизоляции, что смещает пик (величину максимально потребляемой мощности) потребления электрической энергии (мощности) с вечернего времени на дневное, то есть в зону суток с максимальным дефицитом мощности в энергетической системе всей России, тем самым увеличивается непропорционально нагрузка на энергетическую систему и питающие центры. Для обеспечения доступа потребителей г. Инзы к требуемой величине фактически потребляемой мощности, планируется установка трансформаторных подстанций с установкой новых силовых трансформаторов большей мощности.
Как указало общество, оно вкратце описало имеющуюся проблему и обозначило риски, которые существуют при наличии сложившейся схемы электроснабжения гор. Инзы.
При этом запрос администрации от 22.04.2020, как указало общество, является не чем иным как вмешательством в хозяйственную деятельность ООО "ИЭС", может быть также расценено надзорными органами как превышение должностных полномочий, а также общество усматривало в этом повод оттянуть срок выдачи разрешений на использование земельных участков в связи с их целевым назначением для размещения электрической инфраструктуры (объектов электроэнергетики).
Администрация также направила запрос (исх. N 1544 от 22.04.2020) в адрес Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в котором просила оказать содействие в разъяснении вопросов:
1. При наличии каких обстоятельств сетевая организация имеет право увеличивать количество трансформаторных подстанций в отсутствие увеличения числа абонентов;
2. Имеет ли сетевая организация право самостоятельно изменять существующую схему электроснабжения;
3. Имеет ли право сетевая организация переподключать абонентов с одной трансформаторной подстанции на другую в отсутствие согласия абонентов.
В ответ письмом от 18.05.2020 N 300-939 Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщило, что в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", любые лица, кроме организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, вправе осуществлять строительство линий электропередачи в порядке, установленном статьей 42 настоящего Федерального закона. Лица, осуществляющие такое строительство, имеют право на технологическое присоединение построенных линий электропередачи к действующим электрическим сетям в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона. В целях осуществления развития единой национальной (общероссийской) электрической сети организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью разрабатывает схемы и программы развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, утверждаемые в установленном Правительством Российской Федерацией порядке. При этом в целях организации осуществления системным оператором технических и технологических мероприятий по развитию Единой энергетической системы России предусматривается его участие в разработке и согласовании указанных схем и программ. В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевые организации владеющие объектами электросетевого хозяйства на праве собственности или ином установленном федеральными законами основании ограничиваются в осуществлении своих прав в части: права заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и определения условий этих договоров; использования (вывода из эксплуатации) указанных объектов без согласования с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью. Установленные настоящим Федеральным законом ограничения прав собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, не могут применяться в целях изъятия у этих лиц доходов, получаемых в результате осуществления их прав. Введение других ограничений прав собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, не допускается, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Письмом от 22.05.2020 N 1899 "О рассмотрении заявлений" администрация сообщила обществу, что процедурно выдача разрешений на размещение объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 N 682-П.
При этом, администрация разъяснила, что частью 5 Порядка, утвержденного вышеприведенным постановлением, предусмотрено предоставление с заявлением копий документов, удостоверяющих личность представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя (исходя из буквального толкования к каждому заявлению).
В качестве приложения в рассмотренных заявлениях, кроме всего прочего, указана копия решения единственного участника ООО "ИЭС" от 14.08.2019.
По факту решение не приложено к 43 заявлениям. Документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, отсутствует во всех комплектах документов.
Непредоставление данных документов в соответствии с п. 13 порядка является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении разрешения на использование земельного участка.
Кроме этого, как указала администрация, в рамках рассмотрения поступивших заявлений, в целях дальнейшего принятия решения, принимая во внимание цель использования земельных участков и учитывая, что организация электроснабжения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения городского поселения, 22.04.2020 (исх. N 1543) в адрес общества администрацией был направлен запрос о предоставлении дополнительных пояснений относительно необходимости увеличения трансформаторных подстанций при наличии сложившейся схемы электроснабжения, в отсутствие увеличения числа абонентов. Направленный ответ не содержал обоснованных пояснений.
При наличии вышеуказанных обстоятельств администрация указала, что не может принять положительное решение относительно вышеуказанных заявлений.
В ответ общество письмом от 15.06.2020 N 567 сообщило администрации, что считает отказ, изложенный в письме от 22.05.2020 N 1899, незаконным, но при этом в целях оказания муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земельных участков для размещения линий электропередачи напряжением до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, сочло возможным представить в адрес администрации копии запрашиваемых документов.
В приложении к письму указаны: копия паспорта Кукина В.И. на 2 л. в 45 экз., копия решения участника ООО "ИЭС" от 14.09.2019 на 1 л._в 49 экз. На письме имеется штамп администрации вх. N 5076 от 17.06.2020.
Письмом от 17.06.2020 N 2338 администрация в дополнение к ранее направленному отказу (исх. от 22.05.2020 N 1899) направила в адрес общества постановление от 17.06.2020 N 483 "Об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, либо земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута".
Оспаривая отказ администрации в выдаче разрешения на использование вышеуказанных земельных участков, заявитель ссылается на то, что им были предоставлены в администрацию все необходимые документы, письмо общества от 15.06.2020 N 567 с приложением было получено администрацией 16.06.2020, а не 17.06.2020, как указал ответчик, то есть за один день до вынесения постановления от 17.06.2020 N 483. Своими письмами администрация не уведомляла общество о наличии недостатков в заявлениях ООО "ИЭС", об отсутствии необходимых документов. Фактически в письме от 22.05.2020 администрация рассмотрела заявления общества по существу, незаконно отказав в предоставлении земельных участков.
Общество также пояснило, что является территориальной сетевой организацией Ульяновской области, в эксплуатации которой находятся объекты электроэнергетики, расположенные, в том числе в гор. Инза Ульяновской области, на праве:
- аренды по договору от 14.10.2019 N 73/Ар-ИЭС/2020, заключенного с ООО "Энергопром ГРУПП", в отношении имущества, принадлежащего ООО "Энергопром ГРУПП" на праве собственности;
- субаренды по договору от 23.12.2019 N 101/Ар-ИЭС/2019, заключенного с ООО "Энергопром ГРУПП", в отношении муниципального имущества МО "Инзенское городское поселение".
В процессе эксплуатации переданного в пользование по договору аренды от 14.10.2019 N 73/Ар-ИЭС/2020 имущества ООО "ИЭС" столкнулось с препятствиями в пользовании данным имуществом, которые заключались в действиях персонала ООО "ИНЗА СЕРВИС", выразившихся в несогласованных действиях с ООО "ИЭС" по самовольному доступу в закрытую часть трансформаторных подстанций, заменой запирающих устройств замков на корпусах подстанций.
28.01.2020 ООО "ИНЗА СЕРВИС" уведомило ООО "ИЭС" о том, что имущество, принадлежащее ООО "Энергопром ГРУПП" и переданное в пользование ООО "ИЭС" по договору аренды от 14.10.2019 N 73/Ар-ИЭС/2020, принадлежит ООО "ИНЗА СЕРВИС".
О вышеуказанных фактах ООО "ИЭС" уведомило ООО "Энергопром ГРУПП" письмом от 28.01.2020 N 72.
04.02.2020 ООО "Энергопром ГРУПП" письмом N 115 сообщило ООО "ИЭС", что в целях сохранности арендованного имущества, для обеспечения надежного электроснабжения и недопущения перерыва в электроснабжении, а также исключения возникновения угроз жизни и здоровью обслуживающего электроперсонала ООО "ИЭС", при несогласованных переключениях ООО "ИНЗА СЕРВИС" в электрохозяйстве, арендодатель просил рассмотреть возможность замены арендованных трансформаторных подстанций по договору аренды от 14.10.2019 N 73/Ар-ИЭС/2020 на новые, с одновременным усилением надежности и установки силовых трансформаторов с учетом запаса силовой мощности.
Во исполнение вышеуказанного обращения ООО "ИЭС" предусмотрело мероприятия по размещению па территории г. Инзы Ульяновской области дополнительно 47 трансформаторных подстанций, взамен спорных подстанций, в связи с чем 04.03.2020, 16.03.2020, 19.03.2020 обратилось в адрес администрации с вышеуказанными заявлениями о выдаче разрешения па использование земельных участков.
Заявитель ссылается на то, что на сегодняшний день силами ООО "ИЭС" произведена установка и ввод в эксплуатацию 33 трансформаторных подстанций, взамен арендованных ООО "Энергопром ГРУПП", что подтверждается приказами о выводе и вводе в эксплуатацию трансформаторных подстанций.
Заявитель указывает, что ООО "ИЭС" является территориальной сетевой компанией, которая в соответствии п. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и п. 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, несет ответственность перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Кроме того, в соответствии с требованиями п. 3 Правил 861 установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Рост количества заявок от потребителей на увеличение мощности в рамках подключения жилых домов с электроотопительными установками, а также подключения новых объектов городской инфраструктуры, магазинов, торговых центров и социальных объектов к сетям ООО "ИЭС" в дальнейшем может привести к перегрузке установленного оборудования, что повлечет за собой снижение уровня напряжения потребителей.
В данном случае мероприятия по оснащению гор. Инза Ульяновской области 47 трансформаторными подстанциями направлены в первую очередь на обеспечение надежности снабжения электрической энергии потребителей, проживающих в г. Инза Ульяновской области, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, находящихся в эксплуатации ООО "ИЭС", а также для исполнения заявок по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей к сети ООО "ИЭС".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества с ограниченной ответственностью "Инзенские электрические сети" в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив обстоятельства дела в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что обжалуемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1, 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В данный Перечень включены: элементы благоустройства территории (пункт 4), линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование (пункт 5), проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 12).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Кодекса, пунктом 15 статьи 4 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 N 059-ЗО "О регулировании земельных отношений в Ульяновской области", постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 N 682-П утверждены Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов.
Согласно пункту 3 Порядка для размещения на землях или земельных участках объектов заинтересованное лицо обращается с соответствующим заявлением: 1) в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах территории муниципального образования "город Ульяновск", - в исполнительные органы государственной власти Ульяновской области, осуществляющие управление и распоряжение такими земельными участками; 2) в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, указанных в подпункте 1 настоящего пункта), - в органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, осуществляющие полномочия по управлению и распоряжению такими земельными участками. Перечень сведений, которые должны быть указаны в заявлении, и документы, которые должны быть к нему приложены, перечислены в пунктах 4 и 5 Порядка.
Основания для отказа в использовании земель или земельных участков перечислены в пункте 13 Порядка:
1) в заявлении указана цель использования земель или земельных участков, не соответствующая размещению и эксплуатации Объектов;
2) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 - 5 настоящих Порядка и условий;
3) размещение Объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием;
4) испрашиваемый земельный участок предоставлен физическому или юридическому лицу, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации;
5) выдача разрешения приведет к использованию земель или земельных участков в нарушение установленных федеральным законодательством ограничений по использованию земель, имеющих особый режим их использования (земли особо охраняемых природных территорий, земли лесного фонда и городских лесов и др.);
6) в отношении земли или земельного участка, на территории которого частично или полностью находится земля или земельный участок, указанный в заявлении или в прилагаемой к заявлению схеме границ запрашиваемого участка, уполномоченным органом принято решение об использовании земель или земельных участков, о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
7) отсутствие Объекта в Схеме в случае, если в соответствии с настоящими Порядком и условиями размещение Объекта осуществляется в соответствии с такой Схемой.
Согласно пункту 4 Порядка в заявлении о выдаче разрешения на размещение объектов должны быть, в том числе указаны: цель использования земель или земельного участка (в качестве цели использования земельного участка указываются размещение и эксплуатация объектов); адресные ориентиры земель или земельного участка; кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется использование всего земельного участка или его части; срок использования земель или земельного участка (в пределах сроков размещения и эксплуатации объектов) с учетом установленного пунктом 8.1 настоящих Порядка и условий максимального срока использования земель или земельного участка для определенной в заявлении цели (целей) использования.
Как установлено судом первой инстанции, Общество с ограниченной ответственностью "Инзенские электрические сети", обращаясь в администрацию с 48 заявлениями о выдаче разрешений на использование земельных участков на срок 10 лет, указало только на цели испрашиваемой территории: для размещения линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для которых не требуется разрешение на строительство.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 22.04.2020 (исх. N 1543) администрацией в адрес заявителя был направлен запрос о предоставлении дополнительных пояснений относительно необходимости увеличения трансформаторных подстанций при наличии сложившейся схемы электроснабжения, в отсутствие увеличения числа абонентов.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что общество, обращаясь в администрацию с заявлениями, документального обоснования своих заявлений администрации не представило.
Кроме того, обществом в администрацию не были представлены доказательства, подтверждающие доводы заявителя о росте количества заявок от потребителей на увеличение мощности в рамках подключения жилых домов с электроотопительными установками, а также подключения новых объектов городской инфраструктуры, магазинов, торговых центров и социальных объектов к сетям ООО "ИЭС", в том числе, в связи с принятыми Президентом Российской Федерации указами об объявлении выходных дней с 30.03.2020 по 30.04.2020.
Доказательств, подтверждающих обратное, Обществом с ограниченной ответственностью "Инзенские электрические сети" суду представлено не было.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что поданные обществом заявления не соответствовали порядку, утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 N 682-П.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что поданные обществом заявления не соответствовали порядку, утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 N 682-П, что исключает выдачу разрешений на использование земельного участка без предоставления и установления сервитута, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемый отказ ответчика, изложенный в постановление администрации от 17.06.2020 N 483, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и обоснованно отказал в признании его незаконным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов установлены имеющие значение для дела обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, исходя из положений статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу в пределах, изложенных в ней доводов, арбитражный апелляционный суд полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Несогласие заявителя жалобы с соответствующими выводами суда первой инстанции связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.09.2020, принятое по делу N А72-6519/2020, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Инзенские электрические сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-6519/2020
Истец: ООО "ИНЗЕНСКИЕ РАЙОННЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ", ООО "ИНЗЕНСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНЗЕНСКИЙ РАЙОН", МУ Администрация муниципального образования "Инзенский район"
Третье лицо: ООО "ИНЗА СЕРВИС"