г. Москва |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А41-18975/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гаджиевым М.М.,
при участии в заседании:
от Шереметьевской таможни: Амангалиева Л.М. по доверенности от 13.01.2020, диплом о высшем юридическом образовании;
от ООО "ИНТЕР": Тимошенков А.Д. по доверенности от 09.01.2020, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни
на решение Арбитражного суда Московской области
от 27 июля 2020 года по делу N А41-18975/20,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР"
к Шереметьевской таможне
об оспаривании решения и об обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕР" (далее - ООО "ИНТЕР", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее -заинтересованное лицо, таможенный орган), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным и отменить решение об отказе во внесении изменений и дополнений в ДТ N 10005030/071019/0270111, N 10005030/011019/0262718, N 10005030/110919/0236857, изложенное в письме от 20.12.2019 N 19-23/42009 "О внесении изменений";
- обязать устранить допущенные нарушения путем возврата излишне уплаченных НДС и таможенной пошлины, исчисленных по ДТ N 10005030/071019/0270111, N 10005030/011019/0262718, N 10005030/110919/0236857, в сумме 587 900 руб. 86 коп
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 июля 2020 года по делу N А41-18975/20 заявление удовлетворено (т. 1 л. д. 65-68).
Не согласившись с данным судебным актом, Шереметьевская таможня обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Шереметьевской таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ООО "ИНТЕР" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в сентябре - октябре 2019 года ООО "ИНТЕР" ввезло на территорию Российской Федерации и предъявило к таможенному оформлению Шереметьевской таможне медицинские изделия.
Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления указанных товаров оформлялась декларацией на товары:
- N 10005030/071019/0270111 (товар 4), принадлежности для системы видеоэндоскопической для проведения артроскопических операций: трубка для помпы 10К/24К (подача), трубка для помпы 24К (отток/аспирация), производства КонМед Корпорейшн, США, в общем количестве 800 шт.;
- N 10005030/011019/0262718 (товар 3), принадлежности для системы видеоэндоскопической для проведения артроскопических операций: присоска на пол для сбора воды, трубка для помпы 10К/24К (подача), трубка для помпы 24К (отток/аспирация), производства КонМед Корпорейшн, США, в общем количестве 350 шт.;
- N 10005030/110919/0236857 (товар 4) принадлежности для системы эндоскопической для объемной визуализации 3DHD: устройство архивации данных пациентов и эндоскопических изображений, производства КонМед Корпорейшн, США, в количестве 1 шт.
При декларировании товаров по указанным ДТ, заявитель уплатил в бюджет таможенные платежи, а именно:
ДТ 10005030/071019/0270111 (товар N 4) |
218 249, 79 руб. |
- |
218 249, 79 руб. |
ДТ 10005030/011019/0262718 (товар N 3) |
75 838, 67 руб. |
- |
75 838, 67 руб. |
ДТ 10005030/110919/0236857 (товар N 4) |
214 403, 64 руб. |
79 408, 76 руб. |
293 812, 40 руб. |
ИТОГО: |
508 492, 10 |
79 408, 76 руб. |
587 900, 86 руб. |
Полагая, что суммы НДС и таможенной пошлины являются излишне уплаченными, заявитель обратился к Шереметьевской таможне с обращением о внесении изменений в ДТ после выпуска товаров (т. 1 л. д. 28).
Письмом от 20.12.2019 N 19-23/42009 Шереметьевская таможня отказала во внесении изменении в ДТ, указав, что на принадлежности к медицинским изделиям необходимо самостоятельное регистрационное удостоверение, а также на неправомерность кода ТН ВЭД товара N 4 по ДТN 10005030/011019/0262718 (т. 1 л. д. 33).
Полагая, что указанный отказ во внесении изменении в ДТ является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "ИНТЕР" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 150 и подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).
В пункте 2 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что положения о применении льгот применяются при представлении регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В регистрационном удостоверении и декларации соответствия указывается код ОКП продукции, который для применения льготы должен совпадать с кодами ОКП товаров, включенных в перечень льготной продукции согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 "Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 19) и постановлению Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 1042).
По смыслу действующего законодательства факт ввоза на территорию Российской Федерации товара, не подлежащего обложению НДС, подтверждается представленными в таможенный орган регистрационным удостоверением и декларацией на товары.
В комплекты документов, переданных в таможенный орган вместе с заявлениями, были приложены регистрационные удостоверения от 28.08.2018 N ФСЗ 2010/07098, от 01.08.2017 N ФСЗ 2011/09517 (т. 1л. д.20, 30).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил, государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.
Согласно пункту 9 Правил в заявлении о государственной регистрации медицинского изделия (далее - заявление о регистрации) указываются следующие сведения: наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению).
Пунктом 56 Правил предусмотрено, что в регистрационном удостоверении указываются следующие сведения: наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению).
Таким образом, из положений статей 149, 150 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановления N 1042 не следует, что льгота по уплате НДС предоставляется исключительно при ввозе завершенного и комплектного изделия, указанного в регистрационном удостоверении.
Также из текста регистрационных удостоверений не следует, что вытекающие из них права, льготы и преимущества могут быть реализованы исключительно в случае предоставления одновременно всех поименованных компонентов изделия в совокупности.
В письме Росздравнадзора от 28.12.2016 N 01-63680/16 разъяснено, что действие регистрационного удостоверения распространяется как на медицинское изделие, так и на его составляющие и принадлежности.
Отдельные регистрационные удостоверения не оформляются в отношении принадлежностей к медицинским изделиям.
Принадлежности к зарегистрированному в установленном порядке медицинскому изделию могут обращаться как вместе с ним, так и отдельно.
Действующее законодательство Российской Федерации позволяет осуществлять ввоз принадлежностей к медицинским изделиям, в регистрационных удостоверениях поименованных, на основании таких документов, в связи с чем, таможенные органы не вправе ограничивать декларанта в получении льготы по уплате НДС в зависимости от времени их ввоза (вместе с основным медицинским изделием или в отдельности от него).
Соответственно, ввезенные принадлежности к медицинским изделиям также относятся медицинским товарам, реализация которых на территории РФ не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, о чем свидетельствует тождество кодов в перечисленных выше документах указанным в Перечне.
В соответствии с письмом Росздравнадзора от 28.08.2007 N 0416491/07, если в регистрационном удостоверении (или в приложении к нему) указаны принадлежности, то указывается максимально возможный их перечень к данному изделию (которые прошли все необходимые испытания, связанные с процедурой государственной регистрации изделий медицинского назначения). Ввозиться же на территорию Российской Федерации может любое количество из указанных в приложении позиций принадлежностей, которое формируется в соответствии с требованиями заказчика.
Согласно письму Росздравнадзора в адрес ФТС РФ от 28.12.2016 N 01-63680/16 действие регистрационного удостоверения распространяется как на само медицинское изделие, так и на его составляющие и принадлежности. При этом принадлежности к медицинскому изделию могут обращаться как вместе с ним, так и отдельно.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 20 ТК ЕАЭС, декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Решением Совета Евразийской Экономической Комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены "Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС" и "Единый таможенный тариф ЕАЭС", которыми установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Для целей классификации товара используются тексты товарных позиций, дающие наиболее полное описание товара и отражающие наиболее полным образом его физические, химические особенности и область применения.
Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ), которые применяются последовательно.
При классификации товара осуществляется следующая последовательность действий для однозначного отнесения товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне:
- определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5;
- определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ 6.
В соответствии с правилом 1 ОПИ "Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или. группам и, если такими текстами не предусмотрено иное...".
В соответствии с правилом 6 ОПИ "Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное".
Спорный товар - устройство архивации данных пациентов и эндоскопических изображений, является составной частью эндоскопической системы для объемной визуализации 3DHD. Данное устройство может использоваться исключительно в медицинских целях.
Поскольку свойства товара, его медицинское назначение, спорный товар подлежит классификации в товарной подсубпозиции - 9018 90 840 9, на что было правомерно указано обществом.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение об отказе во внесении изменений и дополнений в ДТ N 10005030/071019/0270111, N 10005030/011019/0262718, N 10005030/110919/0236857, изложенное в письме от 20.12.2019 N 19-23/42009 "О внесении изменений" является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", разъяснено, что в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 июля 2020 года по делу N А41-18975/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-18975/2020
Истец: ООО "ИНТЕР"
Ответчик: Шереметьевская таможня
Третье лицо: ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ ТАМОЖНЯ