г. Москва |
|
18 ноября 2020 г. |
Дело N А41-11424/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2020года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судьи Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Ахмедовым Н.П.,
при участии в заседании:
от Комитета по управлению имуществом Администрации Дмитровского городского округа Московской области - Фомина А.В. по доверенности от 05.09.2019, от ИП Опанасенко Я.С. - лично, по паспорту.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Администрации Дмитровского городского округа Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 11 августа 2020 года по делу N А41-11424/20, по иску ИП Опанасенко Я.С. (ИНН 695011478987, ОГРНИП 317695200018745) к КУИ Администрации Дмитровского городского округа Московской области о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Опанасенко Я.С. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом Администрации Дмитровского городского округа Московской области (далее - комитет) о взыскании по муниципальному контракту от 09.04.2019 N 0848300037419000172 денежных средств в размере 182190,91 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 августа 2020 года по делу N А41-11424/20 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права. Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, между комитетом (заказчик) и предпринимателем (исполнитель) заключен муниципальный контракт от 09.04.2019 N 0848300037419000172 (далее - Контракт) на изготовление технической документации для постановки на государственный учет земель сельскохозяйственного назначения, земель, не обремененных государственным кадастровым учетом.
Согласно пункту 1.1 контракта, услуги оказываются в соответствии с Техническим заданием (Приложение 1 к Контракту). В соответствии с пунктом 9 Технического задания необходимо выполнить кадастровые работы на 24 объекта:
N |
Наименование объекта |
Адрес, местонахождение |
Примерная площадь образуемого участка, кв.м |
1 |
Земельный участок |
МО, г.о. Дмитровский, в районе дер. Ильино Якотского с/п |
60 819 |
2 |
Земельный участок |
МО, г.о. Дмитровский, в районе дер. Сихнево |
60 ООО |
3 |
Земельный участок |
МО, г.о. Дмитровский, в районе дер. Васильево Якотского с/п |
72 442 |
4 |
Земельный участок |
МО, г.о. Дмитровский, в районе дер. Бешенково Якотского с/п |
114 797 |
5 |
Земельный участок |
МО, г.о. Дмитровский, в районе дер. Бешенково Якотского с/п |
20 028 |
6 |
Земельный участок |
МО, г.о. Дмитровский, в районе дер. Шелепино г/п Дмитров |
27 855 |
7 |
Земельный участок |
МО, г.о. Дмитровский, в районе дер. Никольское г/п Дмитров |
127 571 |
8 |
Земельный участок |
МО, г.о. Дмитровский, в районе дер. Никольское г/п Дмитров |
93 500 |
9 |
Земельный участок |
МО, г.о. Дмитровский, в районе дер. Никольское г/п Дмитров |
238 136 |
10 |
Земельный участок |
МО, г.о. Дмитровский, в районе дер. Дядьково г/п Дмитров |
33 662 |
11 |
Земельный участок |
МО, г.о. Дмитровский, в районе дер. Сысоево |
52 771 |
12 |
Земельный участок |
МО, г.о. Дмитровский, в районе с. Куликово Куликовского с/п |
114 887 |
13 |
Земельный участок |
МО, г.о. Дмитровский, в районе с. Куликово Куликовского с/п |
64 582 |
14 |
Земельный участок |
МО, г.о. Дмитровский, в районе дер. Говейново Куликовского с/п |
37 041 |
15 |
Земельный участок |
МО, г.о. Дмитровский, в районе пос. Луговой Куликовского с/п |
275 600 |
16 |
Земельный участок |
МО, г.о. Дмитровский, в районе дер. Копытово Большерогачевского с/п |
40 000 |
17 |
Земельный участок |
МО, г.о. Дмитровский, в районе дер. Александрово Большерогачевского с/п |
40 000 |
18 |
Земельный участок |
МО, г.о. Дмитровский, в районе дер. Александрово Большерогачевского с/п |
45 941 |
19 |
Земельный участок |
МО, г.о. Дмитровский, в районе дер. Александрово Большерогачевского с/п |
305 928 |
20 |
Земельный участок |
МО, г.о. Дмитровский, в районе дер. Александрово Большерогачевского с/п |
32 107 |
21 |
Земельный участок |
МО, г.о. Дмитровский, в районе дер. Карамышево Куликовского с/п |
170 000 |
22 |
Земельный участок |
МО, г.о. Дмитровский, в районе дер. Карамышево Куликовского с/п |
230 000 |
23 |
Земельный участок |
МО, г.о. Дмитровский, в районе дер. Карамышево Куликовского с/п |
42 118 |
24 |
Земельный участок |
МО, г.о. Дмитровский, в районе дер. Карамышево Куликовского с/п |
80 457 |
Пунктом 2 Технического задания предусмотрено 11 пунктов выполнения работ: 1. Проведение подготовительных работ по сбору информации о земельном участке:
- получение сведений Единого государственного кадастра недвижимости;
- подбор планово-картографического материала.
2. Подготовка общего карта-плана границ 24 земельных участков с учетом полученной информации.
3. Проведение полевого обследования территории проведения работ по сбору информации о земельном участке:
- выявление наложений в границах территории проведения работ;
- выявление объектов капитального строительства в границах территории проведения работ.
4. Подготовка каталогов координат характерных точек земельных участков с учетом полученной информации.
5. Проектирование границ земельных участков на основании сведений ЕГРН с учетом результатов выезда на местность.
6. Подготовка Схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории на образуемые земельные участки.
7. Передача Схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории (3 экз. на бумажном носителе и каталог координат на компакт-диске) Заказчику для проведения процедуры утверждения Схем Администрацией Дмитровского городского округа Московской области.
8. Проведение кадастровых работ с использованием лицензионного программного обеспечения для изготовления межевых планов по образованию земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
9. Подача необходимых заявлений и межевых планов в Росреестр.
10. Проведение кадастровых работ по доработке межевых планов в случае приостановления проведения государственного кадастрового учета.
11. Получение сведений ЕГРН об образованных земельных участках и предоставлении их Заказчику.
Пунктом 3.1 Контракта определен срок оказания услуг с момента подписания муниципального контракта в течение 90 календарных дней. Таким образом, срок оказания услуг истек 08.07.2019.
Первые 7 пунктов Технического задания своевременно выполнены по всем объектам. По результатам проведения работ предприниматель передал в Администрацию Дмитровского городского округ Московской области на утверждение Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане.
В адрес комитета предпринимателем 13.05.2019 направлены на утверждение 22 Схемы расположения земельных участков на КПТ (далее - Схемы). Оставшиеся Схемы направлены предпринимателем 17.05.2019.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной Схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, так как заказчик является органом, осуществляющим утверждение Схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, исполнитель стоит в прямой зависимости от заказчика по исполнению работ, предусмотренных в пунктах 8-11 Контракта.
Согласно полученным предпринимателем 15.05.2019 и 21.05.2019 уведомлениям комитета, материалы приняты комитетом, Схемы направлены на согласование в Главархитектуру Московской области и на Межведомственную комиссию Московской области.
Предпринимателем 07.06.2019 получено сообщение о том, что заказчиком получены заключения Главархитектуры Московской области, и по объектам под номерами 1, 2, 3, 5, 6, 11 выявлено частичное наложение на Гослесфонд.
Предприниматель 10.06.2019 направил в адрес Заказчика исправленные Схемы и каталог координат характерных точек земельных участков. Поскольку замечаний по предоставленным Схемам от комитета не поступало, а до окончания оказания услуг предприниматель не получал утвержденных комитетом Схем, предприниматель направил в адрес комитета письмо от 30.07.2019 N 2 с предложением заключить дополнительное соглашение о продлении контракта либо дать ответ, на каких условиях будет происходить закрытие Контракта. Ответ на данное письмо предпринимателем не получен.
Предпринимателем 22.08.2019 получены 3 утвержденные заказчиком Схемы на объекты под номерами 9, 21, 24 (от 03.07.2019 N 1492-П, от 03.07.2019 N 1493-П, от 22.07.2019 N 1647-П), на основании которых предпринимателем проведены кадастровые работы с использованием лицензионного программного обеспечения для изготовления межевых планов по образованию земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В результате проведения кадастровых работ на кадастровый учет поставлены указанные земельные участки, с присвоением кадастровых номеров 50:04:0130301:220 50:04:0140405:33, 50:04:0140405:34.
Таким образом, по трем земельным участкам предпринимателем выполнен полный комплекс работ, предусмотренный Техническим заданием.
Поскольку по оставшимся земельным участкам заказчик не предоставил предпринимателю утвержденные Схемы, не сообщил о недостатках в представленных Схемах, которые могли бы быть исправлены предпринимателем для дальнейшего продолжения работ, предприниматель не выполнил в полном объеме работы по 21 земельному участку.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу пункта 3 статьи 716 ГК РФ, если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
В соответствии с пунктом 5.2.1 Контракта заказчик обязан сообщать в письменной форме исполнителю о недостатках, обнаруженных в ходе оказания услуг после обнаружения таких недостатков.
Предприниматель направил в адрес комитета претензию от 18.10.2019 N 3, в которой просил прислать утвержденные Схемы для возобновления выполнения условий Контракта.
Претензия получена комитетом 22.10.2019, однако ответ на претензию не последовал, что является нарушением пункт 11.2 Контракта.
В материалы дела, доказательства направления указанных отрицательных заключений в адрес истца, для устранения истцом выявленных недостатков Схем, ответчик в материалы дела не представил, что является нарушением пункта 5.2.1 Контракта.
Предпринимателем были направлены претензии от 03.12.2019 Исх N 4 и от 24.12.2019 N 5 (полученные Заказчиком 13.12.2019 и 14.01.2020 что, подтверждается уведомлением о вручении, согласно которым истец предлагал ответчику оплатить фактически выполненные работы на сумму 178073,59 руб., в остальной части расторгнуть контракт по соглашению сторон путем подписания сторонами соответствующего соглашения о расторжении (на основании пункта 8.9 Контракта).
Так же ответчиком с претензией от 24.12.2019 N 5 направлен акт сдачи-приемки работ и счет на оплату N 36.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В пункте 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (пункт 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заказчик вправе отказаться от приемки оказанных услуг, если докажет, что услуги исполнителем оказаны ненадлежащим образом.
Ответчик доказательств ненадлежащего исполнения Истцом принятых на себя обязательств не представил.
Судом первой инстанции установлено, что в рамках контракта предпринимателем проведены следующие работы: проведение подготовительных работ по сбору информации о земельном участке; получение сведений Единого государственного кадастра недвижимости; подбор планово-картографического материала; подготовка общего карта-плана границ 24 земельных участков с учетом полученной информации; проведение полевого обследования территории; проведения работ по сбору информации о земельном участке; выявление наложений в границах территории проведения работ; выявление объектов капитального строительства в границах территории проведения работ; подготовка каталогов координат характерных точек земельных участков с учетом полученной информации; проектирование границ земельных участков на основании сведений ЕГРН с учетом результатов выезда на местность; подготовка схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории на образуемые земельные участки; передача схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории Заказчику для проведения процедуры утверждения схем Администрацией Дмитровского городского округа Московской области.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к правомерному выводу, что фактически выполненные истцом работы являются надлежащими применительно к статьям 711, 720 ГК РФ и имеют для ответчика потребительскую ценность, поскольку переданные предпринимателем схемы могут быть использованы заказчиком в дальнейшем как результат проведенных работ.
Между тем, утверждение комитета о том, что предпринимателем не выполнены работы, предусмотренные пунктами 3 и 5 Технического задания (Проведение полевого обследования территории проведения работ по сбору информации о земельном участке; проектирование границ 24 земельных участков на основании сведений ЕГРН с учетом результатов выезда на местность), так как заказчиком в адрес исполнителя были направлены координаты планируемых к межеванию земельных участков, не может быть принята судом во внимание.
Судом первой инстанции установлено, что заказчиком предоставлялись исполнителю примерные ситуационные данные, отображающие местоположение планируемых к образованию земельных участков и примерную конфигурацию, необходимую заказчику.
В судебном заседании 17.06.2020 суд обозревал цветные схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, приложенные к иску и направленные истцом в адрес ответчика для утверждения.
Судом первой инстанции так же установлено, что данные схемы отличаются от схем расположения земельных участков, предоставленных ответчиком истцу.
Согласно пояснениям ответчика, имея исходные данные для начала работ, им были произведены работы, предусмотренные пунктами 3 и 5 Технического задания. Истец постарался соблюдать пожелания Заказчика в части конфигурации и площади образуемых земельных участков, однако конфигурация и площадь во всех 24 объектах была скорректирована по результатам проведения полевого обследования территории, по результатам анализа проектов землепользования и застройки Дмитровского городского округа, схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, данных Комитета лесного хозяйства Московской области, а также других данных территориального планирования, с учетом актуальных сведений ЕГРН, которые запрашивались им в Управлении Росреестра по МО в виде кадастрового плана территории специально под работы, предусмотренные Контрактом. Для подтверждения выполненных работ истцом подготовлены и направлены заказчику проекты Схем, на которых отображались границы предложенного заказчиком к формированию земельного участка и границы, скорректированные в результате проведения работ, предусмотренных пунктами 3 и 5 Технического задания, также на каждый объект подготовлены ситуационные планы с наложением слоев территориального планирования, гослесфонда и др.
Соблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора подтверждается представленными в материалы дела претензиями от 03.12.2019 N 4, от 24.12.2019 N 5, согласно которым истец предлагал ответчику оплатить фактически выполненные работы на сумму 178073,59 руб., в остальной части расторгнуть контракт по соглашению сторон путем подписания сторонами соответствующего соглашения о расторжении (на основании пункта 8.9 Контракта).
Довод заявителя на неполноту представленной документации согласно техническому заданию, и невозможность в этой связи оплатить выполненные работы, судом не принимается в качестве основания для удовлетворения апелляционной жалобы так как не соответствует фактическим обстоятельствам дела, направленный односторонний акт, в отсутствии обоснованных возражений со стороны ответчика, подтверждает факт выполненных работ, которые подлежат оплате.
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11.08.2020 по делу N А41-11424/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-11424/2020
Истец: Опанасенко Ярослав Сергеевич
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ДМИТРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ