город Омск |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А70-13783/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11131/2020) индивидуального предпринимателя Лысенко Нины Алексеевны на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.09.2020 по делу N А70-13783/2019 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Лысенко Нины Алексеевны (ОГРНИП 304720530200030, ИНН 721700112480) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об оспаривании постановления от 25.07.2019 N 000349/72 о назначении административного наказания,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Лысенко Нина Алексеевна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Лысенко Н.А.) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением об оспаривании постановления Северо-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Северо-Уральское МУГАДН) от 25.07.2019 N 000349/72 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 16.09.2020 по делу N А70-13783/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что карта маршрута получена заявителем на законных основаниях. Указанный документ оформляется муниципальным заказчиком, и никакие действия заявителя не могут повлиять на правильность ее оформления. При этом, как следует из жалобы, у заявителя отсутствуют правовые основания для оформления карты маршрута на свое имя, поскольку такая карта маршрута получена заявителем не в результате участия на торгах, проводимых Администрацией Ишимского муниципального района, а в результате конкурентной процедуры, проводимой стороной муниципального контракта, обязанной привлечь к исполнению контракта субподрядчиков.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что 14.06.2019 старший государственный инспектор Северо-Уральского МУГАДН осуществлял рейдовые мероприятия на основании приказа об утверждении планового (рейдового) задания на осмотр, обследование транспортных средств в процессе их эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями от 11.06.2019 N 5/0459 (плановое (рейдовое) задание согласовано с прокуратурой Тюменской области, уведомление от 11.06.2019 исх. N 5-2390). Согласно приказу рейдовое мероприятие проводилось 13.06.2019, 14.06.2019 в период с 08 час 00 мин до 17 час.00 мин. на территории города Ишима и Ишимского района, проверке подлежали транспортные средства категории М2, МЗ, N 2 и N 3.
В результате рейдового мероприятия проведена проверка транспортного средства марки 224326-02, регистрационный знак Р929ХХ 72 под управлением Смирнова Е.С. Водителем предъявлена карта маршрута регулярных перевозок серия 720001 N 000087 на маршрут N 220А "Октябрьский-Госбанк-Стрехнино" со сроком действия с 01.01.2019 по 31.12.2020, выданная АО "Ишимское ПАТП". На оборотной стороне указанной карты маршрута как "Прочие перевозчики" указана ИП Лысенко Н.А.
По результатам проверочного мероприятия должностым лицом административного органа составлен акт проверки (осмотра) транспортного средства от 14.06.2019 N 55, в котором зафиксированы следующие нарушения: отсутствует карта маршрута регулярных перевозок, к осмотру представлена карта маршрута регулярных перевозок серии 720001 N 000087, выданная АО "Ишимское ПАТП".
Старшим государственным инспектором составлен протокол об административном правонарушении от 25.07.2019 серия ТюО N 000366/72 в связи с отсутствием карты маршрута регулярных перевозок на транспортное средство марки 224326-02 модели 224326-02 государственный регистрационный знак Р929ХХ72.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 25.07.2019 серия ТюО N 000349/72, которым ИП Лысенко Н.А. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя оставлены без удовлетворения судом первой инстанции, пришедшим к выводу о нарушении требований к оформлению и выдаче карты маршрута, что исключило право предпринимателя на осуществления перевозок по таковой. Указанное послужило основанием подачи ИП Лысенко Н.А. апелляционной жалобы на состоявшийся судебный акт.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены.
В соответствии с частью 6 и частью 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, определены в статье 26.1 КоАП РФ. На основании статьи 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в сфере законодательного регулирования порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса.
Объективная сторона правонарушения заключается в использовании для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.
Субъектом правонарушения является лицо, осуществляющее регулярные перевозки пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с допуском хозяйствующих субъектов к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1 статьи 14 Закона N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 14 Закона N 220-ФЗ государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта.
Наряду с указанными в части 1 статьи 14 Закона N 220-ФЗ маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1 статьи 17 Закона N 220-ФЗ).
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному (межмуниципальному, смежному) маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ).
Карта маршрута регулярных перевозок представляет собой документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ).
В силу положений части 3 статьи 17 Закона N 220-ФЗ карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Таким образом, карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, который подтверждает право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок. Карта маршрута - это тот документ, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку автомобильным транспортом, должны иметь в силу действующего законодательства.
Водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и представлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок (часть 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ).
Форма бланка карты маршрута регулярных перевозок и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (часть 3 статьи 28 Закона N 220-ФЗ).
В карте маршрута регулярных перевозок указываются следующие сведения:
1) наименование уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших карту маршрута регулярных перевозок;
2) учетный номер карты маршрута регулярных перевозок;
3) регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре маршрутов регулярных перевозок;
4) порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присваивается установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления;
5) наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок либо в виде наименований поселений или городских округов, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту;
6) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество, место жительства (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по данному маршруту;
7) вид транспортного средства и класс транспортного средства;
8) экологические характеристики транспортного средства;
9) срок действия карты маршрута регулярных перевозок, если в соответствии с настоящим Федеральным законом она выдана на ограниченный срок;
10) характеристики транспортных средств, предусмотренные в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок (часть 4 статьи 28 Закона N 220-ФЗ).
Судом первой инстанции по результатам рассмотрения настоящего дела поддержан вывод заинтересованного лица об отсутствии у заявителя надлежащим образом оформленной карты маршрута. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для согласия с решением по делу и постановлением административного органа ввиду следующего.
В силу части 4 статьи 19 Закона N 220-ФЗ по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса, а в случае, если этот конкурс был признан не состоявшимся в связи с тем, что только одна заявка на участие в этом конкурсе была признана соответствующей требованиям конкурсной документации, - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или уполномоченному участнику договора простого товарищества, подавшим такую заявку на участие в открытом конкурсе.
Материалы дела свидетельствуют о том, что администрацией Ишимского муниципального района Тюменской области проведен открытый конкурс N 0167300030118000053 (идентификационный код закупки 1837205010820720501001 0026 002 4931 811) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам, связывающим город Ишим, который является административным центром Ишимского муниципального района, с населенными пунктами Ишимского муниципального района, по результатам которого соответствующий муниципальный контракт был заключен с победителем данного конкурса - АО "Ишимское ПАТП" и, как следствие, соответствующая карта маршрута регулярных перевозок серии 720001 N 000087 была выдана муниципальным заказчиком именно в адрес АО "Ишимское ПАТП".
ИП Лысенко Н.А. участником конкурса не является (письмо Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области от 15.02.2019 N 651).
Следовательно, в силу императивных положений статьи 19 Закона N 220-ФЗ карта спорного маршрута подлежала выдаче исключительно АО "Ишимское ПАТП".
Форма бланка карты маршрута регулярных перевозок и порядок его заполнения утверждены приказом Минтранса России от 10.11.2015 N 332. В силу пункта 3 Порядка заполнения бланка карты маршрута регулярных перевозок (приложение N 2 к поименованному приказу Минтранса России) в пункте 2 карты маршрута указываются:
наименование и место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя и, если имеется, отчество, а также место жительства - для индивидуального предпринимателя, которым выдана карта маршрута;
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), которому выдана карта маршрута.
Если карта маршрута выдана участникам простого товарищества, в пункте 2 указываются сведения об уполномоченном участнике данного товарищества.
Сведения о прочих участниках простого товарищества указываются на оборотной стороне карты маршрута, а в случае, если недостаточно места - на дополнительных страницах - приложениях, являющихся неотъемлемой частью карты маршрута (о чем делается соответствующая запись).
Таким образом, порядок заполнения бланка карты маршрута предполагает обязательное приведение сведений о лице, которому таковая выдана, на лицевой стороне бланка и о фактических прочих перевозчиках в случае наличия таковых - в специально отведенной для того графе (на обороте бланка).
При этом положениями статьи 28 Закона N 220-ФЗ допускается непосредственное осуществление перевозок по карте маршрута несколькими лицами, привлечение получившим карту лицом иных перевозчиков и приведение в карте сведений о нескольких таких субъектах (часть 5 статьи 28) при получении данного документа победителем конкурентной процедуры, на что указывает системное толкование норм статей 19 и 28 Закона N 220-ФЗ.
Муниципальный контракт от 25.06.2018 N 30, заключенный между Администрацией города Ишима и АО "Ишимское ПАТП" предусматривал обязанность АО "Ишимское ПАТП" привлечь к исполнению контракта субподрядчиков в размере 62 процента от цены контракта (пункт 5.2.24 контракта), в связи с чем АО "Ишимское ПАТП" заключило с ИП Лысенко Н.А. договор субподряда от 21.12.2018 N 1.
При этом апелляционным судом усматривается, что водителем должностному лицу Северо-Уральского МУГАДН предъявлена карта маршрута серии 720001 N 00087, выданная АО "Ишимское ПАТП" на период с 01.01.2019 по 31.12.2020 как победителю, с которым заключен муниципальный контракт. Одновременно в карте маршрута ИП Лысенко Н.А., привлеченная к перевозкам по спорному маршруту на основании договора субподряда, значится в числе прочих перевозчиков (оборот карты маршрута).
Следовательно, по смыслу приведенных положений в их системном и телеологическом толковании спорная карта маршрута, вопреки выводу административного органа и суда первой инстанции, подтверждает право предпринимателя на осуществление перевозок на основании данного документа и не содержит пороков оформления в части указания на осуществление перевозок заявителем.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в действиях ИП Лысенко Н.А. в настоящем случае не подтверждено событие административного правонарушения, вмененного в вину предпринимателю. Отсутствие события административного правонарушения, равно как и его недоказанность, по правилам пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.
Следовательно, постановление Северо-Уральского МУГАДН от 25.07.2019 N 000349/72 подлежит признанию незаконным, а решение суда первой инстанции по настоящему делу - отмене.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам настоящей категории государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пункт 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лысенко Нины Алексеевны удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.09.2020 по делу N А70-13783/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявление индивидуального предпринимателя Лысенко Нины Алексеевны удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении серии ТюО N 000349/72 от 25.07.2019, вынесенное Северо-Уральским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-13783/2019
Истец: ИП Лысенко Нина Алексеевна
Ответчик: СЕВЕРО-УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА