г. Вологда |
|
18 ноября 2020 г. |
Дело N А05-2230/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 ноября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "УК Садовый район" Лукашевич Е.С. по доверенности от 09.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном онлайн-заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Садовый район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 июля 2020 года по делу N А05-2230/2020,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; адрес: 163000, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5; далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УК Садовый район" (ОГРН 1072901016726, ИНН 2901172376; адрес: 163009, город Архангельск, улица Федора Абрамова, дом 17, офис 307; далее - Общество) об обязании организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для дома N 3 по ул. Розы Люксембург в г. Архангельск в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в соответствии с Порядком определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск", утвержденным постановлением администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 13.02.2020 N285 (требования указаны с учетом уточнения заявлением от 13.07.2020).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17 июля 2020 года по делу N А05-2230/2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Общество не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что собственники многоквартирного дома хоть и обладают сформированным под домом земельным участком, но размеры данного земельного участка не позволяют установить в его пределах место для сбора и накопления твердых коммунальных отходов. Общество не имеет возможности организовать место накопления ТКО для собственников дома N 3 по улице Розы Люксенбург ввиду того, что площадь земельного участка не позволяет установить на нем данную площадку. Предоставление муниципальных земельных участков в безвозмездное или бессрочное пользование собственникам многоквартирных домов для размещения площадок ТКО, а также без предоставления земельных участков невозможно в силу закона. Использование муниципальных земельных участков и установление сервитута без предоставления муниципальных земельных участков не возможно, так как места для размещения ТКО отсутствуют в перечне постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя Общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество (до переименования ООО "УК Ломоносовский") на основании договора управления от 01.07.2008 является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: г. Архангельск, ул. Р. Люксембург д.3. Договор управления с Обществом заключен Администрацией, действующей от имени собственника жилого помещения - муниципального образования "ГородАрхангельск".
В соответствии с пунктом 2.1 договора управляющая компания по заданию заказчика в течение срока действия договора за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества дома, расположенного по адресу: город Архангельск, улица Розы Люксембург, дом 3, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме, производить начисления и сбор платежей за оказанные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления домом деятельность.
В силу пунктов 3.1, 3.4 договора в перечень услуг и работ по содержанию, ремонту общего имущества и коммунальных услуг, входит сбор и вывоз бытовых отходов. Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома, установленный настоящим договором не является исчерпывающим и может быть изменен сторонами в связи с изменением действующего законодательства, необходимостью проведения работ или оказания услуг в количестве или объеме, большем, чем установлено настоящим договором.
Возможность организовать место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов на земельном участке, сформированном под многоквартирным жилым домом N 3 по ул. Р. Люксембург (кадастровый номер 29:22:0505514:5), находящемся в общей долевой собственности собственников помещения в жилом доме и относящемся к общему имуществу жилого дома, не представляется возможным, поскольку земельный участок сформирован по отмостке дома, выходящего стороной на проезжую часть ул. Р. Люксембург. С внутренней стороны дома (со стороны входных подъездов) земельный участок включает только дворовой проезд.
Фактически сбор ТКО осуществляется в контейнеры на колесиках, которые установлены на расстоянии 8 метров от жилого дома напротив заезда во двор жилого дома, место фактической установки контейнеров не входит в границы земельного участка под многоквартирным домом. В настоящее время для сбора на земле установлены 2 новых контейнера, которые предоставлены организацией, осуществляющей вывоз ТКО (ООО "ЭкоИнтегратор"). Контейнеры установлены на грунт, водонепроницаемое покрытие (бетонная площадка), отсек для крупногабаритных отходов возле контейнеров не имеется (акт обследования от 01.06.2020).
Вышеуказанное место и способ размещения контейнеров (на грунт) уже длительное время используется для сбора ТКО жителями, проживающими в доме N 3 по ул. Р. Люксембург, в связи с чем в августе 2018 года в Администрацию поступило обращение жителя дома об отсутствии ограждения и площадки как таковой для сбора ТКО, в том числе крупногабаритного.
Как следует из протокола N 1 от 01.11.2019 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N3 по ул. Р. Люксембург по 10 вопросу повестки дня, собственники приняли решение определить место сбора и накопления ТКО для нужд многоквартирного дома на месте существующей контейнерной площадки, организованной на территории земельного участка за пределами земельного участка, принадлежащего и сформированного для МКД. Финансирование работ провести за счет собственников.
В соответствии со статьей 8 Закона N 89-ФЗ в полномочия органов местного самоуправления также входит определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В связи с тем, что размещение места накопления ТКО для дома N 3 по ул. Р. Люксембург не согласовано в соответствии с Порядком определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск", утв. постановлением администрации от 13.02.2020 N285 (далее - Порядок N 285), Администрация обратилась в суд с настоящим иском.
Оценив обстоятельства дела, суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 1.2. статьи 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Согласно пункту 26 (1) раздела III. "Работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме" в перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что действующим законодательством обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в управлении, возложена на управляющую организацию.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Следовательно, в обязанности органа местного самоуправления входит создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в тех случаях, когда такая обязанность не возложена действующим законодательством на других лиц.
Поскольку действующим законодательством на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в управлении, то довод ответчика о том, что такая обязанность лежит на истце, судом правомерно отклонена.
В соответствии с пунктом 1.3. Порядка N 285 организации, управляющие жилищным фондом, обязаны организовывать место накопления твердых коммунальных отходов путем оборудования контейнерной площадки с установкой на ней контейнеров в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством.
Согласно пункту 1.5. Порядка N 285 заявитель - физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель (далее - Заявитель) подает в администрацию территориального округа по месту планируемого расположения контейнерной площадки заявку по утвержденной форме.
В соответствии с пунктом 2.2. Порядка N 285 рассмотрение обращений заявителей (заявок) о согласовании места накопления ТКО на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов осуществляется Комиссией в течение 10 дней с момента регистрации.
Согласно пункту 2.3. Порядка N 285 место накопления ТКО определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, санитарными нормами и правилами, с учетом данных единой топографической основы масштаба 1:500 территорий муниципального образования "Город Архангельск", при визуальном осмотре Комиссией места планируемой установки.
В пункте 2.4. Порядка N 285 предусмотрено, что место накопления ТКО определяется на земельном участке с учетом возможности подъезда и проведения маневровых работ спецтехники, осуществляющей вывоз ТКО, с учетом требований, предусмотренных СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск".
При этом в силу пункта 2.5. Порядка N 285 в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных санитарным законодательством разрывов от мест накопления ТКО, расстояния устанавливаются комиссией.
По результатам обследования территории Комиссией составляется акт об определении места накопления ТКО (приложение N 5 к настоящему Порядку, пункт 2.9. Порядка N 285).
Доводы ответчика о том, земельным законодательством не предусмотрена возможность использования и/ или предоставления муниципальных и государственных земель под установку мест (площадок) для сбора и размещения ТКО для МКД, и обязанность по организации места (площадки) накопления ТКО лежит на самом истце, были предметом оценки суда первой инстанции и правомерно отклонены.
В соответствии с частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 утверждены Перечни видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", в частности, в пункте 4 указано, что к таким объектам относятся элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 22.03.2019 N 390 утвержден Порядок согласования проектов благоустройства объектов, согласно пункту 1.5. которого к объектам благоустройства, помимо детских, спортивных площадок, площадок для выгула и дрессировки собак и др., относятся места сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.
Согласно пункту 2.12 Порядка N 285 при определении места накопления ТКО на территории общего пользования утвержденный акт об определении места накопления ТКО является основанием для обращения заявителя в департамент градостроительства Администрации муниципального образования "Город Архангельск" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (с изменениями и дополнениями), постановлением Правительства Архангельской области от 17.03.2015 N103-пп "Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земель или земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута" (с изменениями и дополнениями).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции действующее земельное законодательство и принятые в соответствии с ним нормативно-правовые акты предусматривают возможность размещения мест (площадок) накопления ТКО не только на территории земельного участка, сформированного под МКД, но и на иных территориях, в том числе территориях общего пользования без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Доводы, приведенные ответчиком в жалобе, не опровергают законность и обоснованность решения, фактически направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств и представленных доказательств. Вместе с тем апелляционный суд согласен с правовой оценкой обстоятельств спора, которая дана судом первой инстанции.
Ответчик не представил доказательств обращения в администрацию округа, на территории которого планируется размещение контейнерной площадки, о согласовании места накопления ТКО, а также доказательств того, что в удовлетворении такого заявления было отказано.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 июля 2020 года по делу N А05-2230/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Садовый район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2230/2020
Истец: администрация муниципального образования "Город Архангельск"
Ответчик: ООО "УК Садовый район"