г. Вологда |
|
18 ноября 2020 г. |
Дело N А05-5983/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 ноября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Северное речное пароходство" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 июля 2020 года по делу N А05-5983/2020,
УСТАНОВИЛ:
министерство транспорта Архангельской области (ОГРН 1122901020527, ИНН 2901229495; адрес: 163004, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Северное речное пароходство" (ОГРН 1022900523777, ИНН 2901015750; адрес: 163069, город Архангельск, улица Розы Люксембург, дом 5; далее - Общество) о взыскании 1 161 221 руб. необоснованно полученных средств субсидии за 2018 год, 22 121 руб. 26 коп. пеней за период с 13.03.2020 по 21.07.2020 (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23 июля 2020 года по делу N А05-5983/2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Общество не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Вывод суда о том, что непредставление ОСВ не позволило истцу проверить порядок распределения расходов и определить их долю, является несостоятельным. Исходя из поведения истца, последним принималось и не оспаривалось до определенного момента то, что ответчик включает в расчет субсидированных расходов распределяемые расходы в размере 23 %. Суд не учел довод ответчика о том, что ОСВ не является документом первичного учета. Перечень документов, подтверждающих размер распределяемых расходов, каким-либо НПА не определен. Неисполнение требования о представлении оборотно-сальдовых ведомостей, относящихся к регистрам бухгалтерского учета, а не к категории документов, не влечет возникновения ответственности и не должно приводить к тем или иным санкциям или трактоваться, как неисполнение обязанности по договору. Оценка данному доводу не дана. Придя к выводу о том, что ответчик не представил достаточных доказательств, подтверждающих размер распределяемых расходов, суд не определил, на основании каких документов данные обстоятельства могут быть подтверждены стороной по делу. Ответчик предоставил суду всю первичную и бухгалтерскую документацию, в том числе бухгалтерскую справку. Данные документы судом проигнорированы. Распределению подлежат расходы, связанные с производством продукции, оказанием услуг, выполнение работ, и общехозяйственные распределяемые работы.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в целях осуществления совместных действий по организации транспортного обслуживания населения водным транспортом по маршруту Верхняя Тойма - Нижняя Тойма в навигацию 2018 года общество и администрация МО "Вехнетоемский муниципальный район" заключили договор от 26.03.2018 N 1 об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа водным транспортом по маршруту Верхняя Тойма - Нижняя Тойма в навигацию 2018 года.
Возмещение недополученных доходов в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа водным транспортом в 2018 году осуществлялось министерством в соответствии с Порядком предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа воздушным и водным транспортом (далее - Порядок предоставления субсидии), утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 08.10.2013 N 463-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие транспортной системы Архангельской области (2014 - 2024 годы)".
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка между министерством и обществом был заключен договор о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа водным транспортом в муниципальном сообщении на территории Архангельской области, от 20.04.2018 N 10/ВВТ-2018 (далее - договор).
В соответствии с приложением N 1 к договору определены следующие параметры транспортного заказа: период навигации - с 09 мая по 05 октябрь 2018 года; маршрут водного транспорта - Верхняя Тойма - Нижняя Тойма (с 13 остановочными пунктами); тип судна - Заря-324Р (пассажирское); количество оборотных рейсов - 70.
В 2018 году обществом из областного бюджета получена субсидия в размере 5 513 628,93 руб.
В соответствии с Планом осуществления финансового контроля на 2019 год, утвержденным распоряжением министерства от 21.12.2018 N 266, и на основании распоряжения от 21.11.2019 N 322-р министерством проведена камеральная проверка соблюдения обществом условий, целей и порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа на муниципальном маршруте "Нижняя Тойма - Верхняя Тойма" в 2018 году.
Уведомление от 21.11.2019 N 213/5089 о проведении проверки с приложением копии распоряжения министерства и копии программы проверки в отношении общества получены последним 26.11.2019, что подтверждается оттиском входящего штампа организации.
В указанном уведомлении обществу предложено представить не позднее 01.12.2019 в министерство информацию с подтверждающими документами и материалами по муниципальному маршруту "Нижняя Тойма - Верхняя Тойма":
1) информацию о полученных доходах за 2018 год в разрезе остановочных пунктов с приложением оборотно-сальдовой ведомости по счету 90 в разрезе видов деятельности;
2) информацию о количестве перевезенных пассажиров, количестве выполненных рейсов и проданных билетов за 2018 год с копиями подтверждающих документов;
3) налоговую отчетность за 2018 год;
4) копию учетной политики предприятия за 2018 год;
5) копию уведомления о применяемой системе налогообложения
6) копию уведомления о страховых взносах от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2018 год;
7) бухгалтерскую отчетность за 2018 год (в том числе бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, оборотно-сальдовую ведомость по счету 20 по регулируемому виду деятельности в разрезе статей затрат, обортно-сальдовые ведомости по счетам 25, 26, 91 (расходы);
8) документы, подтверждающие размер общехозяйственных расходов, и пояснения по порядку их распределения;
9) подробную расшифровку понесенных в 2018 году расходов на заработную плату плавсостава в размере должностей с приложением ведомостей начисленной заработной платы, копию штатного расписания, судовую роль членов экипажа;
10) фактические данные об использованных горюче-смазочных материалах и электрической энергии в объемном и стоимостном выражении за 2018 год с приложением выставленных счетов-фактур и кассовых чеков,
11) документы, подтверждающие расходы в 2018 году по следующим статьям затрат: запасные части и материалы, рацион бесплатного питания, отчисления на социальные нужды, аренда, ремонт (ремонтные работы), расходы на Российский речной регистр, прочие прямые затраты.
В ходе проведенной проверки министерство установило, что общая сумма затрат на перевозку пассажиров и багажа на муниципальном маршруте "Нижняя Тойма - Верхняя Тойма" в 2018 году по данным общества составила 6210,012 тыс. руб., в том числе:
- оплата труда - 2436,295 тыс.руб.,
- страховые взносы - 747,796 тыс. руб.,
- дизельное топливо - 1088,72 тыс.руб.,
- смазочные и прочие материалы - 344,133 тыс. руб.,
- электроэнергия - 58,530 тыс. руб.,
- рацион бесплатного питания - 144.144 тыс. руб.,
- амортизация - 18,381 тыс. руб.,
- прочие прямые расходы - 210,793 тыс. руб.,
- распределяемые расходы - 1161,222 тыс.руб.
В ходе проверки общество подтвердило данными бухгалтерского учета и первичными документами расходы в размере 5048,79 тыс. руб. по статьям затрат: оплата труда, страховые взносы, дизельное топливо, смазочные и прочие материалы, электроэнергия, рацион бесплатного питания, амортизация, прочие прямые расходы.
Поскольку общество не подтвердило данными бухгалтерского учета заявленные в сумму затрат распределяемые расходы в размере 1161,222 тыс. руб., министерство, определило сумму экономически обоснованных расходов в размере 5048,790 тыс. руб. (за минусом распределяемых расходов в размере 1161,222 тыс. руб.).
Доходы от осуществления регулируемой деятельности в 2018 году общество подтвердило ежедневными отчетами о количестве перевезенных пассажиров, проданных билетов и полученной выручке за период навигации, а также данными бухгалтерского учета. Доходы общества от регулируемого вида деятельности составили 848,254 тыс. руб. с учетом НДС или 718,859 тыс. руб. без учета НДС.
Сумма недополученных доходов, возникших в результате регулирования тарифов, по расчету министерства составила 4329,931 тыс. руб. (5048,790 тыс. руб. - 718,859 тыс. руб.).
Соответственно, сумма необоснованно полученной субсидии с учетом возращенной обществом суммы 22,476 тыс. руб., по данным истца, составила 1161,221 тыс. руб. (5513,628 тыс. руб. - 4329,931 тыс. руб. - 22,476 тыс. руб.).
Результаты проверки отражены в акте от 15.01.2020.
Акт проверки от 15.01.2020 направлен обществу с сопроводительным письмом от 18.01.2020 N 213/366 и получен обществом 31.01.2020, что подтверждается представленным в материалы дела почтовым уведомлением.
На основании результатов проверки и выявленного нарушения обществу направлено требование от 12.02.2020 N 213/721 о возврате в срок до 12.03.2020 в областной бюджет необоснованно полученной субсидии в размере 1 162,22 тыс. руб.
Требование получено обществом 17.02.2020, что подтверждается представленным в материалы дела почтовым уведомлением.
В соответствии с письмом от 03.03.2020 N 12/12/а ответчик выразил несогласие с доводами министерства и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку общество в добровольном порядке требование о возврате необоснованно полученных средств субсидии не исполнило, министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив обстоятельства дела, суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме, правомерно руководствуясь следующим.
Как установлено пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 статьи 78 Кодекса), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Порядком осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 18.02.2014 N 58-пп, установлены правила осуществления проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий и бюджетных инвестиций из областного бюджета их получателями в соответствии со статьей 78, пунктами 2 - 4 статьи 78.1 БК РФ.
Судом установлено, что проверка проведена в пределах предоставленных министерству полномочий.
В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления субсидии организациям водного транспорта, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки водным транспортом в пригородном, внутримуниципальном и межмуниципальном сообщении на территории Архангельской области, субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа, предоставляются в случае превышения экономически обоснованных расходов, возникающих при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, над доходами, полученными исходя из утвержденных тарифов на перевозку пассажиров и багажа и количества фактически перевезенных пассажиров.
Аналогичное условие содержится в пункте 3.2 заключенного сторонами договора.
Таким образом, в целях определения права на субсидию подлежат установлению:
- экономически обоснованные расходы, возникающие при осуществлении перевозок пассажиров и багажа;
- доходы, полученные исходя из утвержденных тарифов на перевозку пассажиров и багажа и количества фактически перевезенных пассажиров.
В случае превышения таких расходов над соответствующими доходами у организации водного транспорта возникает право на получение субсидии.
Согласно пункту 11 Порядка предоставления субсидии обязательным условием предоставления субсидии, подлежащим включению в договор, являются:
1) согласие получателя субсидии на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля Архангельской области проверок соблюдения организациями условий, целей и порядка предоставления субсидии.
2) уплата пени в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки в случае невозврата или несвоевременного возврата средств областного бюджета в срок, установленный пунктом 20 Порядка предоставления субсидии;
3) обязанность ведения получателем субсидии бухгалтерского учета и раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете;
4) порядок возврата субсидии в областной бюджет в случае нарушения условий, целей и порядка их предоставления.
Согласно пункту 3.2 договора субсидия предоставляется:
- на цели, указанные в разделе I договора;
- при условии предоставления получателем субсидии в министерство в установленные срок и форме отчетов о фактически выполненных перевозках пассажиров и багажа, а также иных документов, подтверждающих факт недополученных доходов.
Пунктами 4.3.3, 4.3.7, 4.3.13 договора предусмотрены следующие обязанности получателя субсидии: представлять в министерство документы, установленные пунктом 3.1.2 договора; направлять по запросу министерства документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления субсидии в соответствии с пунктами 3.1.2 и 4.1.4 договора в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса; вести бухгалтерский учет и раздельный учет доходов и расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Таким образом, предоставление получателем субсидии пакета документов, подтверждающего фактически понесенные расходы и полученные доходы от регулируемого вида деятельности, позволяет установить соблюдение получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Обществом в затраты по пассажирским перевозкам по маршруту "Нижняя Тойма - Верхняя Тойма" отнесена сумма распределяемых расходов в 2018 году в размере 1161,221 тыс. руб.
В учетной политике общества метод распределения данных расходов не определен.
Истцом в ходе проверки в адрес ответчика были направлены запросы о представлении данных бухгалтерского учета, оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 25 (общепроизводственные расходы), 26 (общехозяйственные расходы) за 2018 год в целом по предприятию, а также фактическое разнесение их по видам деятельности.
Обществом документы, подтверждающие размер общехозяйственных расходов и порядок их распределения, оборотно-сальдовые ведомости по счету 26 (расходы) по видам деятельности, представлены не были.
Указанные обстоятельства не позволили истцу в рамках контрольного мероприятия проверить порядок распределения общехозяйственных расходов общества и определить их долю, относящуюся на регулируемый вид деятельности по перевозке пассажиров и багажа водным транспортом.
Довод ответчика о том, что размер распределяемых затрат был согласован с истцом перед заключением договора, был предметом оценки суда первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку согласование калькуляций расходов перевозчика условиями договора, а также Порядком предоставления субсидии не предусмотрены. Кроме того, калькуляция распределяемых расходов, а также приказ от 10.04.2019 N 89-2, которым размер распределяемых фактических расходов по итогам 2018 года установлен в размере 23 %, не подменяют собой данные бухгалтерского учета и первичных учетных документов по регулируемому виду деятельности.
В ходе судебного разбирательства общество документы в подтверждение заявленных в расчет субсидии распределяемых расходов не представило.
Довод ответчика о том, что истец не представил доказательств, подтверждающих иной размер распределяемых расходов (не 23 %), судом правомерно отклонен, поскольку в соответствии с условиями Порядка предоставления субсидии и условиями заключенного сторонами договора именно на получателя субсидии (т.е. общество) возложена обязанность подтверждать обоснованность включения тех или иных расходов в состав затрат в целях расчета размера субсидии.
Поскольку обществом не представлено документов, содержащих данные бухгалтерского учета, а также первичных учетных документов, подтверждающих обоснованность распределяемых расходов в 2018 году в размере 1161,221 тыс. руб., суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что размер затрат общества в указном размере не был подтвержден в установленном порядке.
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Ссылка ответчика на бухгалтерскую справку в подтверждение спорных расходов отклоняется, поскольку бухгалтерская справка является односторонним документом ответчика и не подтверждает реальность и обоснованность понесенных расходов. На иные документы ответчик не ссылается.
Согласно пункту 20 Порядка предоставления субсидии в случае выявления министерством нарушения получателями субсидии условий, целей и порядка их предоставления, а также условий договора средства субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 30 рабочих дней со дня предъявления министерством соответствующего требования.
При не возврате средств субсидии в срок, установленный пунктом 20 настоящего Порядка, министерство в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в пункте 20 настоящего Порядка, обращается в суд с исковым заявлением о взыскании субсидии, а также пени за просрочку ее возврата (пункт 22 Порядка предоставления субсидии).
Поскольку ответчик обоснованность получения средств субсидии из областного бюджета в размере 1161,221 тыс. руб. в ходе судебного разбирательства не доказал, обязанность по возврату субсидии не исполнил, требование министерства в указанной части удовлетворено правомерно.
В соответствии с пунктами 4.3.8, 4.39 заключенного сторонами договора ответчик обязуется в случае получения от министерства требования возвращать в областной бюджет полученную субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании, а также уплачивать пени в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки в случае невозврата или несвоевременного возврата средств областного бюджета в установленные сроки.
Требование от 12.02.2020 N 213/721 получено обществом 17.02.2020. В требовании установлен срок возврата субсидии до 12.03.2020.
В соответствии с расчетом истца, пени, начисленные на сумму долга (1 161 221 руб.) за период просрочки с 13.03.2020 по 21.07.2020 (127 дней) исходя из 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день вынесения решения - 4.5 % годовых, составили 22 121 руб. 26 коп.
Расчет пени проверен судом, признан правильным, ответчиком не оспорен, у суда апелляционной инстанции сомнений не вызывает.
Доводы, приведенные ответчиком в жалобе, не опровергают законность и обоснованность решения, фактически направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств и представленных доказательств. Вместе с тем апелляционный суд согласен с правовой оценкой обстоятельств спора, которая дана судом первой инстанции.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 июля 2020 года по делу N А05-5983/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Северное речное пароходство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5983/2020
Истец: Министерство транспорта Архангельской области
Ответчик: ПАО "Северное речное пароходство"