г. Пермь |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А71-2449/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство": Сутягина Е.С., паспорт, доверенность от 03.02.2020;
от заинтересованного лица - Администрации муниципального образования "Воткинский район": представитель не явился,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Администрации муниципального образования "Воткинский район"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 13 августа 2020 года по делу N А71-2449/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1121841000390, ИНН 1841023336)
к Администрации муниципального образования "Воткинский район" (ОГРН 1021801060698, ИНН 1804005040)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - ООО "Спецавтохозяйство", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Администрации муниципального образования "Воткинский район" (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным предписания от 20.02.2020 N 03.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 августа 2020 года признано незаконным предписание Администрации муниципального образования "Воткинский район" от 20.02.2020 N 03, выданное ООО "Спецавтохозяйство"; на администрацию возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с судебным актом, Администрация муниципального образования "Воткинский район" обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо указывает, что услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами отнесена к коммунальной услуге; правила предоставления коммунальных услуг установлены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"; в соответствии с названными Правилами предоставление таких услуг осуществляется в отношении жилых домов и многоквартирных домов; статьей 2 Правил N 354 не определено, что недостроенный жилой дом относится к домовладению в целях применения указанных Правил; апеллянт считает, что судом в качестве доказательств неправомерно приняты представленные заявителем акт от 30.07.2020 и фотографии к акту.
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещено надлежащим образом, представителя для участия в заседании суда не направило, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, на основании распоряжения Администрации муниципального образования "Воткинский район" от 22.01.2020 N 32 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Спецавтохозяйство" на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных нормативными правовыми актами по обращению гр. Ивановой Альбины Марсельевны о неправомерном начислении платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за участок, расположенный по адресу: УР, Воткинский район, д. Кукуи, ул. Сосновая д. 4.
В ходе проверки установлено, что на участок с кадастровым номером N 18:04:011001:952, расположенный по адресу: УР, Воткинский район, д. Кукуй, ул. Сосновая, участок N4, в нарушении ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ, п. 8(1) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), п. 4 п.п. ж Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), за период с января 2019 года по декабрь 2019 года произведено начисление за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
По результатам проверки составлен акт проверки от 20.01.2020 N 7 и вынесено предписание от 20.02.2020 N 03, согласно которому обществу "Спецавтохозяйство" предписано в течение 10 дней с момента получения предписания произвести перерасчет начисленных денежных средств по коммунальной услуге по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на участок с кадастровым номером N18:04:011001:952, расположенный по адресу: УР, Воткинский район, д. Кукуи, ул. Сосновая, участок N 4.
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным.
Удовлетворяя требования, признавая предписание недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что вывоз ТКО с мест накопления ТКО, предусмотренных Территориальной схемой, куда потребители с соблюдением установленных правил должны складировать ТКО, является фактом оказания региональным оператором коммунальной услуги и возлагает на потребителя обязанность оплатить её в установленном договором и законодательством РФ порядке, в данном случае на основании типового договора; вне зависимости от заключенного договора услуги Ивановой А.М. оказывались, оснований для признания незаконными действий ООО "Спецавтохозяйство" по начислению платы за сбор, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов не имеется.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав в судебном заседании представителя заявителя, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из совокупности норм пунктов 5, 8 статьи 2, пункта 8.1 статьи 13, частей 3, 4.2, 4.3, пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктов 4, 8 пункта 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", суд первой апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом, в пределах предоставленной ему компетенции.
В рассматриваемом случае оспариваемым предписанием ООО "Спецавтохозяйство" указано провести перерасчет платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, начисленной за 2019 год Ивановой А.М. на земельный участок по адресу: по адресу: УР, Воткинский район, д. Кукуи, ул. Сосновая, участок N 4, при отсутствии жилого дома по указанному адресу, собственников и зарегистрированных лиц.
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании, в том числе, платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе).
Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 9 ст. 155 ЖК РФ).
Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
ООО "Спецавтохозяйство" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Из абзаца 2 пункта 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, следует, что к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (далее - Правила N 354).
В соответствии с понятиями, приведенными в пункте 2 Правил N 354 домовладение - это жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты); коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами; потребитель" - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно подпункту "ж" пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена такая коммунальная услуга как обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Следовательно, в соответствии с названными Правилами предоставление потребителю коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в отношении многоквартирных домов и жилых домов.
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) настоящих Правил.
Согласно п. 148(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
В соответствии с п. 148(5) Правил N 354 условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, за исключением периода времени, в течение которого собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и такой договор не расторгнут (подп. в п. 148(11) Правил N 354).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами также установлен Правилами N 354.
Согласно пункту 148(30) Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Пункт 148(34) Правил N 354 устанавливает, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Согласно пункту 148(36) Правил N 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Таким образом, начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами обусловлено при наличии права собственности или иного законного права пользования жилым домом (домовладением), постоянно или временно проживающих в жилом доме граждан.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается факт того, что на земельном участке с кадастровым номером 18:04:011001:952 по адресу: УР, Воткинский район, д. Кукуи, ул. Сосновая, 4 жилой дом отсутствуют, собственников и зарегистрированных лиц в доме нет.
15.12.2015 Администрацией муниципального образования "Воткинский район" Ивановой А.М. выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 18:04:011001:952, однако разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, уведомление о соответствии построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности на спорный земельный участок не выдавались.
Из письма Администрации муниципального образования "Кукуевское" от 18.02.2020 следует, что на указанном земельном участке имеется недостроенный дом, в данном доме никто не проживает.
То есть, на земельном участке с кадастровым N 18:04:011001:952 находится объект незавершенного строительства, право собственности на который не зарегистрировано и статусом жилого дома не обладает.
Доказательств, подтверждающих фактическое (временное или постоянное) проживание в данном доме граждан, в материалы дела не представлено.
Таким образом, при отсутствии жилого помещения, собственников, а также лиц, постоянно или временно проживающих в таком помещении, начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не соответствует требованиям Жилищного кодекса РФ и положениям Правил N 354.
Доводы заявителя о том, что начисление платы за услугу по обращению с ТКО, в данном случае, является правомерным, поскольку в силу п. 8(1) Правил N 1156, обязанность по заключению договора на вывоз ТКО возникает не только у собственников жилого дома или жилого помещения, но и у лиц, владеющих земельными участками на законных основаниях, в результате деятельности которых на указанных земельных участках образуется ТКО, подлежат отклонению.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что материалы дела не содержат доказательств образования на принадлежащем Ивановой А.М. на праве аренды земельном участке твердых бытовых отходов, в отношении которых у нее как у собственника таких отходов возникает обязанность по заключению договора на оказание соответствующих услуг.
Судом первой инстанции в качестве доказательств, указывающих на то, что на земельном участке по адресу: УР, Воткинский район, д. Кукуи, ул. Сосновая, 4, принадлежащей Ивановой А.М. на праве аренды образуются ТКО, приняты представленные заявителем акт обследования физических лиц от 30.07.2020 и фотографии.
Вместе с тем, из обстоятельств дела следует, что оспариваемое предписание выдано в результате установления неправомерного начисления Ивановой А.М. платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за 2019.
Таким образом, акт обследования, составленный заявителем от 30.07.2020, не имеет отношения к спорному периоду начисления платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, составлен без участия иных заинтересованных лиц, не подтверждает факта образование ТКО в спорный период, приложенные к акту фотографии не позволяют установить дату их изготовления и нахождение ТКО на земельном участке в данный период.
В связи с чем, в соответствии со ст. ст. 67, 68 АПК РФ указанные документы не могут быть признаны относимыми и допустимыми доказательствами по настоящему делу.
Вывод суда первой инстанции о том, что услуги по обращению с ТКО обществом в указанный период оказывались вне зависимости от заключения Ивановой А. М. договора, из материалов дела не следует. Вывоз региональным оператором ТКО с мест накопления ТКО, предусмотренных Территориальной схемой, не является основанием для начисления платы за обращение с ТКО.
Напротив, из обращения Ивановой А. М. следует, что данные услуги в реальности заявителем в указанный период не оказывались, а потому отсутствуют основания для взимания соответствующей платы.
При таких обстоятельствах, повторно исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, правомерно возлагая на общество обязанность устранить допущенные нарушения требований закона.
Таким образом, оснований для признания предписания недействительным не имеется, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба администрации подлежит удовлетворению, обжалуемое решение суда первой инстанции отмене на основании части 1 статьи 270 АПК РФ.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению относятся на ООО "Спецавтохозяйство".
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 августа 2020 года по делу N А71-2449/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-2449/2020
Истец: ООО "Спецавтохозяйство"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Воткинский район"