город Омск |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А75-2998/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8195/2020) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.07.2020 по делу N А75-2998/2020 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению муниципального водоканализационного предприятия муниципального образования город Ханты-Мансийск (ИНН 8601001099, ОГРН 1028600515206, 628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Сирина, д. 59) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ИНН 8601009316, ОГРН 1028600512093, 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 27), третьи лица, - Петрова В.А., акционерное общество "Информационно-расчетный центр", Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, о признании незаконным решения от 10.02.2020 N 086/01/10-10/2019 и недействительным предписания от 10.02.2020 N 8,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное водоканализационное предприятие муниципального образования города Ханты-Мансийска (далее - заявитель, предприятие, МП "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Ханты-Мансийское УФАС России) о признании незаконным решения от 10.02.2020 N 086/01/10-10/2019 и предписания от 10.02.2020 N 8.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Петрова Виктория Александровна (далее - Петрова В.А.,), акционерное общество "Информационно-расчетный центр" (далее - АО "ИРЦ"), Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Жилстройнадзор Югры).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.07.2020 по делу N А75-2998/2020 заявление удовлетворено. Признаны недействительными решение заинтересованного лица от 10.02.2020 N 086/01/10-10/2019 и предписание от 10.02.2020 N 8. С антимонопольного органа в пользу предприятия взыскано 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, антимонопольный орган в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что МП "Водоканал", оказывая услуги по водоснабжению и водоотведению, в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) является субъектом естественной монополии, в связи с чем при оказании услуг по водоснабжению и водоотведению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). В действиях МП "Водоканал" заинтересованным лицо установлены признаки нарушения порядка расчета размера платы за услуги по водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды в многоквартирных домах г. Ханты-Мансийска. В частности объем холодной воды на общедомовые нужды по одной из квартир составил 2,800 куб. м, что превышает объема коммунальной услуги, рассчитанной в соответствии с приказом Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в связи с чем МП "Водоканал" обязано было применить норматив в размере 0,036 куб. м на 1 куб. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в месяц. Между тем, как установлено антимонопольным органом, МП "Водоканал" в связи с тем, что приходящийся на i-ежилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывало объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды, по формуле N 15 Приложения N 2 к Правилам, на основании которой рассчитывается объем коммунального ресурса приходящийся на i-e жилое помещение (квартиру) не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета. Таким образом, МП "Водоканал", занимая доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению юридических и физических лиц в г. Ханты-Мансийске, нарушило установленный нормативно правовыми актами порядок ценообразования, что повлекло ущемление интересов неопределенного круга лиц, в части применения при расчете размера платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения на общедомовые нужды в многоквартирных домах норматива горячего водоснабжения в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В письменном отзыве на жалобу АО "ИРЦ" просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции, назначенное на 17.09.2020, не обеспечили. От АО "ИРЦ" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
С целью предоставления лицам, участвующим в деле, реализовать процессуальные права, а также для обеспечения возможности направления заявителем пояснений по доводам жалобы определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2020 разбирательство по жалобе заинтересованного лица отложено до 06.10.2020. Поименованным определением заявителю предложено представить возражения по доводам апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы после отложения, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции, назначенное на 06.10.2020, не обеспечили. Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2020, вынесенным в рамках дела N А75-2998/2020, рассмотрение жалобы отложено до 10.11.2020.
До начала судебного заседания, назначенного на 10.11.2020, от МП "Водоканал" поступил письменный отзыв на жалобу Ханты-Мансийского УФАС России, в которой предприятие выражает несогласие с доводами антимонопольного органа и просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу антимонопольного органа - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции, назначенное на 10.11.2020, не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменные отзывы на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что в антимонопольный орган поступило обращение Петровой В.А. от 29.01.2019, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства МП "Водоканал" при расчете размера платы за услуги водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды в многоквартирном доме по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Зеленодольская, 7.
Приказом должностного лица антимонопольного органа от 29.04.2019 N 52 в отношении МП "Водоканал" возбуждено дело N 086/01/10-10/2019 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. По результатам рассмотрения дела заинтересованным лицом принято оспариваемое решение от 10.02.2020 N 086/01/10-10/2019 и предприятию выдано предписание от 10.02.2020 N 8.
Антимонопольным органом в рамках проверочных мероприятий и при производстве по делу в действиях МП "Водоканал" установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, повлекшие ущемление интересов неопределенного круга лиц, выразившиеся в расчете размера платы за услуги по водоснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах г. Ханты-Мансийска с нарушением действующих правил.
Резолютивная часть решения антимонопольного органа указывает на наличие в действиях предприятия нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении МП "Водоканал" установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, ущемлении интересов неопределенного круга потребителей, в части применения при расчете размера платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения на ОДН в многоквартирном доме норматива для горячего водоснабжения. По мнению антимонопольного органа, предприятие допустило нарушение Правил N 354.
Из выданного заявителю предписания следует обязанность в срок до 02.03.2020 прекратить вышеуказанное нарушение антимонопольного законодательства, произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения на ОДН.
Полагая решение и предписание не основанными на законе и не соответствующими фактическим обстоятельствам осуществления предприятием экономической деятельности, МП "Водоканал" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции, с чем не согласился антимонопольный орган, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и разъяснениям, изложенным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статьи 1 Закона о защите конкуренции, данный нормативно-правовой акт определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности, а также недобросовестной конкуренции.
В силу статьи 4 Закона о защите конкуренции монополистической деятельностью признается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Согласно выводам антимонопольного органа МП "Водоканал", оказывая услуги по водоснабжению и водоотведению, является субъектом естественной монополии.
В соответствии с пунктом 12.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 28.04.2010 N 220, без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры является сферой деятельности субъектов естественной монополии.
Пункты 2.1 устава МП "Водоканал", утвержденного директором Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска, предприятие создано с целью решения вопросов местного значения г. Ханты-Мансийска, в части создания условий для обеспечения населения, предприятий и организаций водоснабжением и водоотведением. В соответствии с пунктом 2.2.1. устава предприятие осуществляет деятельность по водоснабжению населения, предприятий, организаций города и водоотведению.
С учетом изложенного МП "Водоканал" обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства при осуществлении экономической деятельности, предусмотренной уставом (водоснабжение и водоотведение).
Регулированию вопросов, связанных с монополистической деятельностью посвящена глава 2 Закона о защите конкуренции. Одним из антимонопольных запретов, установленных поименованным Законом, является запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции конкретизирует понятие такого злоупотребления, указав, что под ним понимаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В пунктах 1 - 11 статьи 10 указанного Закона перечислены действия (способы бездействия) хозяйствующих субъектов, которые следует расценивать как монополистические. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 5 статьи 154 ЖК РФ в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме
Материалы дела свидетельствуют об избрании собственниками помещений многоквартирного дома N 7 в г. Ханты-Мансийске на ул. Зеленодольской непосредственного способа управления. При этом в дело представлен заключенный с предприятием с собственником помещений дома договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод "потребителю" в многоквартирном доме при непосредственном способе управления от 14.06.2013 N 07/23, согласно пункту 1.1 которого МП "Водоканал" как ресурсоснабжающая организация предоставляет потребителям холодную воду, в том числе и для приготовления горячей воды, и оказывает услуги водоотведения.
Согласно актам осмотра общедомового прибора учета воды в многоквартирном доме по ул. Зеленодольская 7 от 25.01.2018, 22.02.2018, 23.01.2018, 25.03.2018, 23.05.2018, 23.06.2018, 25.07.2018, 24.08.2018, 24.09.2018, 25.10.2018, 23.11.2018 в многоквартирном доме по указанному выше адресу установлен общедомовой прибор учета холодного водоснабжения (ХВС) N 17552, пломба N 41729550, с отражением текущих показаний воды, иных приборов учета холодного водоснабжения и горячего водоснабжения в многоквартирном доме не установлено.
Согласно подпункту ж(1) пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан использовать показания коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, установленных в соответствии с указанным подпунктом, при определении размера платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды в случаях, установленных настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 36 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы. Пунктом 38 Правил N 354 предусматривается, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно пункту 40 Правил, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 44 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам.
Распределяемый в соответствии с формулами N N 11 - 14 приложения N 2 к Правилам N 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) в статье 2 устанавливает основные понятия, которые применяются к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, в том числе по горячему водоснабжению.
Под централизованной системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения) (пункт 27 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Разделом III Приложения N 2 Правил N 354 установлены правила расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
Согласно пункту 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Под нецентрализованной системой горячего водоснабжения понимается сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно (пункт 12 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Согласно пункту 6 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведениипри приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Разделом IV Приложения N 2 Правил N 354 установлены правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период потребителю в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении при самостоятельном производстве исполнителем в многоквартирном доме коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что при расчете объема и стоимости потребленного ресурса при централизованной системе и нецентрализованной системе ГВС применяются различные формулы и правила расчета размера платы за коммунальную услугу на общедомовые нужды в МКД. Для применения соответствующей формулы необходимо установить, к какой системе ГВС - централизованной или нецентрализованной - относятся МКД, собственникам помещений в котором оказываются коммунальные услуги.
Согласно пояснениям МП "Водоканал" предприятие производит расчеты в соответствии с пунктами 40, 44 Правил N 354, с применением следующих формул:
- формула N 10, на основании которой рассчитывается размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры), и расчет ОДН на ХВС составляет 30,09 руб. = 0,494 куб. м. * 60,86 руб./куб. м.;
- формула N 11, на основании которой рассчитывается приходящийся на i-e жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым:) прибором учета холодной воды, и по расчету объем холодной воды на ОДН составил 2,800 куб. м. = (400 куб.м. - 0 куб.м. - 15,604 куб.м. - 189,124 куб.м. -109,458 куб.м. - 0,000 куб.м.) * 55,20 кв.м. / 1691,50 кв.м.;
- формулы N 15, на основании которой рассчитывается приходящийся на i-e жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, и по расчету данный показатель составил 0,494 куб.м. = 0,072 куб.м. * 210,40 кв.м. * 55,20 кв.м. / 1691,50 кв.м.
В соответствии с приложением N 2 к приказу Департамента Жилищно-коммунального комплекса и энергетики ХМАО - Югры от 11.11.2013 N 22-п "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории ХМАО - Югры" установлены следующие показатели для многоквартирных домов с централизованным: холодным водоснабжением и производством горячей воды в индивидуальных тепловых пунктах при закрытых системах горячего водоснабжения и автономных крышных котельных с водоотведением:
- норматив потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме 0,036 куб. м на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в месяц;
- норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме 0,036 куб. м на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в месяц;
- норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирном доме 0,072 куб. м на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в месяц.
В связи с тем, что объем холодной воды на общедомовые нужды по квартире лица, обратившегося с жалобой в Ханты-Мансийское УФАС России, составил 2,800 куб. м, что превышает объема коммунальной услуги, рассчитанной в соответствии с поименованным выше приказом Департамента, применению предприятием подлежал норматив в размере 0,036 куб. м на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в месяц.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, МП "Водоканал" в связи с тем, что приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, объем (количество) коммунального ресурса предоставленного на общедомовые нужды рассчитан по формуле N 15 Приложения N 2 к Правилам, на основании которой рассчитывается объем коммунального ресурса приходящийся на i-e жилое помещение (квартиру) не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета. По расчету, представленному МП "Водоканал", показатель составил 0,494 куб. м - 0,072 куб. м * 210,40 кв. м * 55,20 кв. м / 1691,50 кв. м, где:
- норматив на ОДН включает два вида коммунального ресурса, а именно ХВС - 0,036 куб. м/1 кв. м и ХВС на ГВС = 0,036 куб. м/кв. м.;
- 0,072 = 0,036 куб. м. + 0,036 куб. м;
- 210,40 кв. м - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
- 55,20 кв. м - общая площадь i-гo жилого помещения;
- 1691,50 кв. м - общая площадь всех жилых и нежилых помещений.
Между тем, порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период потребителю в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении при самостоятельном производстве исполнителем в многоквартирном доме коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) отражен в разделе IV приложения N 2 к Правилам N 354.
В соответствии с пунктом 22(1) приложения N 2 к Правилам N 354, размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-гo жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле 20.2. В рамках указанной формулы учитывается объем горячей воды, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, приходящийся на i-e жилое или нежилое помещение, который определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды по формуле 12, предусмотренной настоящим приложением; при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды; при наличии коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, подаваемой в многоквартирный дом в целях предоставления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, - по формуле 11.2, предусмотренной приложением N 2 к Правилам N 354.
Согласно подпункту б пункта 11(1) приложения N 2 к Правилам в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение объем холодной воды, использованной в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме при потреблении коммунальных услуг холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, измеренный коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, в отношении коммунальных услуг по горячему водоснабжению на общедомовые нужды определяется по формуле 11.2.
Принимая во внимание то обстоятельство, что в настоящем случае многоквартирный дом N 7 по ул. Зеленодольской в г. Ханты-Мансийске не присоединен к централизованной системе горячего водоснабжения, что предполагает необходимость приготовления горячей воды при оказании услуг горячего водоснабжения и влечет специфический правовой режим платы за соответствующие услуги, при расчете таковой подлежала формула 20.2 (пункт 22(1) приложения N 2 к Правилам N 354). Следовательно, апелляционный суд не усматривает оснований для согласия с выводом суда первой инстанции о правомерности применения заявителем в рассматриваемом случае при расчете размера платы по ХВС на ОДН по формуле 15 Приложения N 2 к Правилам N 354 норматива горячего водоснабжения. Установленные по делу фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что предприятием расчет платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения на общедомовые нужды в многоквартирных домах с учетом норматива горячего водоснабжения (из расчета 0,072 куб. м на 1 кв. м общей площади помещений) производился с нарушением Правил N 354, что указывает на несоблюдение предприятием требований пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предприятием решения антимонопольного органа. Следовательно, не подлежит признанию недействительным предписание от 10.02.2020 N 8, выданное Ханты-Мансийским УФАС России предприятию в связи с принятием решения от 10.02.2020 N 086/01/10-10/2019.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.07.2020 по настоящему делу подлежит отмене. Требования заявителя подлежат оставлению без удовлетворения.
Апелляционная жалоба антимонопольного органа удовлетворена.
Судебные расходы на уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не распределяются судом ввиду освобождения Ханты-Мансийского УФАС России от обязанности по уплате таковой. Судебные расходы по уплате государственной пошлины при обращении с заявлением распределяются в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пункт 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.07.2020 по делу N А75-2998/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления муниципального водоканализационного предприятия муниципального образования город Ханты-Мансийск к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу -
Югре о признании недействительными решения от 10.02.2020 N 086/01/10-10/2019 и предписания от 10.02.2020 N 8 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-2998/2020
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ВОДОКАНАЛИЗАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК
Ответчик: ОСП УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ
Третье лицо: АО "ИНФОРМАЦИОННО-РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР", ООО "Информационно-расчетный центр", Петрова Виктория Александровна, СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ