город Ростов-на-Дону |
|
18 ноября 2020 г. |
дело N А53-40172/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яицкой С.И., судей Илюшина Р.Р., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии в судебном заседании:
от ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - представителя Ухова В.И. по доверенности от 09.01.2020,
от Министерства обороны Российской Федерации - представителя Четвергова С.В. по доверенности от 23.04.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (ИНН 3445071523, ОГРН 1053444090028)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2020 по делу N А53-40172/2019
по иску публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт"
к ответчикам: федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892), Министерству обороны Российской Федерации
при участии третьего лица - акционерного общества "Оборонэнерго"
о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - ПАО "Волгоградэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений", ответчик) о взыскании 536 138,61 руб. задолженности за электрическую энергию за период январь-июль 2019 года.
Определением от 17.02.2020 суд привлек Министерство обороны Российской Федерации к участию в деле в качестве ответчика, исключив из числа третьих лиц.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - АО "Оборонэнерго").
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2020 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что уполномоченное лицо Министерства обороны Российской Федерации - ФГБУ "ЦЖКУ" в рамках своей уставной деятельности на основании договоров осуществляло функции управляющей организации для потребителей - нанимателей специализированного жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации. Вместе с тем, ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" в данных договорах стороной не являлось, никаких распоряжений по передаче прав и обязанностей по оплате поставленной гарантирующим поставщиком электроэнергии Министерство обороны Российской Федерации на учреждение не возлагало. Оплата коммунальных услуг является обязанностью нанимателей жилых помещений.
Не согласившись с данным судебным актом, ПАО "Волгоградэнергосбыт" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 31.08.2020 отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что представленные в материалы дела документы о заселении указанных в иске жилых домов свидетельствует о том, что находящиеся в них жилые помещения относятся к специализированному жилому фонду и являются служебными. Материалами дела не подтверждено, что уполномоченным органом принималось решение об исключении жилых помещений пос. Октябрьский из числа специализированного фонда. ПАО "Волгоградэнергосбыт" не имеет договорных отношений с нанимателями служебных помещений специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации. В материалы дела ответчиками не представлены надлежащим образом оформленные договоры социального найма, в связи с чем, невозможно установить правовое основание нахождения граждан в указанных жилых помещениях. Документы, представленные в дело, подтверждают факт временного заселения граждан, проходящих военную службу, в жилые помещения, расположенные на территории закрытых военных городков без заключения соответствующих договоров найма служебных жилых помещений.
У истца отсутствует доступ к спорным объектам и, как следствие, возможность иной защиты своих прав, кроме как взыскание задолженности с лица, осуществляющего правомочия собственника, и владеющего на праве оперативного управления данными домами при отсутствии договорных отношений с потребителями коммунального ресурса.
В судебном заседании представители ответчиков возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание истец и третье лицо явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ответчиков, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ПАО "Волгоградэнергосбыт", являясь гарантирующим поставщиком на территории Волгоградской области на основании договора ресурсоснабжения (снабжения электроэнергией) N 1000080/2017 от 01.11.2017, осуществляло поставку электрической энергии для нужд Министерства обороны России в специализированный жилой фонд, расчеты за которую производила учрежденная собственником управляющая организация - федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ").
Согласно Порядку создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 539 и приказу министра обороны Российской Федерации N 155 от 02.03.2017 функции и полномочия учредителя ФГБУ "ЦЖКУ" осуществляет Министерство обороны России.
В целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества жилищного фонда, решения вопросов пользования жилищным фондом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде 20.09.2017 между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и ФГБУ "ЦЖКУ" (управляющая организация) заключен договор N 3-УЖФ-ЮВО-01 на управление жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Дополнительным соглашением N 8 к договору управления из управления управляющей организации ФГБУ "ЦЖКУ" с 01.10.2018 исключены индивидуальные жилые дома, находящиеся на территории Волгоградской области по адресам: Светлоярский район, п.г.т. Краснофлотск NN 1, 3-7, 9-30, 32, 34, 36; Городищенский район, п. Котлубань NN 352, 353; Калачевский район, п. Октябрьский, NN 21, 35, 36, 68.
Указанные дома в управление иной организации не переданы.
Дополнительным соглашением N 5 от 11.10.2018 указанные жилые дома исключены из договора ресурсоснабжения (снабжения электроэнергией) N 1000080/2017 от 01.11.2017.
В целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2007 N 982-р создано федеральное государственное учреждение "Ростовская квартирно-эксплуатационная часть района", переименованное в ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" на основании приказа министра обороны Российской Федерации N 1871 от 17.12.2010.
Полагая, что учреждение, в оперативном управлении которого находятся спорные жилые помещения, является лицом, обязанным оплачивать поставленную электрическую энергию, ПАО "Волгоградэнергосбьгг" направило ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" для рассмотрения и подписания договор энергоснабжения, который ответчиком не подписан.
Также ПАО "Волгоградэнергосбыт" направило ответчику счета-фактуры и акты приема-передачи электрической энергии за январь-июль 2019 года на основании информации об объемах потребления электрической энергии, предоставленной сетевой организацией - АО "Оборонэнерго".
Ответчик оплату задолженности за указанный период не произвел, в связи с чем, истец направил в адрес учреждения претензии об оплате поставленной в январе-июле 2019 года электрической энергии, которые были оставлены без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Основанием для обращения ПАО "Волгоградэнергосбыт" в суд с настоящим иском послужил факт наличия задолженности по оплате электрической энергии, поставленной в период январь-июль 2019 года в жилые помещения, находящиеся в оперативном управлении ответчика.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку оплату потребленной электрической энергии обязаны производить наниматели жилых помещений.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (часть 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В силу статей 120, 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества.
На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования пункта 3 статьи 30, пунктов 1, 2, 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы на жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентируется внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от статуса лица, пользующегося помещением, выбранного способа управления и вида платы.
В силу части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма, нанимателя или арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора.
В силу части 3 данной статьи до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
На основании пункта 5 части 3 статьи 67 и части 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно абзацу 3 статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение; если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
По смыслу частей 4, 6 и 6.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги соответствующему исполнителю коммунальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 названной статьи.
Согласно части 4.1 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги наймодателю такого жилого помещения, если данным договором не предусмотрено внесение нанимателем платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
В случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, гражданское и жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам найма, вносить плату за коммунальные услуги, при этом по общему правилу соответствующая плата должна вноситься ими непосредственно исполнителю коммунальных услуг (в том числе и в случае, когда таковым является ресурсоснабжающая организация). Органы государственной власти и управомоченные ими лица несут расходы на оплату коммунальных услуг только до заселения жилых помещений государственного жилищного фонда.
В пункте 11 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предусмотрено, что условия предоставления коммунальных услуг нанимателю жилого помещения определяются в договоре найма, в том числе договоре социального найма, договоре найма специализированного жилого помещения, договоре найма жилого помещения, находящегося в частной собственности.
При этом собственник жилого помещения, выступающий наймодателем, в целях обеспечения предоставления нанимателям коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства жилого помещения, заключает с исполнителем договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 и 10 Правил N 354 (пункт 12 Правил N 354).
Таким образом, по смыслу приведенных норм наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме вносят плату за коммунальные услуги соответствующему исполнителю коммунальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающих возможность внесения коммунальных платежей непосредственно ресурсоснабжающей организации.
В данном случае правовое регулирование, основанное на указанных выше нормах, является специальным по отношению к норме статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, носящей общий характер и предусматривающей возможность иного регулирования, если это предусмотрено законом или договором.
Соответствующая правовая позиция о том, что обязанность по внесению исполнителю коммунальных услуг платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги лежит на нанимателе, изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос N 4).
В представленных АО "Оборонэнерго" расчетах указано количество проживающих (зарегистрированных) граждан. Ответчиком также в материалы дела представлены документы, поступившие из ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, о заселении указанных в иске жилых домов с указанием проживающих лиц (ордера на служебные помещения, объяснительные, договоры найма жилых помещений).
Отсутствие в отношении ряда квартир письменных договоров найма не препятствует фактическому осуществлению гражданами прав нанимателей жилого помещения, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления собственником квартир соответствующих документов. Равным образом это относится и к обязанностям нанимателей, в том числе, по внесению платы за коммунальные услуги.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" несоблюдение письменной формы договора социального найма жилого помещения не освобождает нанимателя от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Судебной коллегией отклоняется довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии договорных отношений с нанимателями жилых помещений и нахождении домов на территории закрытых военных городков, поскольку указанные обстоятельства не препятствуют получению истцом информации о нанимателях, обязанных произвести оплату потребленных коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2020 по делу N А53-40172/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Яицкая |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-40172/2019
Истец: ПАО "ВОЛГОГРАДЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: в лице Министерства обороны Российской Федерации, МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: АО "ОБОРОНЭНЕРГО", АО "Оборонэнерго" "Северо-Кавказский" филиал