г. Пермь |
|
19 ноября 2020 г. |
Дело N А60-30060/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Савельевой Н.М.,
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу заявителя, Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области, на мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области, принятое в порядке упрощенного производства от 27 августа 2020 года по делу N А60-30060/2020
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области (ИНН 6660155435, ОГРН 1026604972426)
к обществу с ограниченной ответственностью "Екатеринбургская энергостроительная компания" (ИНН 6673123102, ОГРН 1056604793057)
о взыскании финансовых санкций в размере 9500 руб. за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за январь-август 2019 года,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области (далее - заявитель, Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Екатеринбургская энергостроительная компания" (далее - ООО "Екатеринбургская энергостроительная компания", страхователь, ответчик) финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за январь-август 2019 года в размере 9500 руб.
Определением арбитражного суда от 22.06.2020 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного судопроизводства на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
14.08.2020 Арбитражным судом Свердловской области вынесена резолютивная часть решения суда, в соответствии с которой в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированное решение изготовлено 27.08.2020.
Не согласившись с судебным актом, заявитель по делу, Пенсионный фонд обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, требования Пенсионного фонда удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель, ссылаясь на пункт 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), указывает на то, что страхователь своевременно не устранил выявленную ошибку; недостоверные сведения были выявлены Пенсионным фондом, а не самим страхователем.
Ответчиком письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 272.1 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что Управлением проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в отношении ООО "Екатеринбургская энергостроительная компания".
В результате проверки представленной страхователем формы СЗВ-М выявлены ошибки в страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС) нескольких работников.
По результатам проведенной проверки составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 22.11.2019, в которых указано, что плательщиком страховых взносов сведения по форме за отчетный период с января по август 2019 года на 19 застрахованных лиц представлены с нарушением срока, а именно: 24.09.2019.
Управлением вынесены решения от 22.11.2019 N N 075S18190043876, 075S18190043878, 075S18190043879, 075S18190043880, 075S18190043881, 075S18190043882, 075S18190043883, 075S18190043886 о привлечении заинтересованного лица к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде финансовой санкции в общей сумме 9 500 руб.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции должнику выставлены требования об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 04.02.2020 N 075S01200002876, N 075S01200002877, N 075S01200002878, N 075S01200002879, N 075S01200002880, N 075S01200002881, N 075S01200002882, N 075S01200002883, в добровольном порядке.
Требования заявителя о добровольной уплате штрафа заинтересованным лицом не исполнены, поэтому пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о взыскании штрафа.
Арбитражным судом Свердловской области было вынесено решение об отказе в удовлетворении требований Пенсионного фонда, в связи с тем, что страхователь самостоятельно устранил ошибки до обнаружения их пенсионным фондом.
Заявитель оспаривает данные выводы суда. Указывает на то, что страхователь своевременно не устранил выявленную ошибку, недостоверные сведения были выявлены Пенсионным фондом, а не самим страхователем.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным законом.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1)страховой номер индивидуального лицевого счета;
2)фамилию, имя и отчество;
3)идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о представлении страхователем недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за январь-август 2019 года.
Страхователем были допущены ошибки в указании неверного страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) в отношении нескольких работников (застрахованных лиц).
Ответчику направлены уведомления об устранении в течение пяти рабочих дней выявленных ошибок и несоответствий по сведениям по форме СЗВ-М за январь 2019 года - 16.02.2019, по форме СЗВ-М за февраль 2019 года - 16.03.2019, по форме СЗВ-М за март 2019 года - 16.04.2019, по форме СЗВ-М за апрель 2019 года - 16.05.2019, по форме СЗВ-М за май 2019 года - 17.06.2019, по форме СЗВ-М за июнь 2019 года - 15.07.2019, по форме СЗВ-М за июль 2019 года - 15.08.2019, по форме СЗВ-М за август 2019 года - 16.09.2019.
Вместе с тем, как верно указывает пенсионный фонд, исправленные сведения по форме СЗВ-М с типом "ДОП" за отчетные периоды с января по август 2019года общество представило только 24.09.2019года, то есть с нарушением установленного пятидневного срока для исправления недостоверных данных.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, что исправленные сведения были самостоятельно исправлены страхователем. Из материалов дела следует, что ошибки выявлены органами пенсионного фонда, а не страхователем. Страхователь ошибку не устранил ни до составления акта проверки пенсионным фондом, ни в пятидневный срок, установленный пенсионным фондом в уведомлении.
Между тем, ошибочный вывод суда не является основанием для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как указывалось ранее, ошибка страхователя заключалась в неверном указании у нескольких застрахованных лиц страхового номера индивидуального лицевого счета.
В данном случае, выявленная ошибка является опечаткой (технической ошибкой) и не препятствует идентификации застрахованного лица, поскольку остальные сведения (идентификационный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество застрахованного лица) указаны верно, соответственно, данная ошибка является незначительной и не может расцениваться как представление недостоверных сведений, не позволяющих вести индивидуальный (персонифицированный) учет, и как следствие, влекущая наложение финансовой санкции.
Применительно же к положениям статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, неполные или недостоверные сведения, это не грамматические либо технические ошибки или опечатки, а либо неотраженные, либо заведомо не соответствующие действительности сведения о застрахованных лицах, не позволяющих осуществить индивидуальный (персонифицированный) учет.
Иной состав правонарушения, в частности, нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, Пенсионным фондом не устанавливался и страхователю не вменялся.
Кроме этого, при привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федеральным законом N 27-ФЗ, Пенсионный фонд обязан не только констатировать факт недостоверности сведений, но и определить все элементы состава данного правонарушения.
Однако ни в акте проверки, ни в решении о привлечении к ответственности ни состав, ни вина Общества в совершении вменяемого правонарушения не устанавливались, в связи с чем правомерность решения Пенсионного фонда, на основании которого выставлено требование о взыскании финансовых санкций, не подтверждена.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к Обществу финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, является правомерным.
Довод Пенсионного фонда о правомерном привлечении Общества, в рассматриваемом случае, к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации на основании части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ отклоняется апелляционным судом, поскольку формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым, любая санкция должна применяться с учетом принципов виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности; такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Данная позиция согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 01.08.2018 N 306-КГ18-10349, от 01.08.2018 N 309-КГ18-10386, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 23.10.2018 N 306-КГ18-16433.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 августа 2020 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А60-30060/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-30060/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВЕРХ-ИСЕТСКОМ РАЙОНЕ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ЭНЕРГОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ"