г. Санкт-Петербург |
|
19 ноября 2020 г. |
Дело N А56-65525/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.,
при участии:
от истца: Слепченко К.В. по доверенности от 29.06.2020;
от ответчика: Павленко А.С. по доверенности от 20.08.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23528/2020) ООО "Управляющая компания "Управление комфортом" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2020 по делу N А56-65525/2019, принятое
по иску ООО "Управляющая компания "Управление комфортом"
к ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
о взыскании,
третьи лица: Жилищный комитет, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Санкт-Петербургу, Жилищный комитет ; Комитет по тарифам; УФАС РФ по СПБ; Комитет по энергетике и инженерному обеспечению; Министерство Строительства и Жилищно-Коммунального Хозяйства Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Управление комфортом" (ОГРН 1097847183708; Санкт-Петербург, пр.Малый В.О., д.22, лит.А; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028; Санкт-Петербург, ул.Малая Морская, д.12, лит.А, далее - Предприятие) о взыскании 4 759 061 руб. 63 коп. неосновательного обогащения, 802 187 руб. 20 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, процентами за пользование чужими денежными средствами на сумму 4 759 061 руб. 63 коп. по день фактического исполнения решения суда.
Определением суда от 22.10.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Жилищный комитет (ИНН 7840013199; Санкт-Петербург, пл.Островского, д.11), Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (ИНН 7826692894; Санкт-Петербург, ул. Садовая, 14/52, лит. А), Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга (ИНН 7825363978; Санкт-Петербург, пер.Антоненко, д.4), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ИНН 7707780887; Москва, ул.Садовая-Самотечная, д.10, стр.1); Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (ИНН 7825413361; Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д.13, лит.А).
Решением суда от 14.07.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда от 14.07.2020, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение.
В жалобе Общество ссылается на необоснованность произведенных начислений, поскольку суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб.м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и оплачивать его исходя из тарифа, установленного Комитетом для населения для оплаты одного куб.м горячей воды.
Определением суда от 09.10.2020 дата судебного заседания изменена.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Суд приобщил к материалам дела объяснения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы, представитель ответчика, отклонил их.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (энергоснабжающая организация) и Общество (абонент) 15.06.2011 заключили договор N 12273.039.1 (далее - договор), согласно которому Предприятие обязалось подавать Обществу через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде от сети энергоснабжающей организации на ее границе, а абонент обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию по адресу: 5-й Предпортовый проезд, д.1, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Расчеты за отпущенную тепловую энергию производятся по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством.
В период с февраля 2016 года по ноябрь 2018 года Предприятие поставило Обществу в рамках договора тепловую энергию в горячей воде, определив объем энергоресурса на основании показаний общедомового прибора учета.
Обществом произведена оплата потребленного коммунального ресурса, что подтверждается материалами дела и не оспаривается Предприятием.
Полагая, что объем подлежащей оплате тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, должен определяться не на основании показаний общедомового прибора учета, а на основании утвержденных нормативов расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения (не в Гкал, а в куб. м), Общество направило Предприятию претензию от 12.04.2019 с требованием о возврате излишне уплаченных денежных средств и процентов за пользование чужими денежными средствами. Общество сослалось на определения Верховного суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационных жалоб исполнителей коммунальных услуг по делам N А56-23621/2018, N 102486/2018, N 147804/2018, согласно которым Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации, приходит к выводу о том, что для взыскания неосновательного обогащения сторонами подлежит доказыванию три обстоятельства: использование управляющей организацией в расчетах с населением тарифа на ГВС в руб. за куб. м.; определение объема поставленного коммунального ресурса, подлежащего оплате, должно осуществляться по формуле N 1 Приложения N 2 к Правилам N 354; отсутствие иных способов компенсации стоимости потерь, возникающих во внутридомовых сетях многоквартирного дома".
Поскольку Предприятие денежные средства не возвратило, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении исковых требований, исходил из отсутствия на стороне Предприятия неосновательного обогащения, поскольку Общество оплачивало выставленные Предприятием счета на оплату энергоресурса, объем которого соответствует показаниям общедомовых приборов учета, а также указал на то, что в определениях Верховного суда Российской Федерации по делам N А56-23621/2018, N 102486/2018, N 147804/2018 установлено, что особенностью тарифного регулирования на территории Санкт-Петербурга является наличие двух видов тарифов на горячее водоснабжение для населения: в рублях за Гкал и за куб.м.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В соответствии с названным законом Правительство Российской Федерации постановлением от 18.11.2013 N 1034 утвердило Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - Правила N 1034).
Согласно пункту 5 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Поскольку коммунальными услугами по теплоснабжению в горячей воде в данном случае обеспечивалось население жилого дома, к правоотношениям между Предприятием и Товариществом применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулирующих отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии с абзацем 8 пункта 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р Предприятию установлены экономически обоснованные тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую в открытых системах теплоснабжения потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2015-2018 годы.
Таким образом, Предприятию для населения в спорный период был установлен однокомпонентный тариф на горячую воду, который включает в себя стоимость теплоносителя.
Одновременно распоряжением Комитета по тарифам от 19.12.2016 N 249-р на 2016 - 2018 годы установлены тарифы на тепловую энергию в рублях за Гкал для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах, и для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах.
Этими же распоряжениями Комитета по тарифам установлены тарифы в рублях за куб. м на горячую воду, поставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах с открытой и закрытой централизованной системой, и для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах.
Указанные нормативные акты не оспорены, незаконными не признаны, не отменены и не изменены применительно к спорному периоду.
Установленные в спорном многоквартирном жилом доме общедомовые приборы учета фиксируют как суммарное количество потребленной горячей воды в куб.м, так и количество тепловой энергии на горячее водоснабжение, фактически потребленной абонентом (определяется в Гкал как дельта между качественными характеристиками теплоносителя на вводе в дом и на обратном трубопроводе).
Общество в спорный период оплатило весь объем поставленной в жилой дом тепловой энергии на основании показаний общедомового прибора учета в Гкал.
Как указывает Общество, если бы оно оплачивало горячую воду в соответствии с показаниями приборов учета в куб. м, то за период с февраля 2016 года по ноябрь 2018 года заплатило бы на 4 759 061 руб. 63 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Возникновение указанной Обществом разницы связано с тем, что тарифы для населения на горячую воду в рублях за куб. м определены Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга с использованием расчетной величины количества тепловой энергии (0,06 Гкал/куб. м), необходимой для приготовления 1 кубического метра горячей воды.
Поскольку в настоящем случае в заявленный период расчеты за тепловую энергию осуществлялись на основании данных прибора учета, корректность работы которого не оспаривалась лицами, участвующими в деле, и Обществом оплачено фактически принятое им количество энергии, на стороне Предприятия неосновательное обогащение отсутствует. Предприятие получило плату за тот объем тепловой энергии, который поставило в жилой дом. При этом истец не доказал, что платежи, перечисленные Обществом ресурсоснабжающей организации за потребленный энергоресурс, превышают совокупный размер платежей, начисленных Обществом потребителям коммунальных услуг (гражданам).
Ссылки подателя жалобы на судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, касающиеся исчисления стоимости ГВС по двухкомпонентному тарифу, не имеют правового значения применительно к рассматриваемому делу о взыскании неосновательного обогащения.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции вынесен законный и обоснованный судебный акт, неправильного применения норм материального или нарушения процессуального права не допущено, в связи с чем решение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2020 по делу N А56-65525/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-65525/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "УПРАВЛЕНИЕ КОМФОРТОМ"
Ответчик: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Третье лицо: Жилищный комитет, Комитет по тарифам, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, Министерство Строительства и Жилищно-Коммунального Хозяйства Российской Федерации, УФАС РФ по СПБ