г. Чита |
|
19 ноября 2020 г. |
Дело N А78-4050/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Куклина О.А., Каминского В.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ваулиной Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17.08.2020 по делу N А78-4050/2020 по исковому заявлению товарищества собственников недвижимости "ОмДом" к федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 51 447,96 руб., неустойки (пени) в размере 1 627,39 руб., а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "ОмДом" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по ул. 3 Линия, 161 А в г. Омске в размере 51 447,96 руб., неустойки (пени) за неуплату взносов на капитальный ремонт за период с 14.03.2020 по 24.01.2020 в размере 1 627,39 руб., расходов по юридической помощи в размере 9 765 руб., а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 17.08.2020 исковые требования удовлетворены частично, с ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств с Министерства обороны Российской Федерации в пользу ТСЖ "ОмДом" взыскан основной долг в размере 51 447,96 руб., неустойка в размере 1 106,62 руб., судебные издержки на оплату юридических услуг в размере 4000,41 руб. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Четвертый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В обоснование доводов жалобы указывает, что полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В уставную деятельность ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России не входит бремя содержания имущества. Лимиты бюджетных обязательств на данные виды деятельности по смете Министерства обороны Российской Федерации не предусмотрены и не выделяются. Учреждению, как правообладателю жилых помещений, полномочия по оплате взносов на капитальный ремонт не переданы. Обязанность по оплате взносов возложена на собственника - Министерство обороны Российской Федерации. Также выражает несогласие с размером пени, взысканных решением суда, поскольку требование о взыскании неустойки заявлено за период за неуплату взносов на капитальный ремонт за период с 01.01.2017 по 01.01.2020, между тем, решением Арбитражного суда Забайкальского края от 06.08.2019 по делу N А78-3364/2019, с ответчика в пользу истца взыскана неустойка в размере 4 563,01 руб. за период с 01.01.2017 по 01.01.2019. Заявленный истцом к взысканию размер судебных расходов на оплату услуг представителя носит чрезмерный характер и не отвечает критерию разумности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Омск, ул. 3-я Линия, 161А ответчику на праве оперативного управления, а ответчику 2 на праве собственности принадлежат квартиры N 2, 4, 12, 21, 23, 45, 50, 53, 71 совокупной площадью 639,9 кв.м.
Товарищество собственников недвижимости "ОмДом" является объединением собственников помещений вышеуказанного дома и оказывает собственникам услуги по управлению, ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома.
На общем собрании собственников помещений согласно протоколу N 2 от 12.08.2015 принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, утверждена ставка взноса на капитальный ремонт в сумме 6,70 руб./кв.м, (соответствует минимальной ставке, установленной Правительством Омской области Постановлением от 30 декабря 2013 года N 170-п); владельцем специального счета утверждено товарищество собственников недвижимости "ОмДом".
В связи с изложенным истцом открыт специальный счет.
В пункте 4 протокола N 2 от 12.08.2015 указано, что истец выбран в качестве лица, уполномоченного представлять интересы собственников многоквартирного жилого дома при организации капитального ремонта, обращении в суд о принудительном взыскании задолженности в фонд капитального ремонта.
Таким образом, собственниками дома N 161А по ул. 3-я Линия был избран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя истца.
Истец является уполномоченным представителем собственников в отношениях по оплате (взысканию) взносов на капитальный ремонт.
По расчетам истца долг по квартирам N N 2, 4, 12, 21, 45, 50, 53 и 71 за период с 01.01.2019 по 01.01.2020 по взносам за капитальный ремонт составляет общую сумму 51 447,96 руб. (639,9 кв.м. x 12 месяцев x 6,70 руб. = 51 447,96 руб.).
Претензия истца от 23.01.2020 оставлена ответчиком без удовлетворения.
В связи с неисполнением ответчиком своих обязательств истец обратился с арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично, счел неверным произведенный истцом расчет неустойки.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, собственник нежилого (жилого) помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В силу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации субъект, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Таким образом, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 раздела II приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 имущество вооруженных сил относится исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении министерства федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных министерству организаций).
В подпункте "ж" пункта 2 названного постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 предусмотрены правомочия министерства в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных министерству организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закреплять находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий.
Согласно пункту 71 раздела II Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1082 от 16.08.2004, министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Из пунктов 19, 20 Устава ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, утвержденного Министром обороны Российской Федерации 25.05.2012, учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий министерства сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Имущественные права собственности и оперативного управления помещениями (квартиры N N 2, 4, 12, 21, 23, 45, 50, 53 и 71) в многоквартирном доме по адресу: г. Омск, ул. 3-я Линия, 161А, принадлежащие министерству и учреждению, соответственно, подтверждены сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 названного Кодекса.
На общем собрании собственников помещений дома N 161А по ул. 3-я Линия согласно протоколу N 2 от 12.08.2015 принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, утверждена ставка взноса на капитальный ремонт в сумме 6,70 руб./кв.м, (соответствует минимальной ставке, установленной Правительством Омской области Постановлением от 30 декабря 2013 года N 170-п); владельцем специального счета утверждено товарищество собственников недвижимости "ОмДом".
В пункте 4 протокола N 2 от 12.08.2015 указано, что истец выбран в качестве лица, уполномоченного представлять интересы собственников многоквартирного жилого дома при организации капитального ремонта, обращении в суд о принудительном взыскании задолженности в фонд капитального ремонта.
Расчет задолженности истца судом проверен и признается верным. Доказательств уплаты спорной задолженности в материалы дела не предоставлено.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил исковые требования.
Истцом также заявлено о взыскании с ответчика неустойки в соответствии с положениями части 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации за период с 14.03.2019 по 24.01.2020 в размере 1627,39 руб.
Проверив расчет истца суд нашел его неверным, произвёл собственный расчет, согласно которому за период с 14.03.2019 по 24.01.2020 размер неустойки составил 1 106,62 руб.
Доводы ответчика о необоснованности начисления неустойки за период с 01.01.2017 по 01.01.2019 подлежат отклонению, поскольку требование о взыскании неустойки за указанный период истцом в рамках настоящего дела не заявлялось.
На основании пункта 4 статьи 123.22, пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с учетом Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, суд в случае недостаточности средств у основного должника возложил ответственность на субсидиарного должника - Минобороны России, как главного распорядителя бюджетных средств.
Истцом были заявлены требования о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя.
В обоснование требований о взыскании судебных расходов на представителя в сумме 9765 руб. истцом представлены: заключенный между истцом (клиентом) и Брусиловой Татьяной Валерьевной (исполнителем) договор на оказание юридических услуг от 10.01.2020, подписанный истцом и его представителем акта сдачи-приемки работ, платежные поручения N 124 от 12.05.2020, N 125 от 12.05.2020, N 126 орт 12.05.2020, N 127 от 12.05.2020, N 128 от 12.05.2020 N 129 от 12.05.2020 на общую сумму 9765 руб.).
Принимая во внимание объем выполненной представителем истца работы, в отсутствие сложности дела и исходя из сложившихся цен на юридические услуги в Забайкальском крае и Омской области, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для снижения размера взыскиваемых судебных расходов до 4 040 руб., с учетом частичного удовлетворения исковых требований - 4 000,41 руб.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком не представлены доказательства чрезмерности взысканных судом судебных расходов на оплату услуг представителя, равно как и доказательства того, что какие-либо действия совершенные в рамках оказания юридических услуг по делу не были оказаны либо были излишними.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17.08.2020 по делу N А78-4050/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
О.А. Куклин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-4050/2020
Истец: Товарищество собственников недвижимости "ОмДом"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СИБИРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Росреестра по Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области