г. Ессентуки |
|
5 февраля 2024 г. |
Дело N А61-840/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.02.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Егорченко И.Н., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Администрации местного самоуправления города Владикавказа на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.11.2023 по делу N А61-840/2023 (судья Акимцева С.А.) по заявлению Администрации местного самоуправления города Владикавказа (ОГРН 1021500578087, ИНН 1501002346) к Управлению Роспотребнадзора по Республике Северная Осетия-Алания (ОГРН 1051500502646, ИНН 1516608274) о признании недействительным решения от 19.07.2022 N 69, а также ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование ненормативного правового акта, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество "Рокос" (ОГРН 1021500771907. ИНН 1504032451); кадастровый инженер Беляев Олег Анатольевич (ИНН 150100594000, адрес регистрации: г. Владикавказ, ул. Весенняя, 16, кв.121); общество с ограниченной ответственностью "ЭКО" (ИНН 1515915191, адрес: РСО-Алания, г. Владикавказ. пр. Коста, 150),
УСТАНОВИЛ:
Администрация местного самоуправления города Владикавказа (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Управление Роспотребнадзора) о признании недействительным решения Главного государственного санитарного врача по РСО-Алания от 19.07.2022 N 69 "Об установлении размеров санитарно-защитной зоны для АО "Рокос".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: акционерное общество "Рокос" (далее - АО "Рокос"); кадастровый инженер Беляев Олег Анатольевич (ИНН 150100594000); ООО "ЭКО" (ИНН 1515915191).
Решением суда от 28.11.2023 в удовлетворении заявленных требований Администрации отказано. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью оспариваемого решения Управления Роспотребнадзора.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляционную жалобу - удовлетворить. Считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление Роспотребнадзора в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, доводы жалобы не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, АО "Рокос" относится к объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, IV категории согласно подпункту 5.4.5 раздела 5 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 10995).
До 2022 года промышленная площадка АО "Рокос" состояла из 4 кадастровых участков: 15:09:0022036:14 15:09:0022036:15 15:09:0022036:17 15:09:0022036:93.
23.08.2021 генеральным директором АО "Рокос" утвержден проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ), разработанный ООО "ЭКО", из которого следует, что химическое, физическое и электромагнитное воздействие промплощадки и СЗЗ для нее согласно пункту 1 Правил установления СЗЗ и использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222, не устанавливается. Производственная деятельность АО "Рокос" не дает превышений гигиенических нормативов за пределами его промплощадки.
01.06.2022 АО "Рокос" принято решение о реконструкции гальванического участка механического цеха, законсервированного в 1990 году, издан Приказ N 32/1 "О планах по реконструкции законсервированного гальванического участка механического цеха".
07.06.2022 между АО "Рокос" и ООО "ЭКО" заключен договор N 23 на разработку СЗЗ промплощадки АО "Рокос", производственная площадка уменьшилась с 4-х земельных участков до 3-х земельных участков в связи с истечением срока аренды на земельный участок с КН 15:09:0022036:93.
20.06.2022 Проект СЗЗ 2022 года, разработанный ООО "ЭКО", утвержден генеральным директором АО "Рокос". Согласно Проекту СЗЗ 2022 года по результатам расчета рассеивания вредных веществ в атмосфере, с учетом факторов других физических воздействий сделан следующий вывод о возможности установления границ СЗЗ промплощадки АО "Рокос" на расстоянии: на границе производственной площадки с юго-востока, юга, юго-запада, запада, северо-запада, севера; на восток и северо-восток от предприятия.
На основании Проекта СЗЗ 2022 года Главным государственным санитарным врачом по РСО-Алания вынесено решение "Об установлении размеров санитарнозащитной зоны" для АО "Рокос" от 19.07.2022 N 69". В решении указано: 1. Установить для АО "Рокос", на земельном участке с кадастровыми номерами 15:09:0022036:17, 15:09:0022036:15, 15:09:0022036:14, санитарно-защитную зону с границей, согласно перечню координат характерных точек и графическому описанию местоположения санитарно-защитной зоны, приведенным в приложении N 1 к настоящему решению, а также перечню координат характерных точек в форме электронного документа (XML-файл) в приложении N 2 к настоящему решению; 2. Установить ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны АО "Рокос", расположенного по адресу: Российская Федерация, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Защитников Осетии, 1, на земельном участке с кадастровыми номерами 15:09:0022036:17, 15:09:0022036:15, 15:09:0022036:14, согласно которым не допускается использование земельных участков в границах указанной санитарно-защитной зоны в целях: 2.1. размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства; 2.2. размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.
Не согласившись с границами СЗЗ, установленными Проектом 2022 года, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований Администрации, исходил из следующего.
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с п. 1.2 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Согласно п. 2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.
Пунктом 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определено, что проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Согласно пункту 25 Правил установления СЗЗ и использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 (далее - Правила N 222), санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании Приказа Роспотребнадзора от 09.03.2022 N 84 "Об определении видов объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2022 N 67700) установлено, что к объектам II-V классов опасности, приведенные в главе VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 222 при планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении санитарно-защитной зоны. Заинтересованное лицо подает в порядке, определенном данной нормой, заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны и представляет документы, указанные в пункте 14 Правил N 222 (пункт 13 Правил N 222). К заявлению прилагаются проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны. Уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления одного из заявлений, указанных в пункте 3 Правил N 222, принимает решение об установлении санитарно-защитной зоны, об ее изменении или прекращении ее существования и направляет принятое решение заявителю либо направляет заявителю уведомление об отказе в принятии соответствующего решения с мотивированным обоснованием (пункт 17 Правил N 222).
Вышеизложенные нормы Правил N 222 позволяют сделать вывод о том, что принятие Управлением Роспотребнадзором обжалуемого решения вынесено не только в пределах предоставленных полномочий, но и в отсутствие у последнего предусмотренных пунктом 27 Постановления N 222 оснований для отказа АО "Рокос" в установлении СЗЗ.
В целях разрешения настоящего спора, судом на основании ходатайства Администрации назначена судебная экспертиза, перед экспертом поставлены следующие вопросы: 1. Произвести оценку обоснованности проекта установления санитарно - защитной зоны, на основании которого было вынесено постановление Роспотребнадзора по РСО - Алания от 19.07.2022 N 69; 2. В случае если на плане промышленной зоны предприятия местоположение всех объектов, действующих в настоящее время и являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ, указано не верно, то необходимо определить правильное местоположение всех объектов; 3. В случае если радиус санитарно-защитной зоны всех объектов, действующих в настоящее время и являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ указан не верно, то необходимо определить правильный радиус санитарно-защитной зоны всех объектов.
Заключение эксперта от 25.09.2023 N 027625/15/77001/372023/А61-840/23 содержит следующие выводы: 1. На плане промышленной зоны предприятия указано местоположение источника ИЗА N 6001, который является недействующим на 2021 и 2022 г. Перемещение законсервированного сварочного поста, которому присвоен инвентарный номер ИЗА N 6001 внутри производственной площадки АО "Рокос" не может являться основанием для увеличения радиуса СЗЗ на 58-м на восток и северо-восток от предприятия; 2. На плане промышленной зоны предприятия от 2022 указаны все действующие и недействующие источники выбросов загрязняющих веществ, исходя из присвоения им инвентарных номеров, что является обязательным условием визуализации источников на плане. Судя по условным обозначениям на плане, источник ИЗУ N 6001 не является действующим; 3. Расчетный радиус СЗЗ следует считать верным - по границе производственной площадки, который был рассчитан в Проекте от 2021 г.
Экспертное заключение от 25.09.2023 принято в качестве доказательства по делу, относится к предмету спора, нарушений экспертом действующего законодательства при проведении экспертизы и составлении заключения не допущено.
С учетом изложенного, при разработке проекта СЗЗ для планируемых (реконструируемых) объектов АО "Рокос" необходимо было получить решение Управления Роспотребнадзора по установлению СЗЗ, рассчитанной, в данном случае Проектом 2022 года, и только после его получения АО "Рокос" могло бы вести строительство (реконструкцию). Объект ИЗА N 6001 не мог быть построен и введен в эксплуатацию АО "Рокос" без оспариваемого решения Управления Роспотребнадзора. Согласно проекту СЗЗ, утвержденному Управлением Роспотребнадзора, территория промплощадки АО "Рокос" соответствует санитарной классификации 4 класса, для которой устанавливается размер санитарно-защитной зоны не менее 100 метров.
Кроме того, Правилами N 222 предусмотрена возможность изменения СЗЗ по инициативе различных лиц и органов. Так, согласно пункту 11 Правил N 222 в целях изменения СЗЗ в части уменьшения ее размеров и (или) прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, прекращения существования СЗЗ при отсутствии соответствующего заявления правообладателя объекта физические лица, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления, не являющиеся правообладателями объектов, вправе провести исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) и при наличии оснований для изменения или прекращения существования СЗЗ представить в уполномоченный орган соответствующее заявление. Указанная норма позволяла Администрации обратиться в Роспотребнадзор с соответствующим заявлением в целях изменения СЗЗ, установленной для АО "Рокос", провести соответствующие исследования и измерения и при наличии определенных оснований изменить границы СЗЗ. Однако Администрацией не было предпринято никаких мер в соответствии с пунктом 11 Правил N 222.
Предусмотренная частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совокупность условий, необходимых для признания решения Управления Роспотребнадзора от 19.07.2022 N 69 недействительным, отсутствует.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Срок для обжалования оспариваемого решения Управления Роспотребнадзора правомерно восстановлен судом первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит каких-либо доводов в данной части.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.11.2023 по делу N А61-840/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Егорченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-840/2023
Истец: АМС г.Владикавказа
Третье лицо: АО "Рокос", Беляев Олег Анатольевич, ООО "ЭКО", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по РСО-Алания, Федерации судебных экспертов