г. Чита |
|
19 ноября 2020 г. |
Дело N А19-10956/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Монаковой О.В., судей Корзовой Н.А., Сидоренко В.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Соколовой А.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества работников Народного предприятия "Концессия-Илим" на определение Арбитражного суда Иркутской области от 23 сентября 2020 года по делу N А19-10956/2020 о прекращении производства по делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карусель" (ОГРН 1153850044413; ИНН 3817045526; 666660, Иркутская область, Усть-Илимкий район, р.п. Железнодорожный, ул. Ленина, д. 7, кв. 2) о признании акционерного общества работников Народного предприятия "Концессия-Илим" (ОГРН 1173850002897; ИНН 3817047971; 666660, Иркутская область, Усть-Илимкий район, р.п. Железнодорожный, ул. Больничная, д. 1) несостоятельным (банкротом),
представители лиц участвующих в деле в судебное заседание не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Карусель" (далее - ООО "Карусель") 20.06.2020 обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании Акционерного общества работников Народного предприятия "Концессия-Илим" далее - АОР НП "Концессия-Илим") несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 20.08.2020 при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) АОР НП "Концессия-Илим" применены правила параграфа 6 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" "Банкротство субъектов естественных монополий"; к участию в деле о несостоятельности (банкротстве) АОР НП "Концессия-Илим" привлечены Служба по тарифам Иркутской области, Администрация Железнодорожного муниципального образования.
Определением Арбитражного суда во введении наблюдения в отношении акционерного общества работников Народного предприятия "Концессия-Илим" отказано, производство по делу N А19-10956/2020 о несостоятельности (банкротстве) акционерного общества работников Народного предприятия "Концессия-Илим" прекращено.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, акционерное общество работников Народного предприятия "Концессия-Илим" обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об изменении мотивировочной части определения суда первой инстанции, путем указания на факт удовлетворения требования ООО "Карусель" в размере 5 963 753, 84 руб., путем зачета встречных однородных требований на основании уведомления о зачете встречного требования от 26.05.2020 г.
Лицами, участвующим в деле отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании АОР НП "Концессия- Илим" несостоятельным (банкротом), ООО "Карусель" указало на наличие задолженности в общем размере 5 963 753 руб. 84 коп., подтвержденной решением Арбитражного суда Иркутской области от 15.01.2019 по делу N А19-23958/2018.
Как следует из представленных документов, решением Арбитражного суда Иркутской области от 15.01.2019 по делу N А19-23958/2018 с АОР НП "Концессия- Илим" в пользу ООО "Управляющая Компания" взыскано 5 963 753 руб. 84 коп. - неосновательное обогащение.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 27.05.2020 по делу N А19-23958/2018 произведена замена истца по делу ООО "Управляющая компания" на его правопреемника - ООО "Карусель".
Суд первой инстанции, установив, что должник является субъектом естественной монополии, в отсутствие оснований, установленных статьей 197 Закона о банкротстве для введения процедуры наблюдения, производство по делу прекратил.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта, в связи со следующим.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Пунктом 1 статьи 62 Закона о банкротстве установлено, что наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Федерального закона.
Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом (пункт 6 статьи 42 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 3 статьи 48 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений:
о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;
об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения;
об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.
Определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, признано обоснованным и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда, установлено наличие оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, либо заявление должника соответствует требованиям статьи 8 или 9 настоящего Федерального закона.
Пункт 2 статьи 33 Закона о банкротстве предусматривает наличие обязательной совокупности признаков банкротства, как по сумме требования, так и по срокам неисполненного обязательства.
В силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с положениями статьи 197 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" для целей настоящего Федерального закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии. Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Как установлено и следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении АОР НП "Концессия-Илим" по состоянию на 12.08.2020, Уставу АОР НП "Концессия-Илим" основным видом деятельности общества является производство, передача и распределение пара и воды, кондиционирование воздуха.
Согласно Постановлениям Администрации Железнодорожного муниципального образования N 190 от 01.07.2016, N 119 от 21.03.2017 АОР НП "Концессия-Илим" определено гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Железнодорожного муниципального образования. Зоной деятельности гарантирующей организации АОР НП "Концессия-Илим" является территория Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района Иркутской области.
Постановлением Администрации Железнодорожного муниципального образования N 190 от 01.07.2016 АОР НП "Концессия-Илим" определено единой теплоснабжающей организацией в границах теплоснабжения р.п. Железнодорожный, состоящей из источников теплоснабжения: Центральная котельная, котельная N 4, котельная N 6, котельная N 3, присоединенных тепловых сетей и потребителей на территории Железнодорожного муниципального образования.
В соответствии с договором N 03 от 10.03.2017, заключенным Отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Железнодорожного муниципального образования с АОР НП "Концессия-Илим", последнему переданы в безвозмездное временное пользование объекты коммунальной инфраструктуры и имущество, предназначенное для обслуживания объектов коммунального значения, находящиеся на территории Железнодорожного муниципального образования Усть- Илимского района.
Между Железнодорожным муниципальным образованием Усть-Илимского района Иркутской области и АОР НП "Концессия-Илим" заключено концессионное соглашение N 110217/15685648/01 от 10.05.2017, согласно которому концессионер (АОР НП "Концессия-Илим") обязуется за свой счет произвести реконструкцию и (или) модернизацию недвижимого и движимого имущества и осуществлять деятельность в сфере холодного водоснабжения, деятельность в сфере водоотведения, в сфере подъема и распределения летнего водопровода, с использованием объекта соглашения, которым является система коммунальной инфраструктуры, необходимая для организации холодного водоснабжения и водоотведения на территории Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района (пункты 1.1, 2.1 концессионного соглашения).
Кроме того, согласно распоряжению временно исполняющего обязанности Губернатора Иркутской области N 182-р от 30.06.2020 года "Об утверждении Перечня потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям" АОР НП "Концессия-Илим" включено в Перечень потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям.
Приказами Службы по тарифам Иркутской области от 06.12.2019 N 339-спр, N340-спр, N341-спр "Об установлении долгосрочных тарифов на теплоноситель, поставляемый единой теплоснабжающей организацией на территории р.п. Железнодорожный Усть-Илимского района (АОР НП "Концессия-Илим", ИНН 3817047971) установлены долгосрочные тарифы на теплоноситель, поставляемые единой теплоснабжающей организацией на территории р.п. Железнодорожный Усть-Илимского района (АОР НП "Концессия-Илим"), долгосрочные параметры регулирования деятельности единой теплоснабжающей организацией на территории р.п.
Железнодорожный Усть-Илимского района (АОР НП "Концессия-Илим") по производству теплоносителя, устанавливаемые на 2020-2022 годы для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, долгосрочные тарифы на горячую воду в отношении единой теплоснабжающей организации на территории р.п. Железнодорожный Усть-Илимского района (АОР НП "Концессия-Илим"), обеспечивающей горячее водоснабжение с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), согласно приложениям. Компенсацию выпадающих доходов единой теплоснабжающей организации на территории р.п. Железнодорожный Усть-Илимского района (АОР НП "Концессия-Илим") от реализации населению горячей воды по тарифам, не обеспечивающим возмещение экономически обоснованных расходов, осуществлять за счет средств областного бюджета, предусмотренных в законе Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
При установленных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, о том, что АОР НП "Концессия-Илим" осуществляет деятельность по оказанию услуг в условиях естественной монополии, указанную в статье 4 Федерального закона "О естественных монополиях", поскольку имеет в пользовании имущество, необходимое для оказания услуг холодного водоснабжения, водоотведения, в отношении оказываемых предприятием услуг установлены государственным органом экономически обоснованные тарифы, то есть фактически обладает признаками субъекта естественной монополий.
В связи с наличием у должника статуса субъекта естественных монополий, судом первой инстанции правомерно применены положения параграфа 6 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" "Банкротство субъектов естественных монополий", устанавливающие специальные правила, регулирующие особенности банкротства субъектов естественных монополий, определяемые их особым положением среди участников имущественного оборота.
Положениями подпунктов 1-3 пункта 1 статьи 94 Федерального закона "Об исполнительном производстве" регламентируется очередность обращения взыскания на имущество организации-должника, в первую очередь взыскание обращается на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг); во вторую очередь - на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг); в третью очередь - на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров (выполнении работ или оказании услуг); в четвертую очередь - на непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда.
Из содержания пункта 3 статьи 197 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что особенностью, относящейся к основаниям возбуждения дела о банкротстве должника - субъекта естественной монополии, является то обстоятельство, что требования кредиторов, учитываемые при возбуждении дела о банкротстве, должны быть подтверждены соответствующими исполнительными документами. При этом взыскателем должна быть исчерпана возможность удовлетворения своих требований путем обращения взыскания на имущество должника.
Сведений от судебных приставов-исполнителей о результатах исполнительного производства, возбужденного во исполнение решения Арбитражного суда Иркутской области от 15.08.2019 по делу N А19-23958/2018 не представлено.
Как следует из представленной АОР НП "Концессия-Илим" справки судебного пристава-исполнителя от 28.08.2020 на исполнении Усть-Илимского РОСП УФССП по Иркутской области находится исполнительно производство от 09.04.2020 N 58642/20/38035-ИП в отношении должника АОР НП "Концессия-Илим", взыскатель ООО "Карусель". По состоянию на 28.08.2020 остаток задолженности составляет 5 661 496,64 руб.
Поскольку доказательств, подтверждающих обращение взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 -3 части 1 статьи 94 Закона об исполнительном производстве, за счет которого требования заявителя не удовлетворены в полном объеме, не представлены, доказательств невозможности реализации судебным приставом-исполнителем не задействованных в производстве имущественных прав должника и невозможности удовлетворения требований кредитора за счет вырученных средств не представлены, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что в данном случае не реализована возможность удовлетворения требований ООО "Карусель" путем обращения взыскания на имущество должника.
Материалы дела также не содержат доказательств проведения судебным приставом-исполнителем оценки всего имущества должника, непосредственно не участвующего в производственном процессе, и недостаточности этого имущества для удовлетворения требований заявителя.
При этом положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и Федерального закона "Об исполнительном производстве" не возлагают на суд проверку при обращении кредитора с заявлением о признании должника банкротом действительной возможности удовлетворения требования кредитора за счет имущества должника, не вовлеченного в производственную деятельность. Данный факт должен быть подтвержден кредитором в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Кроме того, отсутствие недостаточности имущества АОР НП "Концессия-Илим" опровергается представленными в материалы дела N А19-10956/2019 сведениями: бухгалтерским балансом за 2019 год, согласно которому пассивы предприятия составляют 46 362 000 руб., расшифровкой расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по состоянию на 31.12.2019, согласно которым дебиторская задолженность составляет 62 528 751,31 руб., кредиторская задолженность - 45 627 097,30 руб., выпиской по лицевому счету АОР НП "Концессия-Илим" о движении денежных средств, согласно которому дебет по лицевому счету составил 4 234 734,16 руб., кредит - 4 234 734,16 руб.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о возможности удовлетворения требования ООО "Карусель" в ходе исполнительного производства.
При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований, установленные статьей 197 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", для введения в отношении АОР НП "Концессия-Илим" процедуры наблюдения, в связи, с чем производство по делу прекратил на основании пункта 3 статьи 48 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Доводы апеллянта на необходимость указания в мотивировочной части определения на факт удовлетворения требования ООО "Карусель" в размере 5 963 753, 84 руб., путем зачета встречных однородных требований на основании уведомления о зачете встречного требования от 26.05.2020 г., подлежат отклонению, как несостоятельные, поскольку зачет встречных требований не был предметом рассмотрения в данном споре.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются обоснованными.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 23 сентября 2020 года по делу N А19-10956/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение одного месяца с даты принятия путем подачи жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Монакова |
Судьи |
Н.А. Корзова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-10956/2020
Должник: АО работников Народное предприятие "Концессия-Илим"
Кредитор: ООО "Карусель"
Третье лицо: Ассоциация арбитражных управляющих Гарантия
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5442/20