г. Киров |
|
19 ноября 2020 г. |
Дело N А29-16270/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, ИНН 1101160027, ОГРН 1171101008297
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.07.2020 по делу N А29-16270/2019
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН 1101160027 ОГРН 1171101008297)
к обществу с ограниченной ответственностью "КОМИЛЭН" (ИНН 1102024690 ОГРН 1021100731046)
о взыскании задолженности и обязании передать по акту приема-передачи лесные участки,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "КОМИЛЭН" (далее - Общество, ответчик) о взыскании задолженности в размере 48 433 руб. 08 коп. в доход федерального бюджета, 9 686 руб. 62 коп. - в доход республиканского бюджета по договору аренды лесного участка от 20.11.2009 N С0990513/79/09-АЗ (далее - Договор 1) с момента окончания срока его действия по день предъявления претензионного письма; задолженности в размере 123 130 руб. 27 коп. в доход федерального бюджета, 24 626 руб. 05 коп. - в доход республиканского бюджета по договору аренды лесного участка от 12.05.2011 N С0990513/17/11-A3 (далее - Договор 2) с момента окончания срока его действия по день предъявления претензионного письма; об обязании ответчика в срок до 30.06.2020 (в бесснежный период) передать по акту приема-передачи в состав лесного фонда лесные участки, предоставленные в аренду по договору 1 в кварталах N 188, 203 Сынинского участкового лесничества Печорского лесничества, общей площадью 8,78 га в состоянии и качестве, пригодном для ведения лесного хозяйства, с проведёнными мерами по технической рекультивации и выполненными работами по биологической лесной рекультивации; по Договору 2 в квартале N 188 выделы 11, 15, 16, 17, в квартале 203 выделы 1, 2 Сынинского участкового лесничества Печорского лесничества, общей площадью 21,76 га в состоянии и качестве, пригодном для ведения лесного хозяйства, с проведёнными мерами по технической рекультивации и выполненными работами по биологической лесной рекультивации.
02.06.2020 истец отказался от иска в части взыскания задолженности, поддержал требование об обязании передать лесные участки по акту приема-передачи.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 05.07.2020 отказ истца от требования в части взыскания задолженности принят судом, в оставшейся части в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить в части отказа в удовлетворении иска об обязании передать лесные участки по акту приема-передачи с проведением технической и биологической рекультивацией, удовлетворить данные требования.
В апелляционной жалобе заявитель считает, что установленные судом фактические обстоятельства, выводы, не соответствуют обстоятельствам дела, судебным актам (А29-18219/2019, А29-3034/2018, А29-14070/2018, А29-14071/2018), статьям 9, 43, 73.1, 74, 67, 69, 92 ЛК РФ, статьям 610, 622 ГК РФ, условиям лицензии; судом не учтен принцип правовой определенности судебных актов, установленных нормами законодательства обязывающими учитывать выводы, сделанные судами в рамках иных дел. Судом не определено, какой участок может быть использован Обществом - участок недр или лесной участок. Данные понятия разделены законодательством РФ, имеют разный статус и порядок оформления прав на них. Условиями лицензии предусмотрена обязанность Общества в оформлении прав на земельный участок. Закон N 2395-1 регулирует предоставление недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, оформление прав на земельный участок лесного фонда производится в порядке в соответствии с ЛК РФ. Преимущество при регулировании имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений отдается нормам ЛК РФ. Из системного толкования статьи 25.1 Закона о недрах и статьи 7 ЛК РФ следует, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ. Статьи 43, 73.1, 74 ЛК РФ предусматривают, что Общество как держатель лицензии, имеет исключительное право на пользование недрами в границах горного отвода, а также на предоставление ему земельного участка в границах оформленного горного отвода согласно лицензии без торгов, но не предусматривают пользование участком лесного фонда, без оформления прав и специальных разрешений на лесной участок. Срок указанных выше договоров аренды, заключенных с Обществом истек, в силу статьи 74 ЛК РФ Общество имело право обратиться в Министерство в целях заключения договора на новый срок. Таким образом, арендатору необходимо было соблюсти ряд условий, чтобы заключить договор аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов. В соответствии с частью 2 статьи 74 ЛК РФ заключить договор на новый срок можно только при соблюдении всех условий в совокупности, указанных в части 2 статьи 74 ЛК ФР. Следовательно, для отказа в заключении договора на новый срок без проведения торгов достаточно несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд. Общество не является добросовестным арендатором, не подпадает под условия части 2 статьи 74 ЛК РФ, в связи с чем ему было отказано в заключении договора аренды на новый срок. До настоящего времени Общество не вернуло Министерству лесной участок с проведенной технической рекультивацией по акту приема-передачи в нарушение условий договора аренды, новый договор аренды у Общества отсутствует, участок используется им самовольно, следовательно, требования Министерства о возврате лесного участка обоснованы.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу считает доводы заявителя необоснованными, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 21.08.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 22.08.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 11.11.2020 до 18.11.2020.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
20.11.2009 Комитет лесов Республики Коми (в настоящее время Министерство, арендодатель) и Общество (арендатор) заключили Договор 1, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) лесной участок земель лесного фонда, находящийся по адресу: Республика Коми, Печорский район, Печорское лесничество, Сынинское участковое лесничество, квартала N 188-203, общей площадью 8,78 га. Лесной участок передан ответчику по акту приема-передачи.
Срок действия договора 1 установлен с 11.11.2009 по 15.06.2014 (пункт 3.1. договора 1).
Цель использования лесного участка - для добычи песка и ПГС с месторождения "Вой-Вожское" (карьер "Сопка").
Дополнительным соглашением от 21.10.2014 N 1 стороны согласовали новый срок действия Договора 1- до 16.06.2019.
12.05.2011 Комитет лесов Республики Коми (в настоящее время Министерство, арендодатель) и Общество (арендатор) заключили Договор 2, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) лесной участок земель лесного фонда, находящийся по адресу: Республика Коми, Печорский район, Печорское лесничество, Сынинское участковое лесничество, квартала N 188-203, общей площадью 21,76 га (далее - Лесной участок).
Лесной участок передан ответчику по акту приема-передачи.
Срок действия договора установлен с 05.05.2011 по 15.06.2014 (пункт 3.1 договора 2).
Цель использования лесного участка - для разведки и добычи строительного песка и ПГС с месторождения "Вой-Вожское" карьер "Сопка".
Дополнительным соглашением от 21.10.2014 N 1 стороны согласовали новый срок действия Договора 2 - до 16.06.2019.
Согласно пункту 10.1 договоров договоры аренды прекращаются по истечении срока их действия и исполнения пункта 6.4.5 договоров.
В соответствии с пунктом 6.4.5 договоров после окончания срока действия договора арендатор обязан передать лесной участок арендодателю в состоянии и качестве, пригодном для ведения лесного хозяйства, с проведёнными мерами по технической рекультивации и выполненными работами по лесоразведению (биологической лесной рекультивации).
По истечении срока действия договоров лесные участки ответчиком в предусмотренном договором порядке не возвращены.
В претензионном письме от 15.10.2019 N 748 истец предложил ответчику оплатить задолженность и вернуть переданные в аренду лесные участки.
В письме от 11.11.2019 Общество ответило отказом, сославшись на лицензионное соглашение, что послужило основанием для обращения истца в суд.
02.06.2020 истец отказался от иска в части взыскания задолженности, поддержал требование об обязании ответчика передать лесные участки по акту приема-передачи.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации, для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
На основании части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу подпункта 10 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, превышающий не более чем на два года срок действия лицензии на пользование недрами, в случае предоставления земельного участка для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Отношения, возникающие в связи с использованием недр, регулируются Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно статье 25.1 Закона о недрах земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским, земельным, лесным, водным законодательством и настоящим Законом. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения этих работ.
В силу части 3 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации объекты, связанные с осуществлением указанной в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи деятельности, по истечении сроков выполнения соответствующих работ подлежат консервации или ликвидации в соответствии с законодательством о недрах.
Из материалов дела следует, что Обществу выдана лицензия на пользование недрами ПЭЧ 00585 ПР от 26.06.2009, со сроком действия - до 15.06.2021.
При этом срок действия договора 1 согласован сторонами с 11.11.2009 по 15.06.2014 (пункт 3.1. договора 1).
Дополнительным соглашением от 21.10.2014 N 1 стороны согласовали новый срок действия Договора 1- до 16.06.2019.
Срок действия договора согласован сторонами с 05.05.2011 по 15.06.2014 (пункт 3.1 договора 2).
Дополнительным соглашением от 21.10.2014 N 1 стороны согласовали новый срок действия Договора 2 - до 16.06.2019.
Согласно пункту 10.1 договоров договоры аренды прекращаются по истечении срока его действия и исполнения пункта 6.4.5 договоров.
В соответствии с пунктом 6.4.5 договоров после окончания срока действия договора, арендатор обязан передать лесной участок арендодателю в состоянии и качестве, пригодном для ведения лесного хозяйства, с проведёнными мерами по технической рекультивации и выполненными работами по лесоразведению (биологической лесной рекультивации).
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Применительно к отношениям, связанным с договором аренды, частью 1 статьи 9 Лесного кодекса предусмотрено, что право аренды лесного участка прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством, Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса).
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом и Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом (часть 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в лесных отношениях, равно как и в имущественных отношениях, связанных с оборотом лесных участков, установлен приоритет лесного законодательства (пункт 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации).
Договорами в редакции дополнительных соглашений истец и ответчик согласовали срок их действия. Ответчик, подписав договоры аренды, дополнительные соглашения, согласился со сроком их действия. Более того, в силу положений Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков имеет заявительный характер и лесной участок предоставляется лесопользователю на испрашиваемый им срок.
В силу части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, рассматривают поступившее заявление и проверяют наличие или отсутствие оснований для отказа в заключении нового договора аренды лесного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимают решение о заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов или решение об отказе в заключении такого договора при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Решение об отказе в заключении такого договора должно содержать все основания принятия соответствующего решения (часть 3 статьи 74 ЛК РФ).
Таким образом, заключение договора аренды лесного участка на новый срок возможно только при соблюдении арендатором совокупности условий, предусмотренных частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (статья 622 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доказательств продления договоров аренды в материалы дела не представлено.
Материалами дела и сторонами подтверждается отказ истца от продления срока действия договоров (письмо от 21.05.2019 - л.д. 99). Доказательств признания данного отказа незаконным также не представлено.
Наличие лицензии на право пользования недрами само по себе не освобождает арендатора от выполнения условий договора аренды и не обусловливает возникновение у Общества права на использование лесного участка, в отношении которого прекращены арендные отношения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований в части возврата ответчиком лесных участков по акту приема-передачи.
Решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
С учетом того, что на момент рассмотрения дела истек срок, в который истец требовал возвратить лесные участки (30.06.2020), в дополнительных пояснениях от 11.11.2020 истец, принимая во внимание окончание летнего периода и фактическую невозможность проведения всего комплекса работ, необходимых для рекультивации лесных участков, до формирования устойчивого снежного покрова в 2020 году, а также времени для выполнения указанных работ, считает целесообразным определить срок для проведения рекультивации лесных участков и сдачи участков по акту приема-передачи до 01.06.2021.
Ответчик возражений в отношении данного срока не заявил.
Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе, возлагаются на стороны соответственно результатам судебного рассмотрения дела.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.07.2020 по делу N А29-16270/2019 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять по делу в этой части новый судебный акт.
Исковые требования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми удовлетворить, обязать общество с ограниченной ответственностью "КОМИЛЭН" в срок до 01.06.2021 (в бесснежный период) передать по акту приема-передачи в состав лесного фонда лесные участки, предоставленные в аренду по договору 1 в кварталах N 188, 203 Сынинского участкового лесничества Печорского лесничества, общей площадью 8,78 га в состоянии и качестве, пригодном для ведения лесного хозяйства, с проведёнными мерами по технической рекультивации и выполненными работами по биологической лесной рекультивации; по Договору 2 в квартале N 188 выделы 11, 15, 16, 17, в квартале 203 выделы 1, 2 Сынинского участкового лесничества Печорского лесничества, общей площадью 21,76 га в состоянии и качестве, пригодном для ведения лесного хозяйства, с проведёнными мерами по технической рекультивации и выполненными работами по биологической лесной рекультивации.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "КОМИЛЭН" в доход федерального бюджета 9 000 руб. госпошлины по иску и по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-16270/2019
Истец: Министерство Природных Ресурсов и Охраны Окружающей Среды Республики Коми
Ответчик: ООО "КОМИЛЭН"
Третье лицо: Второй арбитражный апелляционный суд, ГУ РК "Печорское лесничество"