г. Москва |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А40-59179/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
Е.В.Пронниковой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Стартмейл Б.В.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2020 по делу N А40-59179/20
по заявлению Стартмейл Б.В.
к Управлению Роскомнадзора по ЦФО
о признании незаконным постановления
при участии:
от заявителя: |
Абашина Е.В. по дов. от 26.02.2020; |
от ответчика: |
Соломоненко В.А. по дов. от 09.01.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Стартмейл Б.В. (далее также - заявитель, StartMail B.V.) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Роскомнадзора по ЦФО (далее - Управление, административный орган) по делу об административном правонарушении N ПО-77/08/140 от 18.02.2020.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 31.08.2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика поддержал решение суда, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в Роскомнадзор от ФСБ России поступило письмо с просьбой направить Стартмейл Б. В. требование как организатору распространения информации в сети Интернет о начале осуществления деятельности в сети Интернет.
Согласно представленной информации StartMail B.V. является организатором распространения информации посредством сайта/информационного ресурса в сети "Интернет" с доменным именем www.startmail.com, которое используется как сервис электронной почты с возможностью шифрования.
Роскомнадзором было сформировано требование о представлении Уведомления о начале осуществления деятельности. Данное требование 17.12.2019 в 10:55 было направлено в адрес StartMail B.V. по электронной почте по адресу: support@startmail.com, legal@startmail.com, abuse@startmail.com, что зафиксировано подсистемой АРМ-97-ФЗ ЕИС Роскомнадзора.
Так, в установленный срок, 25.12.2019, организация StartMail B.V., являясь организатором распространения информации в сети "Интернет", не исполнила обязанность уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о начале осуществлении деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет".
Письмом Роскомнадзора от 25.12.2019 N 09ЧА-100579 материалы были направлены в Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу для принятия мер по привлечению StartMail B.V. к административной ответственности по части 1 статтьи 13.31 КоАП РФ.
Должностным лицом Управления в отсутствие законного представителя организации, извещенного надлежащим образом, был составлен протокол об административном правонарушении 22.01.2020 N АП-77/08/146, который соответствует требованиям статьей 28.2 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела в отсутствие законного представителя, уведомленного надлежащим образом, было вынесено постановление по делу об административном правонарушении от N ПО-77/08/140 от 18.02.2020.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании части 7 статьи 210 АПК РФ.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях заявителя события и состава вменяемых административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьей 13.31 КоАП РФ.
Поддерживая данный вывод суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13.31 КоАП РФ неисполнение организатором распространения информации в сети "Интернет" обязанности уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет", - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ), регулированию подлежат отношения, возникающие при: осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.
Согласно части 1 статьи 10.1 Закона N 149-ФЗ, организатором распространения информации в сети "Интернет" является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет".
В соответствии с частью 2 статьи 10.1 Закона N 149-ФЗ, организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан в установленном Правительством Российской Федерации порядке уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о начале осуществления деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.07.2014 года N 746 утверждены Правила уведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также ведения реестра указанных организаторов (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил, уведомление представляется в течение 5 рабочих дней со дня получения организатором распространения информации требования Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о представлении уведомления.
Требование о представлении уведомления формируется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в электронном виде в течение 3 рабочих дней со дня получения обращения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации.
Уведомление представляется организатором распространения информации в Роскомнадзор в электронном виде посредством заполнения соответствующей электронной формы на официальном сайте в сети "Интернет" www.97-fz.rkn.gov.ru (пункт 5 Правил).
В силу пункта 8 Правил, обязанность по направлению уведомления в электронном виде считается исполненной в случае заполнения на официальном сайте соответствующей формы и получения идентификатора заполнения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Стартмейл Б.В., получив требование Роскомнадзора о представлении уведомления 17.12.2020, в установленный срок уведомление о начале осуществления деятельности в сети Интернет в качестве организатора распространения информации посредством сайта www.startmail.com, не представило.
Таким образом, в действиях заявителя имеется событие правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 13.31 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 указанной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих невозможность направить в установленный срок уведомление заявителем не представлено, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии вины заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
С учетом изложенного состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.31 КоАП РФ, в действиях Стартмейл Б.В. установлен и доказан материалами дела.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд апелляционной инстанции считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемых постановлений в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюден.
Довод апелляционной жалобы о том, что все официальные документы, подписанные Роскомнадзором электронной подписью, являются недействительными и не имеющими юридической силы на территории Нидерландов, где зарегистрирован заявитель, не принимается апелляционным судом в виду следующего.
В соответствии со статьей 12 "Типового Закона ЮНСИТРАЛ об электронных подписях" (принят в г. Вене 05.07.2001 на 34-ой сессии ЮНСИТРАЛ) при определении того, обладает ли - или в какой мере обладает - сертификат или электронная подпись юридической силой, не учитываются:
a) место выдачи сертификата или создания или использования электронной подписи, или
b) местонахождение коммерческого предприятия эмитента или подписавшего.
Сертификат, выданный за пределами [принимающего государства], обладает такой же юридической силой в [принимающем государстве], как и сертификат, выданный в [принимающем государстве], если он обеспечивает по существу эквивалентный уровень надежности.
Электронная подпись, созданная или используемая за пределами [принимающего государства], обладает такой же юридической силой в [принимающем государстве], как и электронная подпись, созданная или используемая в [принимающем государстве], если она обеспечивает по существу эквивалентный уровень надежности.
При определении того, обеспечивает ли сертификат или электронная подпись по существу эквивалентный уровень надежности, следует учитывать признанные международные стандарты и любые другие соответствующие факторы.
Следовательно, требование Роскомнадзора о предоставлении уведомления, подписанное электронной подписью и направленное заявителю 17.12.2020, является действительным и имеет юридическую силу не только в России, но и в иностранном государстве.
Иные доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции суд рассматривает как направленные на избежание административной ответственности.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.08.2020 по делу N А40-59179/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-59179/2020
Истец: СТАРТМЕЙЛ Б.В.
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ РОСКОМНАДЗОРА ПО ЦФО