город Москва |
|
24 марта 2021 г. |
Дело N А40-59179/2020-79-423 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Стартмейл Б.В.: Абашиной Е.В. (дов. от 26.02.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Роскомнадзора по ЦФО: Соломоненко В.А. (дов. N 3-Д от 11.01.2021 г.);
рассмотрев 17 марта 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Стартмейл Б.В.
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31 августа 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2020 г.
по делу N А40-59179/2020-79-423
по заявлению Стартмейл Б.В. (StartMail B.V.)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному Федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N ПО-77/08/140 от 18 февраля 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) от Федеральной службы безопасности поступило письмо от 12 декабря 2019 г. N 137/2/2/5105 с просьбой направить в адрес компании Стартмейл Б.В. (StartMail B.V.) в отношении сервиса startmail.com. требование как организатору распространения информации в сети "Интернет" о предоставлении уведомления о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет".
Согласно представленной информации компания Стартмейл Б.В. (StartMail B.V.) является организатором распространения информации посредством сайта/информационного ресурса в сети "Интернет" с доменным именем www.startmail.com, которое используется как сервис электронной почты с возможностью шифрования.
Роскомнадзором было сформировано требование о представлении уведомления о начале осуществления деятельности и направлено 17 декабря 2019 г. в 10:55 в адрес компании Стартмейл Б.В. (StartMail B.V.) по электронной почте по адресам: support@startmail.com, legal@startmail.com, abuse@startmail.com, что зафиксировано подсистемой АРМ-97-ФЗ ЕИС Роскомнадзора.
Поскольку по состоянию на 25 декабря 2019 г. организатором распространения информации - компанией Стартмейл Б.В. (StartMail B.V.) (ресурс - startmail.com.) не была исполнена обязанность по предоставлению в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомления о начале осуществлении деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет", что является нарушением части 2 статьи 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), материалы дела были направлены на рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному Федеральному округу (далее - Управление Роскомнадзора по ЦФО, административный орган) о возбуждении дела об административном правонарушении (письмо от 25 декабря 2019 г. N 09ЧА-100579).
На основании полученных данных 22 января 2020 г. Управлением Роскомнадзора по ЦФО в отношении компании Стартмейл Б.В. (StartMail B.V.) составлен протокол об административном правонарушении N АП-77/08/146.
Постановлением Управления Роскомнадзора по ЦФО от 18 февраля 2020 г. по делу об административном правонарушении N ПО-777/08/140 компания Стартмейл Б.В. (StartMail B.V.) признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.31 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. 00 коп.
Считая указанное постановление незаконным, компания Стартмейл Б.В. (StartMail B.V.) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Роскомнадзора по ЦФО о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 августа 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе компания Стартмейл Б.В. (StartMail B.V.) просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения. Приведены также доводы о неполучении компанией требования Роскомнадзора о предоставлении соответствующего уведомления и о нарушении направления вышеуказанного требования в форме электронного документа.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель компании Стартмейл Б.В. (StartMail B.V.) поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Управления Роскомнадзора по ЦФО против ее удовлетворения возражал, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации регулируются Федеральным законом N 149-ФЗ.
Обязанности организатора распространения информации в сети "Интернет" установлены статьей 10.1 Федерального закона N 149-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 10.1 Федерального закона N 149-ФЗ организатором распространения информации в сети "Интернет" является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет".
В соответствии с частью 2 указанной статьи организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан в установленном Правительством Российской Федерации порядке уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о начале осуществления деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 746 утверждены Правила уведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также ведения реестра указанных организаторов (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что уведомление представляется в течение 5 рабочих дней со дня получения организатором распространения информации требования Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о представлении уведомления.
Требование о представлении уведомления формируется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в электронном виде в течение 3 рабочих дней со дня получения обращения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации.
Уведомление представляется организатором распространения информации в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в электронном виде посредством заполнения соответствующей электронной формы на официальном сайте в сети "Интернет" www.97-fz.rkn.gov.ru (далее - официальный сайт) (пункт 5 Правил).
Согласно пункту 8 Правил обязанность по направлению уведомления в электронном виде считается исполненной в случае заполнения на официальном сайте соответствующей формы и получения идентификатора заполнения.
Действия, связанные с неисполнением организатором распространения информации в сети "Интернет" обязанности уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет", образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.31 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях компании Стартмейл Б.В. (StartMail B.V.) состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.31 КоАП РФ, выразившегося в не предоставлении компанией в установленный срок уведомления о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет".
При этом судами установлено, что указанное уведомление было направлено Роскомнадзором 17 декабря 2019 г. в адрес компании по электронной почте, однако в установленный срок (25 декабря 2019 г.) компанией Стартмейл Б.В. (StartMail B.V.) уведомление о начале осуществления деятельности в сети "Интернет" в качестве организатора распространения информации посредством сайта www.startmail.com не представлено.
Доказательств, подтверждающих невозможность направить в установленный срок уведомление, заявителем не представлено.
Отклоняя доводы компании Стартмейл Б.В. (StartMail B.V.) о том, что все официальные документы, подписанные Роскомнадзором электронной подписью, являются недействительными и не имеющими юридической силы на территории Нидерландов, где зарегистрирован заявитель, суды исходили из тех обстоятельств, что требование Роскомнадзора о предоставлении уведомления, подписанное электронной подписью и направленное заявителю 17 декабря 2020 г., является действительным и имеет юридическую силу не только в Российской Федерации, но и в иностранном государстве.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения компанией Стартмейл Б.В. (StartMail B.V.) административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.31 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Вина компании Стартмейл Б.В. (StartMail B.V.) в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 13.31 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении компании вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Уплаченная по платежному поручению N 60669 от 16 января 2021 г. государственная пошлина в размере 1 500 руб. 00 коп. за подачу кассационной жалобы подлежит возврату заявителю, поскольку в соответствии частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 августа 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2020 г. по делу N А40-59179/2020-79-423 оставить без изменения, кассационную жалобу Стартмейл Б.В. - без удовлетворения.
Возвратить Абашиной Екатерине Викторовне из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб. (одна тысяча пятьсот руб.), уплаченную по платежному поручению N 60669 от 16 января 2021 г.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств, подтверждающих невозможность направить в установленный срок уведомление, заявителем не представлено.
Отклоняя доводы компании Стартмейл Б.В. (StartMail B.V.) о том, что все официальные документы, подписанные Роскомнадзором электронной подписью, являются недействительными и не имеющими юридической силы на территории Нидерландов, где зарегистрирован заявитель, суды исходили из тех обстоятельств, что требование Роскомнадзора о предоставлении уведомления, подписанное электронной подписью и направленное заявителю 17 декабря 2020 г., является действительным и имеет юридическую силу не только в Российской Федерации, но и в иностранном государстве.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения компанией Стартмейл Б.В. (StartMail B.V.) административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.31 КоАП РФ.
...
Размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 13.31 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении компании вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 марта 2021 г. N Ф05-3315/21 по делу N А40-59179/2020