г. Красноярск |
|
05 февраля 2024 г. |
Дело N А33-21750/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена "31" января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" февраля 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от ответчика (индивидуального предпринимателя Гек Татьяны Викторовны):
Латышева Д.Г., представителя по доверенности от 16.08.2023,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гек Татьяны Викторовны
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "28" ноября 2023 года по делу N А33-21750/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Красноярская рециклинговая компания" (ИНН 2461223108, ОГРН 1132468043949, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Гек Татьяне Викторовне (ИНН 246105635970, ОГРН 318246800084678, далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 257 378 рублей 67 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 ноября 2023 года иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 257 378 рублей 67 копеек задолженности, 8148 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что расчет платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорном периоде должен быть осуществлен в соответствии с первоначальными условиями, указанными в договоре от 25.02.2019, без учета произошедших в период с января 2020 года по сентябрь 2022 года изменений нормативов накопления отходов.
Ответчик также указывает на недобросовестность истца, который в период с января 2020 года по сентябрь 2022 года продолжал выставлять ответчику счета-фактуры без учета изменения нормативов накопления отходов, то есть указывал в счетах-фактурах стоимость услуг, рассчитанную исходя из нормативов накопления отходов, установленных приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 19.12.2017 N 1/1934-од (в редакции приказа от 19.12.2018 N 1/2837-од) на 2019 год. Скорректированные счета-фактуры были направлены ответчику только в ноябре 2022 года.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором последний не согласился с ее доводами, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Истец, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направил, заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей истца.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 10.08.2018 N 1/1635-од истцу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Красноярский левобережной технологической зоны Красноярского края от 10 лет.
Между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и истцом 10.08.2018 заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Красноярский левобережной технологической зоны Красноярского края. В пункте 1.3 соглашения указано, что зоной деятельности регионального оператора является, в том числе г. Красноярск (левый берег). Пунктом 3.2 соглашения установлено, что региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по соглашению в полном объеме с 01.01.2019 при условии утверждения до указанной даты тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 11.12.2018 N 688-в утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей на период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
25.02.2019 между истцом (региональным оператором) и ответчиком (потребителем) подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно которому региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре в приложении N 1, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ответчик обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Объем ТКО, места накопления ТКО, периодичность вывоза, а также информация в графическом виде о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним определяются согласно приложению N 1 к договору (пункт 2.2 договора).
В пункте 2.3 договора указан способ складирования твердых коммунальных отходов: в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, адрес расположения которых указан в приложении N 1, являющего неотъемлемой частью настоящего договора.
Пунктом 2.4 договора определена дата начала оказания услуг по обращению с ТКО является 01.01.2019.
Согласно пункту 3.1 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц.
В соответствии с пунктом 3.2 договора оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, составляющей 1139,17 руб. с учетом НДС. Размер ежемесячной платы по договору определяется с учетом цены и объема образования отходов согласно приложению N 1. Размер ежемесячной платы по договору указан в приложении N2 к настоящему договору.
В силу пункта 3.4 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами; региональный оператор предоставляет потребителю 2 экземпляра акта оказанных услуг и счет-фактуру в срок до 5 числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг.
Пунктом 3.6 договора предусмотрено, что в случае изменения единого тарифа на услугу регионального оператора, нормативов накопления отходов цена договора и размер ежемесячной платы подлежат изменению с даты вступления в действие утверждаемого в установленном порядке тарифа на услугу регионального оператора и/или норматива накопления отходов.
В пункте 5.1.1 договора указано, что региональный оператор обязан принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в приложении N 1 к договору.
В соответствии с пунктом 6.1 договора стороны согласовали производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО", исходя из количества и объема контейнеров, используемых потребителем для накопления ТКО.
Согласно пункту 10.1 договора, последний распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2019 года, действует по 31.12.2028.
В приложении N 1 к договору сторонами согласован ежемесячный объем и место накопления твердых коммунальных отходов: 0,506, ул. Новосибирская, 35.
В приложении N 2 к договору стороны согласовали расчет ежемесячной платы, исходя из количества сотрудников (11 ед.), норматива накопления на расчетную единицу - 0,046 м3/ед., объема принимаемых твердых коммунальных отходов - 0,506 м3, единого тарифа на услугу регионального оператора - 1139,17 руб./м3, итого размер ежемесячной платы равен 576,42 рубля.
Региональным оператором были оказаны услуги по обращению с ТКО за период с января 2020 года по август 2022 года, что подтверждается подписанными сторонами в электронном виде универсальными передаточными документами, актом сверки взаимных расчетов от 31.01.2022.
Письмом от 27.09.2022 региональный оператор сообщил потребителю, что коммерческий учет ТКО, согласованный сторонами, осуществляется исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, в 2019 году нормативы накопления были установлены для общей категории - объекты общественного назначения и рассчитывались из количества сотрудников объектов. Приказами Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 31.12.2019 N 77-2184-од, от 30.04.2020 N 77-673-од, от 15.01.2021 N 77-51-од, от 05.03.2021 N 77-712-од, нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Красноярского края актуализированы, объекты общественного назначения определены в 12 категориях, в связи с чем установлены нормативы с 01.01.2020 - 0,02 куб.м. на 1 кв.м. общей площади, с 18.05.2020 - 01,01 куб.м. на 1 кв.м. общей площади. Также региональный оператор сообщил, что в соответствии с приказами Министерства тарифной политики Красноярского края от 16.12.221 N 887-в для потребителей установлены единые предельные тарифы в размере 1139,17 руб., с 01.10.2020 - 1 082,15 руб., с 01.07.2021 - 1 161,14 руб., с 01.09.2021 - 1130,38 руб., с 01.07.2022 - 1 206,11 руб.
Таким образом, региональный оператор сообщил, что ежемесячный размер платы с 01.01.2020 составил 33 867,52 руб., с 18.05.2020 - 16 933,76 руб., с 01.10.2020 - 16 086,16 руб., с 01.07.2021 - 17 260,35 руб., с 01.09.2021 - 16 803,10 руб., с 01.07.2022 - 17 928,83 руб., в связи с чем направил потребителю подписанное в одностороннем порядке дополнительное соглашение N 1 к договору от 25.02.2019.
В письме от 06.10.2022 потребитель уведомил регионального оператора об отказе от подписания дополнительного соглашения к договору.
Предприниматель направил в адрес регионального оператора дополнительное соглашение N 1 к договору от 25.02.2019 в иной редакции, с приложением договора аренды.
Письмом от 11.10.2022 региональный оператор повторно сообщил потребителю об изменении тарифа на услугу регионального оператора и нормативов потребления и направил в адрес 2 экземпляра дополнительного соглашения к договору от 25.02.2019.
06.10.2022 потребитель обратился к региональному оператору с заявкой на перезаключение договора в части контейнерного сбора. На основании указанной заявки потребителя сторонами заключен договор от 12.10.2022, в приложении N 1 которого стороны согласовали количество и объем контейнеров, периодичность вывоза отходов. В пункте 10.1 договор указано, что договор распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.11.2022 и действует по 31.12.2028.
Региональным оператором 05.05.2023 направлены потребителю по электронным каналам связи корректировочные универсальные передаточные документы от 18.11.2022 за период с января 2020 года по сентябрь 2022 года на общую сумму 353 927 рублей 76 копеек.
Потребителем произведена оплата задолженности на основании подписанных сторонами универсальных передаточных документов за период с января 2020 года по сентябрь 2022 года на сумму 18 870 рублей 41 копейка.
В связи с неисполнением потребителем обязанности по оплате задолженности с учетом выставленных корректировочных универсальных передаточных документов региональный оператор направил потребителю претензию от 10.02.2023 об оплате задолженности.
В ответе на претензию от 10.03.2023 потребитель указывал, что указанные в претензии требования противоречат действующему ранее договору и законодательству, свидетельствую о злоупотреблении правом.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с уточненным иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Суд первой инстанции в рамках настоящего дела правильно квалифицировал заключенный сторонами договор в качестве договора возмездного оказания услуг, а возникшие в рамках его отношения, подлежащими регулированию положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу статей 783 и 720 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг документом, удостоверяющим приемку заказчиком услуги, оказанной исполнителем, является акт возмездного оказания услуг.
Исходя из положений пункта 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате обусловленных договором работ, является сдача работ заказчику путем подписания акта выполненных работ (оказанных услуг).
Факт оказания услуг подтвержден совокупностью доказательств, включая подписанные сторонами универсальные передаточные документы, корректировочные универсальные передаточные документы за период с июля 2020 года по сентябрь 2022 года.
Ответчик факт оказания услуг в спорный период не оспаривал, возражений относительно качества оказанных услуг не заявил.
С учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наступлении обязанности ответчика по оплате оказанных услуг.
Ответчик не оспаривает применимость в спорном периоде к принадлежащим ему помещениям нормативов накопления ТКО, установленных для категории объектов "Промтоварный магазин", общую площадь принадлежащих ему помещений. Информация об этом содержится в письме ответчика от 06.10.2022, к которому были приложены копии договоров аренды нежилых помещений, а также в проекте дополнительного соглашения от 05.10.2022, направленном ответчиком истцу. Ответчиком не оспаривается также арифметическая правильность произведенного истцом расчета стоимости услуг по обращению с ТКО.
Вопреки утверждениям ответчика, объем ТКО, указанный в приложении N 1 к договору от 25.02.2019, не является фактическим объемом отходов образуемых ответчиком. Он рассчитан исходя из норматива накопления ТКО, установленного приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 19.12.2018 N 1/2837-од в размере 0,046 м3 на одного человека в месяц. Это прямо следует из содержания Приложения N 2 к указанному договору.
Нормативы накопления ТКО, установленные приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 19.12.2018 N 1/2837-од, действовали по 31.12.2019 (пункт 1 данного приказа). Начиная с 01.01.2020 коммерческий учет ТКО в соответствии с установленными данным приказом нормативами осуществляться, не может.
Поскольку отношения сторон по оказанию услуг по обращению с ТКО являются длящимися, утвержденный норматив подлежит применению к периодам оказания услуг, возникшим с момента введения его в действие.
При этом согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу пункта 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Пунктом 3.6 договора предусмотрено, что в случае изменения единого тарифа на услугу регионального оператора, нормативов накопления отходов цена договора и размер ежемесячной платы подлежат изменению с даты вступления в действие утверждаемого в установленном порядке тарифа на услугу регионального оператора и/или норматива накопления отходов.
Таким образом, само по себе изменение тарифа на услугу регионального оператора и нормативов накопления отходов влечет изменение установленного договором размера ежемесячной оплаты и не требует внесения соответствующих изменений в договор.
При этом доказательств установки ответчиком контейнера для сбора отходов ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено. С учетом согласованных сторонами условий договора при изменении размера утвержденного норматива накопления отходов и единого тарифа на услугу регионального оператора ответчик был вправе предпринять соответствующие меры по установке контейнера. Вместе с тем, с момента заключения договора ответчик фактически установил контейнер в октябре 2022 года, что являлось его правом.
Учитывая изложенное, принимая во внимание согласованный сторонами порядок учёта объема отходов (расчетным путем исходя из норматива накопления отходов), суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что объём подлежащих вывозу отходов является расчетным, и подлежит определению исходя из действующего в соответствующий период норматива накопления отходов.
Таким образом, указанный сторонами в приложении N 1 к договору объём отходов (0,506 м3) подлежал корректировке с учетом изменения норматива накопления отходов, исходя из расчета 0,01 м3/мес. на 1 м2 площади помещения, занимаемого ответчиком (897,3 м2).
С учетом указанных обстоятельств, а также исходя из отсутствия доказательств оплаты оказанных услуг, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличие у ответчика обязанности по оплате оказанных истцом услуг по обращению с ТКО.
Судом апелляционной инстанции повторно проверен расчет задолженности, признан арифметически верным, контррасчет ответчиком не представлен.
Таким образом, требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.
При этом направление истцом ответчику в период с января 2020 по сентябрь 2022 счетов-фактур без учета изменения нормативов накопления ТКО объясняется отсутствием у регионального оператора в указанный период сведений об общей площади, принадлежащих ответчику помещений.
Данные об общей площади, принадлежащих ответчику помещений, были сообщены ответчиком истцу в письме от 06.10.2022, к которому были приложены копии договоров аренды нежилых помещений.
Разделом 1(1) Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом 8(4) указанных Правил предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Подпункт "а" пункта 8(7) указанных Правил предусматривает, что к заявке должна быть приложена копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения у потребителя прав владения и (или) пользования зданием, сооружением, жилым и нежилым помещением, земельным участком.
К заявке также должны быть приложены документы, содержащие сведения о назначении и об общей площади здания, сооружения, нежилого помещения, о площади и виде разрешенного использования земельного участка, о количестве расчетных единиц, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для соответствующей категории объекта (подпункт "г" пункта 8(7) указанных Правил).
При заключении договора указанные сведения и документы ответчиком региональному оператору предоставлены не были.
При таких обстоятельствах направление истцом ответчику в период с января 2020 года по сентябрь 2022 года счетов-фактур без учета изменения нормативов накопления ТКО не было вызвано недобросовестностью истца.
Более того, размер платы за услуги регионального оператора определен с учетом норм действующего законодательства и условий договора, при расчете требований истцом учтены доводы ответчика о пропуске срока исковой давности и фактически произведенная оплата услуг.
Иные доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки суда, что не свидетельствует о допущенных им нарушениях норм процессуального права.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "28" ноября 2023 года по делу N А33-21750/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-21750/2023
Истец: ООО "КРАСНОЯРСКАЯ РЕЦИКЛИНГОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Гек Татьяна Викторовна