город Ростов-на-Дону |
|
19 ноября 2020 г. |
дело N А32-4036/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Илюшина Р.Р., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко Е.С.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.08.2020 по делу N А32-4036/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал"
(ИНН 2308111927, ОГРН1052303701922)
к муниципальному казенному учреждению муниципального образования г. Краснодар "Единая служба заказчика" (ИНН 2309071138, ОГРН 1022301433065)
при участии третьего лица: администрации муниципального образования город Краснодар
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к муниципальному казенному учреждению муниципального образования г. Краснодар "Единая служба заказчика" (далее - ответчик, учреждение) о взыскании 139,66 руб. задолженности по договору N 384-П-2014 о подключении к централизованным сетям водоотведения от 30.12.2014.
Исковые требования мотивированы тем, что в связи с изменением с 01.01.2019 ставки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), действовавшей на момент заключения договора о подключении к сетям водоотведения, с 18% до 20% ответчик не доплатил истцу цену договора на технологическое присоединение.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования город Краснодар.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.08.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение мотивировано тем, что настоящем случае отсутствуют доказательства того, что стороны муниципального контракта, которым является договор о подключении к централизованным сетям водоотведения, заключили дополнительное соглашение к нему об увеличении стоимости оказанных услуг.
Подписание 05.09.2019 сторонами спорных правоотношений акта о подключении (технологическом присоединении) объекта с новой, увеличенной ценой не было оценено судом в качестве изменения условия договора о стоимости услуг в силу следующего. По смыслу раздела VI договора, акт о подключении удостоверяет факт достижения сторонами результатов, предусмотренных договором, т.е. является вторичным документом, не изменяет и не прекращает права и обязанности сторон, и не может быть признан сделкой. Кроме того, он был подписан руководителем заказчика с протоколом разногласий в части указанной в акте стоимости.
Общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, исковые требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что согласно подпункту "в" п. 3 ст. 1 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон от 03.08.2018 N 303-ФЗ) с 01.01.2019 в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в п. 3 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), ставка по НДС установлена в размере 20%.
Пунктом 4 статьи 5 данного закона предусмотрено, что налоговая ставка по НДС в размере 20% применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 01.01.2019.
При этом исключений по товарам (работам, услугам), имущественным правам, реализуемым по договорам, заключенным до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ, и имеющим длящийся характер с переходом на 2019 и последующие годы, указанным законом не предусмотрено.
Следовательно, в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 01.01.2019, применяется налоговая ставка по НДС в размере 20%, независимо от даты и условий заключения договоров на реализацию указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
При этом на основании п. 1 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации продавец дополнительно к цене отгружаемых начиная с 01.01.2019 товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную по налоговой ставке в размере 20%.
В этой связи внесение изменений в договор в части изменения размера ставки НДС не требуется.
Поскольку акт о подключении подписан сторонами после 01.01.2019 (05.09.2019), то истцом правомерно исчислена сумма НДС по ставке 20%, при этом размер платы за подключение (технологическое присоединение) объекта (без НДС) не изменился и составил 6 983 руб. 05 коп., а с учетом НДС 20% сумма, подлежащая уплате заказчиком по договору составила 8 379 руб. 66 коп. (6 983 руб. 05 коп. - стоимость подключения и 1 396 руб. 61 коп. - НДС).
Истец полагает, что суд вынес судебное решение, основываясь на неверно установленных обстоятельствах, их интерпретации и предположениях в противоречие документальным доказательствам.
В письменных пояснениях на апелляционную жалобу ответчик апелляционную жалобу не признал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.12.2014 ООО "Краснодар Водоканал" и муниципальным казенным учреждением муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика" заключен договор N 384-П-2014 о подключении (технологическом присоединении) к сетям водоотведения объекта - газификация МБОУ СОШ 17 в г. Краснодаре, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Гастелло, 26 (пункт 3 договора N 384-П).
В соответствии с пунктом 1.1 договора, истец принял на себя обязательства по подготовке централизованной системы водоотведения к подключению и подключению объекта капитального строительства.
Одним из этапов подключения является исполнение сторонами условий договора о подключении в части выполнения мероприятий, необходимых для фактического присоединения объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения, и проверка сторонами выполнения этих мероприятий.
Заказчик обязался оплатить услуги по подключению объекта к системе водоотведения путем внесения платы в размере 8 240 руб. (подпункт 13 договора, приложение N 4 к договору).
Пунктом 14 договора заказчик принял на себя обязанность по внесению платы в следующем порядке:
в течение 15 дней с даты заключения договора 1 236,00 руб. в том числе НДС (18%);
в течение 90 дней с даты заключения договора 4 120,00 руб., в том числе НДС (18%);
в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта о подключении, но не позднее выполнения условий подключения 2 884,20 руб., в том числе НДС (18%).
На момент заключения договора действовали тарифы, утвержденные постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 14.01.2014 N 82 для ООО "Краснодар Водоканал": ставка за подключаемую нагрузку к сетям водоотведения в размере 41 200 руб. за 1 куб. м в сутки (с учетом НДС);
05.09.2019 ООО "Краснодар Водоканал" и МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" был подписан акт о подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованной системе водоотведения. Согласно акту, стоимость подключения с учетом НДС - 20% составила 8 379,66 руб.
15.09.2019 МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" направило в адрес ООО "Краснодар Водоканал" протокол разногласий к акту о подключении, в котором ссылается на то, что изменение цены контракта, заключенного до 01.01.2019, работы по которому приняты после 01.01.2019, в части ставки НДС может быть осуществлено в пределах, доведенных в соответствии с бюджетным законодательством РФ лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Полагая, что ввиду увеличения НДС на 2% в связи с вступлением в силу Закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ и повышением с 01.01.2019 размера ставки НДС с 18% до 20%, на основании подписанного сторонами акта об осуществлении технологического присоединения от 05.09.2019 общество имеет право на взыскание с учреждения разницы между размерами НДС, общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 той же статьи лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 3 статьи 18 Закона о водоснабжении).
В соответствии с положениями статьи 18 Закона о водоснабжении технологическое присоединение может быть исключительно платным.
Пунктом 4 статьи 26 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 утверждены типовые формы договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения.
Условия договора N 384-П-2014 от 30.12.2014 соответствуют условиям типового договора.
Обязательные для сторон в силу пунктов 4, 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия типовых договоров о подключении (технологическом присоединении) (утвержденных постановлением Правительства РФ N 645 от 29.07.2013) не предусматривают возможности бесплатного (безвозмездного) подключения (технологического присоединения) объектов заказчиков к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.
Стоимость платы за подключение (технологическое присоединение) объекта ответчика к централизованной системе холодного водоснабжения в соответствии с требованием части 13 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" рассчитана путем произведения величины заявленной заказчиком подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и действующего тарифа на подключение (технологическое присоединение).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой учитывал, в том числе, нормы НК РФ, ГК РФ, Закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
При повторном рассмотрении дела апелляционный суд учитывает следующее.
С 01.01.2019 общая ставка НДС, урегулированная в пункте 3 статьи 164 НК РФ, повышена Законом от 03.08.2018 N 303-ФЗ с 18% до 20%. При этом, пункт 4 статьи 5 Закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ в том числе предусматривает, что положения пункта 3 статьи 164 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 01.01.2019.
Таким образом, независимо от момента получения оплаты за товары (работы, услуги), отгруженные (выполненные, оказанные), переданные начиная с 01.01.2019, их реализация подлежит налогообложению НДС по ставке 20%.
Как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 31-П, в процессе производства и коммерческой реализации товаров (работ, услуг) расходы поставщика по уплате НДС в бюджет фактически перекладываются на покупателя, который, осуществляя, в свою очередь, реализацию полученного товара как поставщик, также получает компенсацию, но уже от последующего покупателя. Цепь переложения НДС завершается тогда, когда имеет место реализация товаров (работ, услуги) их потребителю, который и несет фактическое налоговое бремя НДС.
Исходя из пункта 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" допустимо взыскание НДС сверх цены работ, если он не был включен в расчет этой цены.
Соответственно, если стороны сделки не согласовали иного, поставщик товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных), в том числе переданных после 01.01.2019, имеет право на получение с покупателя НДС по ставке 20%.
Однако в настоящем деле, как правильно установил суд первой инстанции, договор от 30.12.2014 N 384-П-2014 о подключении (технологическом присоединении) к сетям водоотведения был заключен в рамках Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Как следует из пункта 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019), цена государственного контракта, согласно положениям части 2 статьи 34 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в общем случае является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. В пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017) разъяснено, что стороны государственного (муниципального) контракта по общему правилу не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным, если иное не следует из закона.
При этом часть 54 статьи 112 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 502-ФЗ) устанавливает, что до 01.10.2019 в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 01.01.2019, если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное данной частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Общество и учреждение дополнительных соглашений к договору от 30.12.2014 N 384-П-2014 в связи с увеличением с 01.01.2019 ставки НДС не заключали. Требований об изменении договора от 30.12.2014 N 384-П-2014 в порядке статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации общество к учреждению не предъявляло. Соответственно, общество не может истребовать с учреждения 139 рублей 66 копеек без достигнутого соглашения сторон и без наличия на то лимитов бюджетных обязательств.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 03.11.2020 N 309-ЭС20-9679 по делу N А50-14361/2019
Ранее такую же позицию занимали суды округов в постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 20.08.2020 по делу N А40-182112/2019, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.06.2020 по делу N А21-10903/2019, Арбитражного суда Уральского округа от 18.06.2020 по делу N А60-47147/2019, а также Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 30.09.2020 по делу N А53-37433/2019.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необоснованности заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем. Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.08.2020 по делу N А32-4036/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4036/2020
Истец: ООО "Краснодар Водоканал"
Ответчик: МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика", Муниципальное казенное учреждение муниципального образования г. Краснодар "Единая служба заказчика"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МО Г. КРАСНОДАР, Администрация муниципального образования город Краснодар