город Омск |
|
18 ноября 2020 г. |
Дело N А46-6478/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10736/2020) общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2020 по делу N А46-6478/2020 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" (ИНН 5503248039, ОГРН 1145543005442, 644042, Омская область, город Омск, проспект Карла Маркса, дом 41/15) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (ИНН 5503088113, ОГРН 1055504019768, 644001, Омская область, город Омск, улица 10 лет Октября, 98) о признании незаконным постановления от 25.03.2020 N 397/20,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" - Аванесова Н.В. по доверенности от 02.12.2019 N 119-12/329 сроком действия по 31.12.2020;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области - Аникевич Ю.С. по доверенности от 23.10.2020 сроком действия 1 год,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" (далее - заявитель, общество, ООО "ОЭК") обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление Роспотребнадзора Омской области) об отмене постановления от 25.03.2020 N 397/20 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.09.2020 по делу N А46-6478/2020 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает на противоречивость сведений о площадях жилых помещений и дома, приведенных в различных источниках. Согласно доводам жалобы при расчетах за потребленную электрическую энергию для ОДН применялась площадь жилых помещений и площадь мест общего пользования, предоставленная управляющей организацией, собственниками жилых помещений, а также переданная предыдущим гарантирующим поставщиком. По мнению общества, в действиях ООО "ОЭК" как ресурсоснабжающей организации не имеется нарушений действующего законодательства.
В письменном отзыве на жалобу заинтересованное лицо просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ООО "ОЭК" поддержаны доводы жалобы. Представитель Управления Роспотребнадзора Омской области высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу заявителя.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей общества и административного органа, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что 23.12.2019 специалистами Государственной жилищной инспекции Омской области при проведении внеплановой документарной проверки (акт от 23.12.2019 N 05-03-13/30) в отношении ООО "ОЭК" выявлено нарушение действующего законодательства. Указанное нарушение выразилось в том, что при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на ОДН ООО "ОЭК" использует площадь жилых помещений в размере 3794,40 кв. м. При этом по данным ООО "ОЭК" нежилые помещения отсутствуют.
В квитанциях за июнь, июль, август 2019 года по лицевому счету 04433030641 на оплату электрической энергии ОДН, представленных потребителю, площадь жилых и нежилых помещений составляет 3796,80 кв. м. Согласно сведениям, размещенным в ГИС ЖКХ, площадь жилых помещений МКД (г. Омск, пр. Мира, д. 30, корп. "в") составляет 3723,20 кв. м, площадь нежилых помещений - 57,9 кв. м. Согласно сведениям из анкеты многоквартирного дома по пр. Мира, д. 30 корп. "В" в г. Омске общая площадь дома 3723,20 кв. м, общая площадь жилых помещений - 3723,20 кв. м, общая площадь нежилых помещений 57,90 кв. м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 10.03.2020 площадь многоквартирного дома по пр. Мира, д. 30 корп. "в" в г. Омске составляет 4814,9 кв. м, нежилые помещения в указанном многоквартирном доме отсутствуют.
Согласно сведениям из технического паспорта по состоянию на 05.09.2001 на данные многоквартирный дом площадь здания - 4814,9 кв. м., общая площадь квартир здания - 3723,8 кв. м.
Указанные сведения поступили в Управление Роспотребнадзора Омской области, заключившее по ознакомлении с ними, что ООО "ОЭК" предоставляет собственникам многоквартирного жилого дома по адресу: г. Омск, пр. Мира, д. 30 корп. "в" неполную и недостоверную информацию о площадях жилых и нежилых помещений и их стоимости в платежных документах.
Указанное нарушение было зафиксировано в протоколе от 17.03.2020, которым действия общества квалифицированы как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением Управления Роспотребнадзора Омской области от 25.03.2020 N 397/20 ООО "ОЭК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Считая постановление незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем заявитель не согласился, реализовав право апелляционного обжалования принятого по делу решения.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Объективную сторону данного административного правонарушения образуют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей, Закон N 2300-1) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о защите прав потребителей отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским законодательством РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Российской Федерации.
Потребителем в силу положений Закона N 2300-1 признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Закона о защите прав потребителей).
В свою очередь, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 10 поименованного выше Закона).
В силу части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Согласно пункту 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в платежном документе указываются, в том числе:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований.
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в документах на оплату, а именно - квитанциях за июнь, июль, август 2019 года по лицевому счету 04433030641 на оплату электрической энергии ОДН, представленных потребителю, площадь жилых и нежилых помещений указана как 3796,80 кв. м.
Вместе с тем согласно сведениям Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства площадь жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Омск, пр. Мира, д. 30, корп. "в", составляет 3723,20 кв. м, площадь нежилых помещений - 57,9 кв. м. Согласно сведениям из анкеты многоквартирного дома по пр. Мира, д. 30 корп. "в" в г. Омске общая площадь жилых помещений - 3723,20 кв. м, общая площадь нежилых помещений - 57,90 кв. м.
Для целей учета жилищного фонда постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривалось составление технического паспорта как документа, подтверждающего характеристики того или иного объекта для целей учета и инвентаризации. Согласно сведениям технического паспорта по состоянию на 05.09.2001 на многоквартирный дом по адресу пр. Мира, д. 30 корп. "в" в г. Омске площадь здания составляет 4814,9 кв. м., общая площадь квартир здания - 3723,8 кв. м., площадь встроенных нежилых помещений - 57,90 кв. м.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции и административный орган пришли к обоснованному выводу о том, что ООО "ОЭК" собственникам многоквартирного жилого дома предоставлялась недостоверная информация об оказываемой услуге. Данные действия образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2018 N 303-АД18-5354 по делу N А37-2084/2017.
Начисление платы за коммунальную услугу (электроснабжение на общедомовые нужды) зависит от применяемой при расчете площади жилых и нежилых помещений, площади мест общего пользования. Применение недостоверных данных об указанных площадях влияет на размер платы; указание в платежных документах указанных недостоверных сведений ООО "ОЭК" является предоставлением потребителю недостоверной информации о стоимости услуги.
При этом судом апелляционной инстанции отмечается, что заявитель располагал информацией о противоречивом характере информации относительно площади, в силу чего был вправе принять меры к получению у компетентных органов или организаций достоверных сведений.
В свою очередь, доводы общества о том, что при расчетах за потребленную электроэнергию на ОДН применялись надлежащие (представленные уполномоченными субъектами) сведения о площадях жилых помещений и мест общего пользования, а также переданные предыдущим гарантирующим поставщиком, отклоняются, поскольку из собранных в деле доказательств не следует с определенностью, кем, когда были предоставлены данные сведения и в каком виде. Сведения анкеты многоквартирного дома, полученной с сайта https://www.reformagkh.ru/, представленной ГЖИ Омской области, и технического паспорта многоквартирного дома, находятся в состоянии взаимного соответствия. Сведения, примененные ООО "ОЭК" при описанных выше обстоятельствах, не совпадают ни с одним источником, на который ссылается общество.
Событие административного правонарушения следует считать установленным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО "ОЭК" в допущенном административном правонарушении выражается в том, что у общества имелась возможность для соблюдений указанных выше норм и правил, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства обратного в материалах административного дела отсутствуют.
Порядок производства по делу об административном правонарушении Управлением Роспотребнадзора Омской области соблюден, существенных нарушений, влекущих безусловную отмену судом постановления административного органа, не усматривается.
Административное наказание назначено административным органом в пределах санкции части 1 статьи 14.8 КоАП РФ в минимальном размере (5 000 руб.) с учетом всех обстоятельств дела и давностного срока привлечения к административной ответственности. Назначенное заявителю наказание по своему размеру и виду отвечает целям административного наказания, установленным статьей 3.1 КоАП РФ.
Наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Оставив без удовлетворения требования заявителя, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение. Доводы апелляционной жалобы не указывает на наличие оснований для несогласия с выводами суда первой инстанции и административного органа.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2020 по делу N А46-6478/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6478/2020
Истец: ООО "ОМСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ