г. Москва |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А40-27096/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
Т.Б.Красновой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ МРО ФСС РФ (филиал N 38) на решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.08.2020 по делу NА40-27096/20 (107-449) судьи Ларина М.В.
по заявлению ООО "ВЕНТРА ЭМПЛОЙМЕНТ"
к ГУ МРО ФСС РФ (филиал N 38)
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Желтикова С.П. по дов. от 11.02.2020; |
от ответчика: |
Грозина Л.В. по дов. от 23.09.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВЕНТРА ЭМПЛОЙМЕНТ" (далее - страхователь, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к ГУ МРО ФСС РФ (филиал N 38) (далее - учреждение, фонд) с требованием о признании недействительными:
- решения от 04.12.2019 N 148 с/с о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части не принятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в размере 1 517 043,07 руб. (далее - решение N 148 с/с),
- решения от 04.12.2019 N 148 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов в части начисления недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 36 831,78 руб., соответствующих пеней и штрафа (далее - решение N 148),
- решения от 04.12.2019 N 148 н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательное социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части начисления недоимки по страховым взносам на обязательное социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3 080 руб., соответствующих пеней и штрафа (далее - решение N 148 н/с).
Решением арбитражного суда 31.08.2020 указанные требования удовлетворены в полном объеме, поскольку суд пришел к выводу о том, что решение является незаконным и необоснованным и нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Обществом представлен письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в данном отзыве.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, фонд проводил выездную проверку страхователя по вопросу правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
После окончания проверки составлены акты выездной проверки от 04.12.2019 N 148 с/с и N 148 н/с, рассмотрены материалы проверки и вынесены решения от 04.12.2019 N 148 с/с, N 148, N 148 н/с, которыми Фонд:
- не принял к зачету расходы на выплату страхового обеспечения в виде пособия по нетрудоспособности, по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет на общую сумму 1 949 847,69 р. в виду отсутствия оригиналов листков нетрудоспособности;
- начислил и предложил уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страховые взносы на материнство) в размере 57 915,91 руб. и штраф в размере 11 583,18 руб.;
- начислил и предложил уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы на травматизм) в размере 4 056,68 р., пени в сумме 345,78 руб., штраф в размере 811,34 руб.
Основанием для отказа в зачете и начислении недоимки, пени и штрафов по страховым взносам на материнство и на травматизм явилось не представление страхователем в ходе проверки на требование Фонда в подтверждении понесенных расходов на выплату пособий оригиналов листков нетрудоспособности.
Общество оспаривает решения в части не принятия к зачету расходов на выплату пособий на сумму 1 517 043,07 руб., соответствующую этим расходам недоимку по страховым взносам, пени и штрафы, указывая на представление в подтверждении факта наступления страховых случаев с работниками, периодов нетрудоспособности и несения расходов на указанную сумму иных документов, в том числе:
- копий корешков листков нетрудоспособности в виду утраты их оригиналов;
- ответов медицинских учреждений, содержащих сведения о выданных листах нетрудоспособности, с указанием серий и номеров листков нетрудоспособности, ФИО работников, которым были выданы листки нетрудоспособности, периодов нетрудоспособности;
- копии расчетных листков сотрудников общества на выплату им пособия.
Не согласившись с оспариваемым решением фонда, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Согласно п.1 ст.13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закона N 255-ФЗ) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица на основании закрытого перечня документов, в том числе листка нетрудоспособности.
Страхователь обязан назначить пособие по временной нетрудоспособности в течение 10 дней со дня обращения застрахованного лица с заявлением и необходимыми документами и не вправе отказать в назначении и выплаты пособий в случае представления с заявлением полного комплекта документов перечисленных в ст.13 Закона N 255-ФЗ.
После назначения и выплаты указанных выше пособий страхователь в соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) вправе уменьшить сумму начисленных за определенный период страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения, то есть на суммы выплаченных застрахованным лицам (работникам) пособий.
Произведенный страхователем зачет выплаченных пособий (понесенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения) в счет уменьшения суммы начисленных к уплате в ФСС страховых взносов может быть проверен территориальными органами Фонда социального страхования на основании п/п.1 п.1 ст.4.2 Закона N 255-ФЗ.
Также фонд вправе на основании п/п.4 п.1 ст.4.2 этого закона не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
В силу п.1 Приказа Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" (далее - Порядок) документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.
В соответствии с п.18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
По вопросу документального подтверждения расходов на цели государственного социального страхования на выплату пособий установленных Законом N 255-ФЗ.
Из анализа перечисленных выше положений Закона N 255-ФЗ и Порядка следует, что условиями необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются:
- наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений;
- документальное подтверждение наступления страхового случая;
- документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу, исчисление и уплата страховых взносов.
Согласно п.п.1, 2, 5 Порядка документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности. Листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации и работающим по трудовым договорам.
Вместе с этим, сам по себе факт отсутствия оригинала листка нетрудоспособности в виду их утраты страхователем, при наличии иных документов достоверно подтверждающих наступление страхового случая, не может служить основанием для Фонда не принимать понесенные страхователем расходы на выплату пособий, в виду следующего.
Медико-социальная помощь, гарантируемая гражданам Российской Федерации законодательством об охране здоровья, оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Государственной гарантией оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является ее финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования, а также бюджетных средств.
Таким образом, получение страхователем ответов медицинских учреждений, содержащих сведения о выданных листах нетрудоспособности, с указанием серий и номеров листков нетрудоспособности, ФИО работников, которым были выданы листки нетрудоспособности, периодов нетрудоспособности, с учетом отсутствия возможности повторного получения листка нетрудоспособности в связи с его утратой, является в силу Порядка и Закона надлежащим подтверждением наступления страхового случая.
Иными документами подтверждающими правомерность несения расходов на выплату работникам - застрахованным лицам пособий, кроме ответов медицинских учреждений, являются трудовые договора с этими работниками и расчетные ведомости, подтверждающие выплату им пособия.
Указанный вывод соответствует позиции изложенной в определениях СКЭС ВС РФ от 12.12.2014 N 309-КГ14-5016, от 27.09.2018 N 307-КГ18-14530.
Установлено, что заявитель представил фонду в ходе выездной проверке документы, в том числе ответы медицинских учреждений, с указанием номера и серии листков нетрудоспособности, корешки листков нетрудоспособности, трудовые договора и приказы на работников, которым были выплачены пособий, расчетные ведомости на выплату пособий.
Указанные документы в совокупности подтверждают правомерность несения заявителем расходов на выплату пособий работникам в 2016 году на сумму 1 517 043,07 руб., сам по себе факт отсутствия оригиналов листков нетрудоспособности при наличии данных документов не может являться основанием для ФСС признавать неправомерным понесенные расходы и начислять в связи с этим страховые взносы.
Установлено, что общество надлежащим образом доказало правомерность несения им расходов на выплату пособий на сумму 1 517 043,07 руб., в связи с чем, отказ фонда в принятии к зачету расходов на выплату пособий по причине отсутствия оригиналов листков нетрудоспособности с учетом представления ответов медицинских учреждений и иных документов является необоснованным, а решения от 04.12.2019 N 148 с/с, N 148, N 148 н/с в оспариваемой части незаконными.
Поскольку в оспариваемое решение фонда нарушает права и законные интересы заявителя, а также создает обществу препятствия для осуществления обычной хозяйственной деятельности, то апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.08.2020 по делу N А40-27096/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-27096/2020
Истец: ООО "ВЕНТРА ЭМПЛОЙМЕНТ"
Ответчик: ГУ Московское региональное отделение ФСС РФ филиал N 38