г. Самара |
|
18 ноября 2020 г. |
Дело N А65-13652/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Митиной Е.А., Ястремского Л.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шлычковой Ю.Н.,
при участии:
от истца - Индивидуального предпринимателя Гусейнова Балакиши Али-оглы - представитель Куликов А.В., по доверенности от 01.02.2020;
в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 ноября 2020 года в зале N 6 апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гусейнова Балакиши Али-оглы на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.09.2020, по делу N А65-13652/2020 (судья Гиззятов Т.Р.)
по иску Индивидуального предпринимателя Гусейнова Балакиши Али-оглы, г. Альметьевск, (ОГРН 307164403600124, ИНН 164409402500),
к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, г. Альметьевск, (ОГРН 1051605067172, ИНН 1644035822),
к Палате земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района, г. Альметьевск, (ОГРН 1061644004487, ИНН 1644036551), об обязании заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов на земельном участке площадью 500 кв.м, с кадастровым номером 16:45:040105:1012, расположенном по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, г. Альметьевск, ул. Р. Фахретдина, Северо-западнее ООО АРПП "Юго-Восток", находящимся в государственной собственности на новый срок до 01.07.2025 (последнее продление 15.12.2015), начиная с 04.09.2015,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Гусейнов Балакиши Али-оглы обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, к Палате земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района об обязании заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов на земельном участке площадью 500 кв.м, с кадастровым номером 16:45:040105:1012, расположенном по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, г. Альметьевск, ул. Р. Фахретдина, Северо-западнее ООО АРПП "Юго-Восток", находящимся в государственной собственности на новый срок до 01.07.2025 (последнее продление 15.12.2015), начиная с 04.09.2015.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.09.2020, по делу N А65-13652/2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, исковые требования удовлетворить.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: WWW.11ааs.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя Гусейнова Балакиши Али-оглы апелляционную жалобу поддержал, решение суда считает незаконным и необоснованным, просил его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителя истца, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, 29.08.2019 истец письмом N 13581/дог обратился к ответчику с просьбой о предоставлении ему на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 16:45:040105:1012, площадью 500 кв.м, расположенном по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, г. Альметьевск, ул. Р. Фахретдина, Северо-западнее ООО АРПП "Юго-Восток".
09.10.2019 исполком письмом N 12144/203 дал ответ о том, что отсутствуют основания для предоставления права на размещение нестационарного торгового объекта, а также заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции со ссылкой на нормы статей 39.1, 39.6, 39.20, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации обосновано отказал в иске исходя из следующего.
Как следует из пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В силу части 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 28.12.2009 между Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (арендодатель) и ИП Гусейновым Б.А.О. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N МС04-071-1332-ООП, согласно которому арендодатель передаёт а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:45:040105:1012, площадью 500 кв.м, расположенном по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, г. Альметьевск, ул. Р. Фахретдина, Северо-западнее ООО АРПП "Юго-Восток".
28.12.2009 по акту приёма-передачи данный земельный участок передан арендатору.
Дополнительными соглашениями от 18.12.2012, от 19.11.2013, от 15.12.2014 срок действия договора аренды продлевался соответственно до 28.12.2013, до 28.12.2014, до 28.12.2015.
27.10.2015 истец письмом обратился к ответчику о пролонгации договора аренды на 20 лет.
10.11.2015 исполком письмом N 11859/2-11 указал на необходимость представления дополнительных доказательств, свидетельствующих о регистрации права собственности на объект недвижимости на данном земельном участке.
17.03.2016 Росреестром РФ по РТ дан ответ истцу о том, что управление земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляется соответствующими муниципальными образованиями.
05.07.2019 постановлением N 67 в пункт 1 схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Альметьевска, утверждённой постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 18.01.2019 N 06 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Альметьевска" дополнена, в том числе строкой 39 следующего содержания: наименование объекта - ул. Р. Фахретдина, Северо-западнее ООО АРПП "Юго-Восток", ассоритмент реализуемого товара - общественное питание, тип объекта - павильон, площадь - до 500 кв.м, оказание услуг до 5 лет.
29.08.2019 исполком письмом N 12144/203 ответил предпринимателю о том, что отсутствуют основания для предоставления права на размещение нестационарного торгового объекта, а также заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов.
03.09.2019 исполком письмом N 10674/203 ответил истцу о том, что вопрос о предоставлении права на размещение нестационарного торгового объекта будет разрешен после получения ответов на запросы исполкома от соответствующих служб.
10.04.2020 исполком письмом N 4305/203 ответил истцу о том, что для расторжения ранее заключенного договора аренды необходимо освободить земельный участок от строений и передать его свободным по акту приёма-передачи.
Решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 23.06.2014 по делу N 2-1985 в удовлетворении исковых требований ИП Гусейнова Б.А.О. к исполкому о признании права собственности на недвижимое имущество (кафе-закусочная), находящееся по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, г. Альметьевск, ул. Р. Фахретдина, Северо-западнее ООО АРПП "Юго-Восток", отказано.
Основанием для отказа послужил вывод суда общей юрисдикции о том, что данное строение имеет признаки самовольной постройки, поскольку возведено на земельном участке, предоставленном для размещения временной постройки, а также отсутствуют документы о том, что данное строение отвечает достаточной степенью надёжности и не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно пунктам 1 и 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, а так же в случае если разрещенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Истцом на не предназначенном для этого земельном участке, без получения разрешительной документации, осуществлено самовольное строительство объекта недвижимости. Факт создания самовольной постройки не влечет возникновение у истца права на получение испрашиваемого земельного участка в аренду на преимущественном праве, вне зависимости от того, что объект недвижимости прошел кадастровый учет. Аналогичной правовой позиции придерживается Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (постановление от 17.09.2019 по делу N А65-8135/2019) и Арбитражный суд Поволжского округа (постановление от 30.05.2019 по делу N А65- 21633/2018).
Довод предпринимателя о наличии преимущественного права на заключение договора без проведения торгов, правомерно отклонен судом первой инстанции как несостоятельный, не позволяющий заключать договор размещения нестационарного торгового объекта с нарушением установленной процедуры, без проведения аукциона.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, которая разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции верно отметил, что ранее размещение нестационарных торговых объектов осуществлялось путем оформления прав землепользования, в том числе путем заключения договора аренды земельного участка с целью размещения на нем нестационарного торгового объекта.
С 01.03.2015 реализация права на размещение нестационарного торгового объекта производится без оформления прав землепользования - на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно статье 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации порядок и условия размещения нестационарных торговых объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Таким нормативным правовым актом на территории Республики Татарстан является Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2016 N 553 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена", которым в качестве общего условия размещения нестационарного торгового объекта предусмотрено проведение аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, за установленными исключениями.
Пунктом 4.1 Постановления Исполкома муниципального образования "г. Альметьевск" Альметьевского муниципального района от 17.06.2015 N 19 "Об утверждении Положения о порядке размещения сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Альметьевска" (далее - постановление) право размещения сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Альметьевска приобретается по результатам проведения открытых аукционов по продаже права на размещение сезонных нестационарных торговых объектов на территории г. Альметьевска.
В соответствии с пунктом 4.2 постановления размещение сезонных нестационарных торговых объектов на территории г. Альметьевска осуществляется путем проведения торгов в форме открытого аукциона по продаже права на размещение сезонных нестационарных торговых объектов.
Согласно пункту 4.3 постановления основанием для установки (монтажа) субъектом торговли сезонного нестационарного торгового объекта на территории г. Альметьевска является заключенный с уполномоченным органом исполнительного комитета района договор купли-продажи права на размещение сезонного нестационарного торгового объекта на территории г. Альметьевска (далее - договор) по форме согласно приложению N 3 к настоящему постановлению. Договор на размещение передвижных средств развозной и разносной уличной торговли заключается на срок не более одного года.
Таким образом, с учетом изложенного отказывая в иске суд первой инстанции верно установил, что возможность пролонгации договора на размещение нестационарного торгового объекта договорами не предусмотрена, а новые договоры на размещение нестационарного торгового объекта не заключены.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для отказа в иске.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.09.2020, по делу N А65-13652/2020, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266-271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.09.2020, по делу N А65-13652/2020 - оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гусейнова Балакиши Али-оглы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
Е.А. Митина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13652/2020
Истец: ИП Гусейнова Балакиши Али-оглы, г.Альметьевск, Представитель Куликов Анатолий Владимирович
Ответчик: Администрация Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, г.Альметьевск, Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района, г.Альметьевск
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд