г. Чита |
|
18 ноября 2020 г. |
Дело N А19-3244/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 сентября 2020 года по делу N А19-3244/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Иркутска (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697, далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению судебного департамента в Иркутской области (ОГРН 1033801007404, ИНН 3808050255, далее - ответчик, УСД в Иркутской области) о взыскании финансовых санкций в размере 11 000 руб. 00 коп. за непредставление страхователем в установленный срок сведений о страховом стаже застрахованных лиц за отчетные периоды - декабрь 2018 года, январь-апрель 2019 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 сентября 2020 года по делу N А19-3244/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой, не приводя доводов о несогласии по существу с обжалуемым решением, просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме.
Ответчик в отзыве полагал жалобу необоснованной.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 24.10.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
От заявителя поступило ходатайство о замене стороны по делу - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Иркутска на Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1, мотивированное тем, что на основании Постановления Правления ПФР от 30.12.2019 года N 751п "О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Иркутской области" Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска и Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска с 08.05.2020 года прекратили свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Иркутска. В учредительные документы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Иркутска были внесены изменения, в соответствии с которыми новое официальное полное наименование юридического лица: Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1.
В обоснование ходатайства истцом представлены копии Постановления Правительства от 30.12.2019 г. N 751п, свидетельства о постановке на учет, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.06.2020 года.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Частью 2 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте, который может быть обжалован.
Таким образом, ходатайство о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в Управление Пенсионного фонда по телекоммуникационным каналам связи ответчиком в установленный законом срок представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исх.) за отчетные периоды - декабрь 2018 года, январь-апрель 2019 года. Данный факт подтверждается извещениями о доставке от 11.01.2019, от 06.02.2019, от 11.03.2019, от 09.04.2019, от 14.05.2019 и никем из сторон не оспаривается. Далее, 13.08.2019 и 09.09.2019 страхователем в Управление Пенсионного фонда были направлены сведения формы СЗВ-М (доп.) за указанные периоды в отношении застрахованных лиц, которые отсутствовали в исходных формах.
Ссылаясь на несоблюдение ответчиком установленного законом срока, Пенсионный фонд составил акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.08.2019 N 048S18190022073, от 16.09.2019 N 048S18190023632, от 16.09.2019 N 048S18190023633, от 16.09.2019 N 048S18190023634, от 16.09.2019 N 048S18190023635.
На основании данных актов заместителем начальника Управления Пенсионного фонда были приняты решения N 048S19190022809 от 27.09.2019, N 048S19190025319 от 30.10.2019, N 048S19190025320 от 30.10.2019, N 048S19190025321 от 30.10.2019 и N 048S19190025322 от 30.10.2019 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа на общую сумму 11 000 руб. 00 коп.
Требованием от 22.10.2019 N 048S01190027708 должнику предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций в срок до 12.11.2019, требованиями от 25.11.2019 NN 048S01190030467, 048S01190030468, 048S01190030469, 048S01190030470 - в срок до 13.12.2019.
Ввиду неуплаты ответчиком в добровольном порядке суммы штрафа, управление Пенсионного фонда обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии основания для удовлетворения заявленных требований.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) УСД в Иркутской области является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 2 статьи 14 данного Закона страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
На основании статьи 8 Федерального закона от 01.04.2006 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователи представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы, и за которых он уплачивает страховые взносы.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в органы пенсионного фонда соответствующие сведения о каждом работающем у него застрахованном лице. Такие сведения подаются по формам СЗВ-М (исх.), СЗВ-М (доп.), СКВ-М (кор.).
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) необходимые сведения по форме СЗВ-СТАЖ.
Согласно абзацу третьему статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление данных сведений к страхователю могут быть применены финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, исходные сведения СЗВ-М (исх.) за отчетные периоды - декабрь 2018 года, январь-апрель 2019 года на застрахованных лиц представлены в Пенсионный фонд посредством электронного документооборота 11.01.2019, 06.02.2019, 11.03.2019, 09.04.2019, 14.05.2019, т.е. в установленный законом срок, что никем из сторон не оспаривается.
13.08.2019 и 09.09.2019 страхователем в Управление Пенсионного фонда были направлены сведения формы СЗВ-М (доп.) за указанные периоды в отношении застрахованных лиц сведения, в отношении которых в исходной форме отражены не были.
На основании статьи 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Вступившая в силу с 19.02.2017 Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, предусмотрела освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).
В соответствии с абзацем третьим пункта 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058п утверждены Требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ (приложение N 6 к Постановлению).
Согласно данному приложению акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете не составляется в случае, если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.
Основанием для привлечения страхователя к ответственности послужил вывод Пенсионного фонда о предоставлении УСД в Иркутской области дополняющих форм СЗВ-М (доп.) за отчетные периоды - декабрь 2018 года, январь-апрель 2019 года, за пределами установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока, что отражено в решениях N 048S19190022809 от 27.09.2019, N 048S19190025319 от 30.10.2019, N 048S19190025320 от 30.10.2019, N 048S19190025321 от 30.10.2019 и N 048S19190025322 от 30.10.2019.
Требованием от 22.10.2019 N 048S01190027708 должнику предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций в срок до 12.11.2019, требованиями от 25.11.2019 NN 048S01190030467, 048S01190030468, 048S01190030469, 048S01190030470 - в срок до 13.12.2019.
Ввиду неуплаты ответчиком в добровольном порядке суммы штрафа, Управление Пенсионного фонда в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ обратилось с рассматриваемым заявлением в суд.
Между тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 07.05.2020 по делу N А19-2615/2020, оставленным без изменения Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2020, решения N 048S19190022809 от 27.09.2019, N 048S19190025319 от 30.10.2019, N 048S19190025320 от 30.10.2019, N 048S19190025321 от 30.10.2019 и N 048S19190025322 от 30.10.2019 о привлечении ответчика к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования признаны незаконными, нарушающими права и законные интересы страхователя.
При рассмотрении дела N А19-2615/2020 суды пришли к выводу, что, представив сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М ("доп."), заявитель тем самым реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный отчетный период, самостоятельно откорректировав их путем представления дополнительных форм в пределах срока, установленного пунктом 37 Инструкции, в связи с чем у пенсионного фонда отсутствовали основания для привлечения ответчика к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика финансовой санкции.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Заменить заявителя Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Иркутска на правопреемника - Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1.
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 сентября 2020 года по делу N А19-3244/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3244/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска, ГУ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ N 1
Ответчик: Управление Судебного департамента в Иркутской области