г. Вологда |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А13-3458/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 ноября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области Садинова Т.М. по доверенности от 10.02.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Экскавация" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 августа 2020 года по делу N А13-3458/2020,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Экскавация" (ОГРН 1023501240762, ИНН 3528008204; адрес: 162604, Вологодская область, город Череповец, Кирилловское шоссе, дом 80ж; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (ОГРН 1023500877949, ИНН 3525108200; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 65; далее - департамент) о признании незаконными решения от 02.12.2019 N 117, действий в части нарушения сроков рассмотрения заявления от 14.11.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "СТРОЙТЕХСНАБ" (далее - ООО "СТРОЙТЕХСНАБ").
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 12 августа 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Указывает на то, что суд необоснованно посчитал пропуск департаментом сроков, предусмотренных Административным регламентом предоставления государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения, утвержденного приказом департамента от 30.10.2017 N 829 (далее - Административный регламент), несущественным нарушением закона. Полагает, что обществом не пропущен срок для подачи в суд заявления об оспаривании ненормативного акта государственного органа. Считает, что нарушение сроков предоставления услуги является основанием для признания судом действий государственного органа незаконными.
Департамент в отзыве и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ООО "СТРОЙТЕХСНАБ" отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Общество и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя департамента, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, общество 14.11.2019 обратилось в департамент с заявлением о предоставлении государственной услуги по оформлению, регистрации и выдаче лицензий на пользование недрами с целью геологического изучения, поисков и оценки песка строительного и смеси песчано-гравийной на участке недр "Поповка" в Череповецком муниципальном районе.
По результатам рассмотрения заявления и представленных документов департаментом на основании пункта 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) вынесено решение об отказе в предоставлении права на геологическое изучение (поиски и оценка) полезного ископаемого от 02.12.2019 N 117.
Письмом от 05.12.2019 N 08-8109/19 департамент уведомил общество об отказе в выдаче лицензии на пользование недрами, поскольку представленный в комплекте документов договор о намерениях от 06.11.2019 между обществом и обществом с ограниченной ответственностью "ВолГеоКом" заключен на производство определенных в нем видов работ в отношении участка недр "Барское".
Не согласившись с решением и действиями департамента, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, не усмотрев оснований для признания оспариваемых решения и действий незаконными, а также установив пропуск заявителем срока на обращение в суд, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ, заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу частей 1 и 2 статьи 117 АПК РФ, процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При этом в статье 115 АПК РФ определено, что лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Довод подателя жалобы, что вывод о пропуске обществом срока обращения в суд обоснован судом ссылкой на устные пояснения департамента, противоречит содержанию обжалуемого решения.
Названный вывод мотивирован судом тем, что о нарушении своих прав оспариваемыми действиями и решением по отказу в предоставлении лицензии общество узнало 11.12.2019, когда генеральный директор общества получил в департаменте на руки документы к заявлению от 14.11.2019 N 52, о чем имеется расписка от 11.12.2019 (том 2, лист 7).
После возврата обществу представленных в департамент с заявлением от 14.11.2019 N 52 документов заявитель должен был узнать об отказе в предоставлении государственной услуги, иного обществом не доказано.
Ввиду указанного обстоятельства сама по себе ссылка заявителя на получение оспариваемого решения департамента по почте 15.12.2019 не опровергает вывод суда о том, что о нарушении своих прав заявителю должно было быть известно 11.12.2019.
Вместе с тем заявление направлено обществом в суд 12.03.2020, то есть с пропуском установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока. Ходатайство о восстановлении процессуального срока не заявлено.
Как правомерно отметил суд первой инстанции, пропуск срока подачи заявления об оспаривании ненормативного акта государственного органа, его действий в отсутствие оснований для его восстановления является самостоятельной и достаточной причиной отказа в удовлетворении заявленных требований.
Вместе с тем суд первой инстанции пришел к верным выводам и относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя по существу.
В силу пункта 6 статьи 10.1 Закона 2395-1, одним из оснований возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом.
Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (статья 11 названного Закона).
На основании статьи 4, пунктов 1, 2 статьи 16 Закона N 2395-1, пункта 2 статьи 5 Закона Вологодской области от 27.02.2006 N 1415-ОЗ "О разграничении полномочий в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, использования и охраны недр, экологической экспертизы, обращения с радиоактивными отходами между органами государственной власти области", пункта 1 Порядка пользования участками недр местного значения на территории Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 03.05.2011 N 452 (далее - Порядок N 452), пунктов 1.1, 3.1.6.2 Положения о департаменте, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 05.04.2010 N 362, в Вологодской области департамент является уполномоченным органом по принятию решений о предоставлении в пользование участков недр местного значения.
В силу пункта 3 статьи 14 Закона N 2395-1 Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в случае, когда заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.
Согласно подпункту 2.6.1 пункта 2.6. Административного регламента, для предоставления государственной услуги по оформлению, регистрации и выдаче лицензий на пользование недрами заявитель представляет, в том числе данные о технических и технологических возможностях заявителя, а также других организаций, привлекаемых им в качестве подрядчиков, а именно: -сведения о наличии у заявителя технических средств и технологий, необходимых для безопасного и эффективного ведения работ; копии договоров (предварительных договоров), заключенных заявителем с другими организациями, привлекаемыми в качестве подрядчиков для выполнения намечаемых видов работ, связанных с предполагаемым недропользованием; сведения о наличии у привлекаемых организаций технических средств и технологий, необходимых для безопасного и эффективного ведения работ.
Обществом в составе документов к заявлению от 14.11.2019 представлен договор о намерениях от 06.11.2019, заключенный с ООО "ВолГеоКом" (исполнитель).
Пунктами 1.1, 1.3 указанного договора согласовано, что после получения лицензии на пользование недрами с целью геологического изучения на участке недр "Поповка" ООО "ВолГеоКом" обязуется выполнить разработку проекта на производство геологоразведочных работ на участке недр "Барское" в Сокольском районе, представление на экспертизу в территориальную комиссию по запасам полезных ископаемых Вологодской области материалов оценки запасов строительных песков на участке недр "Барское" по категории не ниже С1.
Поскольку представленный договор применительно к рассматриваемому участку недр не подтверждал данные о технических и технологических возможностях заявителя, а также других организаций, привлекаемых им в качестве подрядчиков, у департамента имелись основания для отказа обществу в предоставлении лицензии на основании части 3 статьи 14 Закона N 2395-1.
Таким образом, позиция подателя жалобы о представление в департамент полного пакета документов для выдачи лицензии противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Доводы заявителя об опечатке в договоре со ссылкой на дополнительное соглашение к нему от 16.12.2019 правомерно отклонены судом, поскольку дополнительное соглашение заключено после вынесения оспариваемого решения департамента.
На дату рассмотрения департаментом представленных обществом документов наличие опечатки не являлось очевидным, поскольку договор от 06.11.2019 подписан обеими его сторонами без разногласий. Запрос от заявителя дополнительных документов Административным регламентом не предусмотрен.
Ссылка заявителя на указание в решении от 02.12.2019 иной организационно-правовой формы общества правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку в материалы дела представлено решение от 31.03.2020 о внесении изменений в решение от 01.12.2019 N 117, что не противоречит положениям статьи 7.1 Закона N 2395-1.
Доводы общества о нарушении департаментом срока рассмотрения его заявления судом отклонены.
Согласно пункту 2.4 Административного регламента, срок предоставления государственной услуги по оформлению, регистрации и выдаче лицензий на пользование недрами составляет не более 60 календарных дней со дня поступления заявления и прилагаемых документов в департамент.
Указанный срок на дату принятия оспариваемого решения департамента не истек.
Общество ссылается на нарушение ответчиком сроков, установленных пунктом 3.1.3.4 Административного регламента.
Согласно названному пункту, при поступлении заявления и прилагаемых документов ответственный исполнитель в течение 4 календарных дней с даты поступления в отдел геологии и использования недр, а в случае направления межведомственных запросов - со дня поступления запрашиваемых сведений (документов) проверяет заявление и все представленные документы на наличие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных подпунктом 2.9.2 пункта 2.9 настоящего административного регламента, и в случае:
наличия оснований, предусмотренных подпунктом 2.9.2 пункта 2.9 настоящего административного регламента, в течение 5 календарных дней готовит проект письма заявителю об отказе в предоставлении государственной услуги с указанием причин отказа за подписью начальника департамента или лица, его замещающего;
отсутствия оснований, предусмотренных подпунктом 2.9.2 пункта 2.9 настоящего административного регламента, ответственный исполнитель в течение 5 календарных дней:
- готовит проект письма заявителю о необходимости проведения аукциона на право пользования участком недр местного значения за подписью начальника Департамента или лица, его замещающего (в случае необходимости предоставления государственной услуги по результатам аукциона в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 11 августа 2003 года N 756 "О порядке проведения конкурсов (аукционов) на право пользования участками недр на территории Вологодской области").
В проекте письма указывается, включен ли данный участок недр в утвержденный на текущий год перечень участков недр местного значения или требуется внесение заявленного участка недр в проект перечня участков недр местного значения для последующего согласования и утверждения;
- передает заявление и прилагаемые документы на рассмотрение в Комиссию по лицензированию (в случае предоставления государственной услуги на заявительной (бесконкурсной) основе).
Согласно пункту 3.1.3.6 Административного регламента, максимальный срок выполнения административной процедуры составляет не более 10 календарных дней со дня поступления заявления и прилагаемых документов в отдел геологии и использования недр.
Таким образом, указанные сроки установлены применительно к процедуре, регламентируемой в разделе 3.1.3 Административного регламента. При исчислении совокупного срока оказания государственной услуги необходимо учитывать также сроки, установленные иными разделами.
Так, пунктом 3.1.2.4 Административного регламента установлен максимальный срок выполнения административной процедуры приема и регистрации заявления и прилагаемых к нему документов - не более 3 календарных дней со дня поступления заявления и прилагаемых документов.
Пунктом 3.1.4.4 Административного регламента установлен максимальный срок выполнения административной процедуры рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов в комиссии по лицензированию составляет не более 9 календарных дней.
Поскольку заявление общества рассматривалось комиссией по лицензированию, при исчислении периода оказания государственной услуги необходимо учитывать все перечисленные сроки общей продолжительностью 22 календарных дня (3+10+9).
Рассмотрение заявления общества осуществлено комиссией 02.12.2019, уведомление об отказе в предоставлении лицензии оформлено 05.12.2019, то есть с соблюдением указанного выше срока.
Ввиду изложенного доводы общества о нарушении департаментом сроков рассмотрения заявления от 14.11.2019 не могут быть признаны обоснованными.
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, поскольку имелись основания для отказа обществу в предоставлении лицензии на право пользования недрами, пропуск срока, установленного для рассмотрения заявления и уведомления об отказе, в отсутствие доказательств иного не нарушает прав общества в предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает верным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 августа 2020 года по делу N А13-3458/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Экскавация" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-3458/2020
Истец: ОАО "Экскавация"
Ответчик: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области
Третье лицо: ООО "СтройТехСнаб"