г. Саратов |
|
18 ноября 2020 г. |
Дело N А57-7787/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 16.11.2020 года.
Полный текст постановления изготовлен - 18.11.2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 сентября 2020 года по делу N А57-7787/2020 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению Публичного акционерного общества "Т Плюс" (143421, Московская обл., Красногорский р-н, автодорога Балтия, территория 26 км бизнес-центр Рига-Ленд, строение 3, офис 506, ОГРН: 1056315070350, ИНН: 6315376946)
Заинтересованные лица: Государственная жилищная инспекция Саратовской области (410012, г. Саратов, улица им. Челюскинцев, д. 114, ОГРН: 1026402664353, ИНН: 6452057998); Еремеева Любовь Михайловна
о признании незаконным предписания.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - ГЖИ, Инспекция) от 03.03.2020 N 59-05-05.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 01.09.2020 года заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Государственная жилищная инспекция Саратовской области не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
ПАО "Т Плюс" представило письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 22.10.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Государственной Жилищной инспекцией Саратовской области на основании распоряжения от 30.01.2020 N 121-05-07 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ПАО "Т Плюс" на предмет соблюдения обязательных требований при начислении платы за коммунальную услугу отопление и горячее водоснабжение по многоквартирному дому по адресу: г. Саратов, ул. Строителей, 76а.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт проверки N 174-05-06 от 03.03.2020.
На основании акта проверки Обществу выдано предписание о выполнении работ по устранению выявленных нарушений при начислении платы за коммунальные услуги за N 59-05-05 от 03.03.2020.
Согласно предписанию Обществу вменено в обязанность в срок до 30.06.2020 произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за июнь, июль 2019 года в соответствии с требованиями п. 54 Правил N 354, а именно:
- удельный расход тепловой энергии, использованной за расчетный период в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определить по формуле 20.1 приложения N 2 к Правилам;
- размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определить по формуле 20 приложения N 2 к Правилам.
ПАО "Т Плюс", полагая, что предписание от 03.03.2020 N 59-05-05 не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание от 03.03.2020 N 59-05-05 является недействительным, т.к. в спорном доме тепловая энергия самостоятельно не приготавливается, в связи с чем, прибор учета используемого для приготовления тепловой энергии ресурса отсутствует. В этой связи предписание Инспекции выдано без учета того обстоятельства, что Обществом формула 20 приложения к Правилам N 354 применяется в соответствии с условиями ее применения, а именно выставления платы потребителям за тепловую энергию в составе платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению и отсутствия прибора учета ресурса на производство тепловой энергии.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения (включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме), взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Во исполнение части 1 статьи 354 Жилищного кодекса РФ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В ходе проверки административным органом установлено, что в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, пр-т Строителей, д. 76а, отсутствуют централизованная система горячего водоснабжения. Коммунальная услуга по горячему водоснабжению приготавливается самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома (теплообменник). Многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (ТЭМ-104), N 1141466, поставленный на коммерческий учет. Общедомовой прибор учета фиксирует объем тепловой энергии, использованной за расчетный период в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению совокупно.
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 54 Правил предоставления коммунальных услуг в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения N 2 к Правил предоставления коммунальных услуг как сумма двух составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание жилого помещения.
В соответствии с пунктом 22 приложения N 2 к Правилам оказания коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20: Pгвiп = Vгвiп x Tхв + qvкр x Vгвiп x Tкр,
где Vгвiп - объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении,
Tхв - тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
qvкр - удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды определяется по формуле 20.1:
кр
кр V гвс
q = ----------- x N,
v Q + Q тэ
гв от
где Vкр - объем v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома; Qгв + Qот - количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг; Nтэгвс - норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению; Tкр - тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В силу пункта 7 части 2 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
По смыслу действующего законодательства предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Содержащиеся в предписании административного органа формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, в адрес которого оно выдано.
Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, предписание органа, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом в предписании должны быть указаны законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
Предписание административного органа, целью которого является обязание лица совершить действия в целях устранения нарушений, должно быть исчерпывающим образом мотивировано, чтобы не вызвать сомнение в наличии выявленных нарушений и способу их устранения.
Из акта проверки от 03.03.2020 N 174-05-06 (л.д. 9-10) следует, что в многоквартирном доме N 76а по пр. Строителей г. Саратова централизованная система горячего водоснабжения отсутствует. Коммунальная услуга по горячему водоснабжению приготавливается самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (теплообменник). Многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (ТЭМ-104) N 1141466, поставленный на коммерческий учет. Общедомовой прибор учета фиксирует объем тепловой энергии использованный за расчетный период в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению совокупно.
Однако, оспаривая предписание N 59-05-05 от 03.03.2020 заявитель указывает на то, что спорный многоквартирный жилой дом оборудован индивидуальным тепловым пунктом, в котором производится горячее водоснабжение с использованием готовой тепловой энергии, поставляемой от централизованных источников ПАО "Т Плюс" (ТЭЦ). При этом, спорный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, которая по централизованным инженерным сетям поставляется ПАО "Т Плюс" готовой от ТЭЦ на границу общедомового имущества многоквартирного дома. По мнению заявителя, система горячего водоснабжения многоквартирного дома остается зависима от централизованной поставки тепловой энергии от централизованного источника, обслуживаемого ПАО "Т Плюс". Соответственно, ПАО "Т Плюс" несет затраты при производстве тепловой энергии с использованием приобретаемого коммунального ресурса (природного газа), которые отсутствуют у собственников МКД, поскольку ими не приобретается ресурс для приготовления тепловой энергии. Таким образом, общедомовой прибор учета тепловой энергии, установленный в МКД не фиксирует количество коммунального ресурса, используемого при приготовлении тепловой энергии, ввиду неиспользования домом такого коммунального ресурса. Также, Общество указывает на то, что при расчете платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" применяется формула 20 приложения N 2 к Правилам N 354.
Однако, ни акт проверки от 03.03.2020 N 174-05-06 (т. 1 л.д. 9-10), ни оспариваемое предписание N 59-05-05 от 03.03.2020 (т. 1 л.д. 8), не содержат сведений относительно того, в чем состояло нарушение, на основании чего административный орган пришел к выводу о том, что Обществом неверно производился расчет по коммунальной услуге горячее водоснабжение за указанный период. Также, акт проверки не содержит сведений относительно наличия либо отсутствия в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Саратов, пр. Строителей, 76а общедомового прибора учета тепловой энергии, фиксирующего количество коммунального ресурса, используемого при приготовлении тепловой энергии. Каких либо расчетов административный орган в акте проверки не привел. Ссылок на документы, подтверждающие нарушение, акт проверки так же не содержит.
Фактически ни акт проверки, ни оспариваемое предписание не содержат:
- описания существа допущенного ПАО "Т Плюс" правонарушения (отсутствует описание порядка расчета платы, применяемого заявителем);
- указания на конкретное нарушение Обществом Правил предоставления коммунальных услуг;
- доказательства, подтверждающие наличие в доме общедомового прибора учета тепловой энергии фиксирующего количество коммунального ресурса, используемого при приготовлении тепловой энергии,
- доказательства, подтверждающие, что в многоквартирном доме самостоятельно производится тепловая энергия (в акте указано на самостоятельное предоставление в доме только коммунальной услуги по горячему водоснабжению при помощи собственного оборудования - теплообменника и не указано, каким образом предоставляется коммунальная услуга по теплоснабжению),
- а также способы устранения правонарушения (описание порядка расчета, подлежащего применению).
При этом, административный орган, обязав Общество определить размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по формуле 20 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, а также удельный расход тепловой энергии, использованной за расчетный период в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению по формуле 20.1 приложения N 2 к Правилам, в акте проверки не отразил причины возложения данной обязанности.
Однако, в формуле 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354 учтен объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, вследствие чего указанная формула может применяться только в случае производства тепловой энергии для приготовления горячей воды при помощи автономной котельной, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома.
В спорном многоквартирном доме система отопления является централизованной, и подогрев воды осуществляется за счет такой системы.
Поэтому применение формулы 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354 для определения количества коммунального ресурса, использованного на приготовление горячей воды, невозможно.
Аналогичные выводы содержатся в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.07.2019 N 309-ЭС-19-2341 по делу N А76-2873/2018.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку возлагает на него незаконную обязанность исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
Таким образом, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы Государственной жилищной инспекции Саратовской области отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 сентября 2020 года по делу N А57-7787/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7787/2020
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Саратовской области
Третье лицо: Яремеева Л.М.