г. Красноярск |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А33-10730/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" ноября 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Иванцовой О.А.,
судей: Шелега Д.И., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Конончук А.А.,
при участии:
от ответчика (Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края): Казимирской Н.П., представителя на основании доверенности от 14.01.2020 N 101-39 (диплом о высшем юридическом образовании, свидетельство о заключении брака), служебного удостоверения,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление образования администрации Канского района Красноярского края"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "06" августа 2020 года по делу N А33-10730/2020,
УСТАНОВИЛ:
администрация Канского района Красноярского края (ИНН 2418004639, ОГРН 1022401358550, далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края (ИНН 2466230780, ОГРН 1102468030290, далее - ответчик, Служба) о признании незаконным предписания о принятии мер по возмещению причиненного ущерба Красноярскому краю от 17.12.2019 N 101-2065.
Определением от 04.06.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены - муниципальное казенное учреждение "Финансовое управление администрации Канского района" (ИНН 2418002060, далее - МКУ "Финансовое управление Канского района") и муниципальное казенное учреждение "Управление образования администрации Канского района красноярского края" (ИНН:2450021156, далее - МКУ "Управление образования администрации Канского района красноярского края").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "06" августа 2020 года по делу N А33-10730/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, МКУ "Управление образования администрации Канского района Красноярского края" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе МКУ "Управление образования администрации Канского района Красноярского края" ссылается на следующие обстоятельства:
- выделенные субвенции были израсходованы заявителем по целевому назначению;
- в акте проверки отсутствует указание на то, кем именно были допущены нарушения бюджетного законодательства, отсутствуют подтверждающие обстоятельства документы;
- в соответствии со статьёй 38 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон контрактной системе) бюджетные и казенные учреждения самостоятельно осуществляют закупки товаров, услуг, поэтому вывод суда о том, что заявителем нарушен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств неверен.
Службой представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик не согласился с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и третьи лица, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие заявителя и третьих лиц (их представителей).
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
На основании приказа от 17.10.2019 N 223п Службой в отношении заявителя, его структурных подразделений, по вопросам, согласно утвержденной программе проведено контрольное мероприятие в форме камеральной проверки в целях осуществления внутреннего государственного финансового контроля за деятельностью финансовых органов и главных администраторов (администраторов) средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, которому предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферы, имеющие целевое назначение, а также юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, которым предоставлены средства из этого бюджета за 2018. Основанием для проведения проверки послужило сообщение правоохранительных органов (ГУ МВД России по Красноярскому краю от 30.09.2019 N 2МРО/32331).
На основании приказа ответчика от 12.11.2019 N 248п в отношении МБУ "ЦБУО Канского района" проведена встречная проверка в рамках выездной проверки, определенной приказом от 17.10.2019 N 223п.
Результаты проведенных мероприятий зафиксированы в актах от 28.11.2019, от 27.11.2019.
По результатам проведенного контрольного мероприятия в форме камеральной проверки заявителя выдано предписание от 17.12.2019 N 101-2065, исходя из которого администрации необходимо в срок до 10.12.2020 возместить в краевой бюджет ущерб, причиненный Красноярскому краю в размере 17 760 610 руб. 92 коп.
Не согласившись с предписанием от 17.12.2019 N 101-2065 администрация обратилась в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Судом первой инстанции верно установлено, что проверка проведена и оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом компетентного органа.
Процедура проведения проверки соблюдена, доводов относительно нарушений процедуры не заявлено, судом таких обстоятельств не установлено.
Довод МКУ "Управление образования администрации Канского района Красноярского края" о том, что выделенные субвенции были израсходованы заявителем по целевому назначению, признаётся судом апелляционной инстанции несостоятельным в силу следующего.
Исходя из оспариваемого предписания, в нарушение принципа целевого расходования бюджетных средств, установленного статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 6 статьи 140 БК РФ, пункта 3 части 1 статьи 8, статьи 99 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пункта 5 статьи 8 закона Красноярского края от 26.06.2014 N 6-2519 "Об образовании в Красноярском крае", Порядков предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края, утвержденных постановлениями Правительства Красноярского края от 29.05.2014 N 217-п, от 23.06.2014 N 244-п МБУ "ЦБУО Канского района" допущено направление средств краевого бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным вышеуказанными нормативными правовыми актами, являющимися правовым основанием предоставления указанных средств, чем причине ущерб Красноярскому краю в сумме 17 760 610 руб. 92 коп.
Исходя из материалов дела, в соответствий с Перечнем главных администраторов доходов районного бюджета и закрепленных за ними источников, приведенным в Приложении N 3 "Перечень главных администраторов дохода районного бюджета и закрепленные за ними доходные источники" к решению Канского районного совета депутатов от 07.12.2017 N 15-95, с учетом изменений "О бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов" (с учетом изменений) МКУ "Финансовое управление Канского района" определено главным администратором дохода по субвенциям, предоставляемым из бюджета Красноярского края, в том числе по следующим кодам бюджетной классификации и источникам финансирования (расшифровка с 14 - 17 разряд КБК установлена приказом Минфина Красноярского края от 09.12.2014 N 119 "Об отдельных кодах бюджетной классификации") без указания сумм по каждому КБК:
851 202 30024 05 7408 151 субвенции бюджетам муниципальных образований на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях в части обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в рамках подпрограммы Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования" государственной программы Красноярского края "Развитие образования";
851202 30024 05 7409 151 субвенции бюджетам муниципальных образований на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в части обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации | общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования" государственной программы Красноярского края "Развитие образования";
851202 30024 05 7564 151 субвенции бюджетам муниципальных образований на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, за исключением обеспечения деятельности административно-хозяйственного учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования" государственной программы Красноярского края "Развитие образования";
851202 30024 05 7588 151 субвенции бюджетам муниципальных образований на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, за исключением обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных категорий I работников образовательных организаций, участвующих в реализации (общеобразовательных программ в соответствии с федеральными I государственными образовательными стандартами, в рамках подпрограммы ((Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования" 1 государственной программы Красноярского края "Развитие образования".
851 202 30024 05 7566 151 субвенции бюджетам муниципальных образований на обеспечение питанием детей, обучающихся в муниципальных и частных образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы без взимания платы в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования" государственной программы Красноярского края "Развитие образования".
Приложением N 7 "Ведомственная структура расходов районного бюджета на 2018 год" к решению Канского районного совета депутатов от 07.12.2017N 15-95 "О бюджете на 2018 и плановый период 2019-2020 годов", (с учетом изменений) по главному распорядителю бюджетных средств статьи "Образование" в части дошкольного и общего образования МКУ "Управление образования администрации Канского района" предусмотрены расходы на общую сумму 542 216 700 руб., из них по кодам бюджетной классификации:
На дошкольное образование 144 007 800 руб., из них:
за счет средств местного бюджета 855 07 01 0110001610 - 49 433 600 руб.
за счет средств субвенций бюджета Красноярского края предусмотрены расходы на сумму 94 574 200 руб., в том числе по КБК:
855 07 010110074080 - 38 511 500 руб.;
855 07 01 0110075880 - 56 062 700 руб.
На общее образование 398 208 900 руб. из них:
за счет средств местного бюджета 855 07 02 0110002610 - 101 924 900 руб.;
за счет средств субвенций бюджета Красноярского края предусмотрены расходы на сумму 296 284 000 руб., в том числе по КБК:
855 07 02 0110074090 - 28 462 100 руб.;
855 07 02 0110075640 - 243 342 500 руб.;
855 10 03 011 0075660 - 24 479 400 руб.
В ходе проверки специалистами ответчика проанализировано движение денежных средств по счетам бухгалтерского учета МКУ "Управление образования администрации Канского района красноярского края" в разрезе целевых статей, изучены представленные МБУ "ЦБУО Канского района" оборотно-сальдовые ведомости и отчеты по проводкам. На основании анализа вышеназванных документов директором и главным бухгалтером МБУ "ЦБУО Канского района" подготовлены таблицы о движении средств по целевым статьям 0110001610, 0110074080, 0110075880, 0110002610, 0110074090, 0110075640, 0110075660, а также сводная ведомость доходов и расходов в разрезке целевых статей за 2018, которые проверены специалистом ответчика и приобщены к материалам проверки.
Движение средств по целевой статье 0 11 0074 080 "финансирование расходов на обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях в части обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей в Канском районе" муниципальной программы "Развитие системы образования Канского района" за 2018 свидетельствует о том, что общее поступление средств по целевой статье 0 11 0074 080 составило 39 467 310 руб. 75 коп., израсходовано по данной статье 34 303 654 руб. 27 коп.
Остаток средств по состоянию на 01.01.2019 должен составить 5 163 656 руб. 48 коп. (39 467 310 руб. 75 коп. - 34 303 654 руб. 27 коп.), однако фактически, по состоянию на 01.01.2019, остаток средств по лицевым счетам дошкольных учреждений по целевой статье 0 11 0074 080 составлял 711 790 руб. 84 коп.
Таким образом, средства по данной целевой статье в сумме 4 451 865 руб. 64 коп. направлены на иные цели, не связанные с финансированием расходов, предусмотренных целевой статьей 0110074 080.
Движение средств по целевой статье 0110074 090 "финансирование расходов на обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в части обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебновспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей в Канском районе" муниципальной программы "Развитие системы образования Канского района" свидетельствует о том, что общее поступление средств по данной целевой статье составило 29 005 514 руб. 11 коп., израсходовано - 32 396 006 руб. 61 коп. Остаток средств по состоянию на 01.01.2019 составил 25 246 руб. 09 коп.
Таким образом, на расходы по данной целевой статье средства в сумме 3 415 738 руб. 59 коп. (29 005 514 руб. 11 коп. - 32 396 006 руб. 61 коп. -25 246 руб. 09 коп.) привлечены за счет иных целевых статей.
Движение средств по целевой статье 0110075640 "финансирование расходов на обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей в Канском районе" муниципальной программы "Развитие системы образования Канского района" свидетельствует о том, что общее поступление средств по указанной целевой статье составило 245 375 509 руб. 82 коп., в то время как израсходовано 234 239 746 руб. 69 коп.
Остаток средств по состоянию на 01.01.2019 должен составить 11 135 763 руб. 13 коп. (245 375 509 руб. 82 коп. - 234 239 746 руб. 69 коп.). Фактически, по состоянию на 01.01.2019, остаток средств по лицевым счетам учреждений общего образования целевой статье 0 11 0075 640 составлял 372 906 руб. 65 коп.
Таким образом, средства по данной целевой статье в сумме 10 762 856 руб. 48 коп. (11 135 763 руб. 13 коп. - 372 906 руб. 65 коп.) направлены органом местного самоуправления Канского района на иные цели.
Анализ движения средств по целевой статье 0110075880 "финансирование расходов на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного образования, в муниципальных общеобразовательных организациях, за исключением обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей в Канском районе" муниципальной программы "Развитие системы образования Канского района" свидетельствует о том, что общее поступление в местный бюджет Канского района средств по вышеназванной целевой статье составило 58 258 056 руб. 27 коп. израсходовано 53 850 123 руб. 49 коп.
Остаток средств по состоянию на 01.01.2019 должен составить 4 407 932 руб. 78 коп. (58 258 056 руб. 27 коп. - 53 850 123 руб. 49 коп.) Фактически, по состоянию на 01.01.2019, остаток средств по лицевым счетам учреждений общего образования по целевой статье 0 11 0075 880 составлял 1 862 043 руб. 98 коп.
Таким образом, средства по данной целевой статье в сумме 2 545 888 руб. 08 коп. (4 407 932 руб. 78 коп. - 1 862 043 руб. 98 коп.) направлены на иные цели.
По целевой статье 0110075660 - финансирование расходов на обеспечение питанием детей, обучающихся в муниципальных и частных образовательных организациях, реализующихосновные общеобразовательные программы, без взимания платы в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей в Канском районе" муниципальной программы "Развитие системы образования Канского района" из краевого бюджета поступило 24 763 737 руб. 11 коп., израсходовано по данной статье 25 204 877 руб. 81 коп.
Остаток средств по состоянию на 01.01.2019 составил 78 944 руб. 08 коп.
Таким образом, на расходы по данной целевой статье средства в сумме 520 084 руб. 78 коп. (24 763 737 руб. 11 коп. - 25 204 877 руб. 81 коп. -78 944 руб. 08 коп.) направлены за счет иных целевых статей.
Движение средств по целевой статье 01.1.00.01610 - обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных дошкольных учреждений в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей в Канском районе" муниципальной программы "Развитие системы образования Канского района" (местный бюджет) показало, что общее поступление средств по этой целевой статье составило в 2018 году 47 492 420 руб. 12 коп., остаток средств по состоянию на 01.01.2018 составил 478 973 руб. 27 коп. израсходовано по данной статье 54 525 431 руб. 38 коп.
Остаток средств по состоянию на 01.01.2019 составил 427 535 руб. 70 коп.
Таким образом, расходы по целевой статье 01.1.00.01610 в сумме 6 981573 руб. 69 коп. (478 973 руб. 27 коп. + 47 492 420 руб. 12 коп. - 54 525 431 руб. 38 коп - 427 535 руб. 70 коп.) произведены за счет иных целевых статей.
По целевой статье 01.1.00.02610 - обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений - школ - в рамках "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей в Канском районе" муниципальной программы "Развитие системы образования Канского района" (местный бюджет) общее поступление средств в 2018 составило 102 095 846 руб. 99 коп., остаток средств по состоянию на 01.01.2018 составлял 243 454 руб. 04 коп. израсходовано по данной статье 109 035 566 руб. 20 коп.
Остаток средств по состоянию на 01.01.2019 составлял 146 947 руб. 69 коп.
Таким образом, расходы по данной целевой статье в сумме 6 843 213 руб. 86 коп. (243 454 руб. 04 коп. + 102 095 846 руб. 99 коп. - 109 035 566 руб. 20 коп. - 146 947 руб. 69 коп.) произведены МБУ "ЦБУО Канского района" за счет иных целевых статей.
Таким образом, при проведении проверки ответчиком установлено, что общая сумма остатка субсидий по кодам направления расходов 74080, 75640, 75880 (13 - 17 разряды кода классификации расходов бюджетов), неиспользованных на цели, предусмотренные структурой расходования средств субвенций, приведенной в таблице 1 Приложения N 3 к постановлению Правительства Красноярского края от 23.06.2014 N 244-п и в таблице 1 Приложения N 3 к постановлению N 217-п от 29.05.2014, составляет 17 760 610 руб. 92 коп., в т.ч.: код 74080 - 4 451 865 руб. 64 коп.; код 75640 - 10 762 856 руб. 48 коп.; код 75880 - 2 545 888 руб. 80 коп.
Общая сумма перерасхода по кодам направления расходов местного бюджета 01610 и 02610 (13 - 17 разряды кода классификации расходов бюджетов) за 2018 год составила 13 824 787 руб. 55 коп., в том числе: код 01610 - 6 981 573 руб. 69 коп., код 02610 - 6 843 213 руб. 86 коп.
Общая сумма перерасхода по кодам направления расходов краевого бюджета 74090 и 75660 (13 - 17 разряды кода классификации расходов бюджетов) за 2018 год составила 3 935 823 руб. 37 коп., в том числе: код 74090 - 3 415 738 руб. 59 коп., код 75660 - 520 084 руб. 78 коп.
Таким образом, поскольку сумма ущерба (17 760 610 руб. 92 коп.) соответствует общей сумме перерасхода по целевым статьям 0110074090, 0110075660, 0110001610, 0110002610, ответчик обоснованно пришел к выводу о нарушении принципа адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Абзацем вторым статьи 69 БК РФ установлено, что к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Абзацем третьим статьи 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования, в том числе на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
Пунктом 2 статьи 69.2 БК РФ установлено, что показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.
Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета) (пункт 3 статьи 69.2 БК РФ).
Пунктом 4 статьи 69.2 БК РФ установлено, что финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий осуществляется за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
По решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются нормативные затраты на выполнение работ.
Таким образом, муниципальное задание для бюджетного образовательного учреждения должно формироваться с учетом нормативных затрат, определяемых учредителем, и в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными уставом данного учреждения, осуществлять реализацию направлений своей деятельности на основе составленного и утвержденного его учредителем плана финансово-хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 6 статьи 140 БК РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования установлены положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Гарантии реализации права на образование, правовые, организационные и экономические особенности сферы образования в Красноярском крае, определяет полномочия органов государственной власти Красноярского края в сфере образования, а также меры социальной поддержки в сфере образования установлены положениями Законом Красноярского края от 26.06.2014 N 6-2519 "Об образовании в Красноярском крае" (далее по тексту - Закон от 26.06.2014 N 6-2519).
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона от 26.06.2014 N 6-2519 к полномочиям Правительства края в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами обеспечения реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ (далее - нормативы обеспечения).
Таким образом, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях путем предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Красноярского края от 30.11.2017 N 4-1155 "О краевом бюджете на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов" (в ред. от 11.10.2018, с учетом корректировок) предусмотрены субвенции бюджету Канского района:
- на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в общей сумме 260 689 000 руб., в том числе на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, за исключением обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - субвенция на образование школы) в сумме 233 988 400 руб.; в части обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - субвенция на АУП школ) - 26 700 600 руб. (Приложение N 17 к Закону края N 4-1155);
- на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях в сумме 87 268 100 руб., в том числе на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, за исключением обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - субвенция на образование детские сады) в сумме 53 556 900 руб.; в части обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - субвенция на АУП детские сады) - в сумме 33 711 200 руб. (Приложение N 19 к Закону края N 4-1155);
- на реализацию Закона края от 27.12.2005 N 17- 4377 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению питанием обучающихся в муниципальных и частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам без взимания платы" - 24 479 400 руб.
Постановлением Правительства Красноярского края от 29.05.2014 N 217-п утверждены:
- Порядок расчета нормативов обеспечения реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося (один класс, класскомплект) муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Красноярского края;
- нормативы обеспечения реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, в расчете на одного воспитанника (одну группу) и нормативы обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебновспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в расчете на одного воспитанника указанных образовательных организаций;
- Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края (далее - Порядок предоставления субвенции), который определяет правила предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края.
Пунктом 4 Порядка предоставления субвенции определено, что предоставление субвенций осуществляется министерством ежемесячно на основании заявки на предоставление субвенции, нормативов обеспечения реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося (один класс, класс-комплект) и нормативов обеспечения деятельности административнохозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Красноярского края. Заявки предоставляются в министерство образования Красноярского края уполномоченными органами муниципальных районов и городских округов края в срок до 20-го числа месяца, предшествующего месяцу финансирования. Перечисление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов края осуществляется министерством в течение текущего месяца в соответствии с заявками и сводной бюджетной росписью краевого бюджета на текущий финансовый год.
Расходование субвенций муниципальными районами и городскими округами Красноярского края осуществляется в течение финансового года на обеспечение образовательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, в соответствии со структурой расходования средств субвенции (п.6 Порядка предоставления субвенции).
Постановлением Правительства Красноярского края от 23.06.2014 N 244-п утверждены:
- Порядок расчета нормативов обеспечения реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, в расчете на одного воспитанника (одну группу);
- нормативы обеспечения реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, в расчете на одного воспитанника (одну группу) и нормативы обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебновспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в расчете на одного воспитанника указанных образовательных организаций;
- Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, определяющий правила предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования и муниципальных образовательных организаций, реализующих дошкольное образование.
Таким образом, расчет суммы субвенций, подлежащей ежемесячному перечислению из краевого бюджета осуществляет главный распорядитель средств местного бюджета исходя из численного обучающихся (воспитанников).
При этом, исходя из пункта 6 Порядка предоставления и расходования субвенций, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 23.06.2014 N 244-п расходование субвенций муниципальными районами и городскими округами Красноярского края осуществляется в течение финансового года на обеспечение образовательного процесса в муниципальных дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, расположенных на территории Красноярского края, в соответствии со структурой расходования средств субвенции, утвержденной в таблице 1.
Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Статья 38 БК РФ устанавливает в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Соблюдение приведенных принципов означает необходимость, расходовать средства бюджета на цели их предоставления, соблюдая нормы законодательства и исключая случаи неэффективного или неправомерного расходования бюджетных средств.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что денежные средства в рамках предоставленной субвенции подлежат расходованию не только в соответствии в рамках общего направления ее расходования (на финансирование выполнения муниципального задания в целом), но и с учетом целевого назначения расходования - в рамках определенных условиями предоставления целевых статьей, предусматривающих в числе прочего виды расходов, покрываемых за счет соответствующего бюджета на решение финансируемой задачи.
Довод апеллянта о том, что в акте проверки отсутствует указание на то, кем именно были допущены нарушения бюджетного законодательства, отсутствуют подтверждающие обстоятельства документы, признаётся судом апелляционной инстанции несостоятельным.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки изучалось расходование средств субвенций, предоставленных в 2018 муниципальному образованию Канский район, исполнительно-распорядительным органом которого является ответчик. Следовательно, обжалуемое предписание адресовано получателю субвенций, т.е. ответчику. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Довод МКУ "Управление образования администрации Канского района Красноярского края" о том, что в соответствии со статьёй 38 Закона контрактной системе бюджетные и казенные учреждения самостоятельно осуществляют закупки товаров, услуг, поэтому вывод суда о том, что заявителем нарушен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств неверен.
Указанный довод признаётся судом апелляционной инстанции несостоятельным, т.к. ни у суда первой инстанции, ни у суда апелляционной инстанции нет оснований применять Закон о контрактной системе к правоотношениям, урегулированными бюджетным законодательством.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям БК РФ, не нарушает права и интересы заявителя.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы, связанные с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на МКУ "Управление образования администрации Канского района Красноярского края" (третье лицо).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "06" августа 2020 года по делу N А33-10730/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-10730/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ КАНСКОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Ответчик: СЛУЖБА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: МКУ "Управление образования администрации Канского района Красноярского края", МКУ "Финансовое управление администрации Канского района"