г. Москва |
|
16 ноября 2020 г. |
Дело N А41-17650/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмедовым Н.П.,
при участии в заседании:
от Федерального агентства лесного хозяйства - Калмыченко Е.С. по доверенности от 26.08.2020,
от Министерства имущественных отношений Московской области - Шелмаков В.Д. по доверенности от 09.01.2020,
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Халина Ю.А. по доверенности от 23.07.2020,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - извещено, представитель не явился,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра"), в лице филиала по Московской области - извещено, представитель не явился,
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился,
от ООО "Альтернативная Генерирующая Компания-1" - Кравецкая О.В. по доверенности от 08.05.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 24 июля 2020 года по делу N А41-17650/20, по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Министерству имущественных отношений Московской области,
третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Московской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Общество с ограниченной ответственностью "Альтернативная Генерирующая Компания-1" об исправлении реестровой ошибки,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Министерству имущественных отношений Московской области (далее- ответчик) об исправлении реестровой ошибки в сведениях о координатах границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0130521:5 путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о координатах границ участка 50:26:0130521:5, указанных в исковом заявлении.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, Общество с ограниченной ответственностью "Альтернативная Генерирующая Компания-1".
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 июля 2020 года по делу N А41-17650/20 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители заявителя апелляционной жалобы, Комитета лесного хозяйства Московской области, поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представители Министерства имущественных отношений Московской области, Общества с ограниченной ответственностью "Альтернативная Генерирующая Компания-1", возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра"), в лице филиала по Московской области, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Земельный участок с кадастровым номером 50:26:0130521:5 площадью 150047+/-678 кв. метров, категория земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид разрешенного использование "специальная деятельность", расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, городское поселение Наро-Фоминск, вблизи д. Могутово принадлежит на праве собственности Московской области.
Согласно выписке из ЕГРН дата регистрации права собственности - 15.08.2014, дата осуществления кадастрового учета - 30.05.2013.
Федеральное агентство лесного хозяйства на основании заключения ФГБУ "Рослеснифорг" установило, что земельный участок с кадастровым номером 50:26:0130521:5 имеет пересечения с землями лесного фонда в границах лесного участка, расположенного в выделах 1,14 квартала 69, выдела 2 квартала 63 Нарского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества Наро-Фоминского городского округа.
Полагая, что пересечения границ лесных участков возникли в связи с наличием реестровой ошибки, истец обратился с иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с учетом положений статей 12, 212 ГК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (Далее Закон N 218-ФЗ), государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Таким органом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ) со дня вступления в силу настоящего Закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, с 01.01.2017 урегулирован статьей 61 Закона N 218-ФЗ.
Согласно части 3 названной статьи воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Таким образом, суд вправе сделать выводы о допущенной ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
В настоящем случае имеется спор об изменении границ между правообладателями участка с кадастровым номером 50:26:0130521:5 и лесных земель.
Согласно абзацу 3 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Иск об установлении границ представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является, в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.
Пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Таким образом, ссылки заявителя апелляционной жалобы о том, что границы земельных участков лесного фонда, установлены в соответствии с действующим законодательством РФ, заключение ФГБУ "Рослесинфорг" является надлежащим доказательством по делу, на основании чего внесение в ЕГРН информации о спорном земельном участке и его границах было произведено в нарушение действующего законодательства, отклоняются судом апелляционной инстанции, с учетом положений статей 6,, 7, 23, 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании нижеследующего.
Истец заявляет требования об исправлении реестровой ошибки путем исключения из границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0130521:5 площади в размере 110 кв.м. Истец фактически оспаривает право собственности Министерства имущественных отношений Московской области на спорную часть земельного участка.
Право собственности Министерства имущественных отношений Московской области на земельный участок подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.08.2014 года N 50-50-61/070/2014-358.
ООО "АГК-1" представило в материалы Дела доказательства, подтверждающие заключение между Министерством имущественных отношений Московской области (далее-Арендодатель") и ООО "АГК-1" (далее - "Арендатор") Договора аренды земельного участка, находящегося в собственности Московской области N 19074-Z от 14.07.2017 года (далее -Договор аренды, приложение N 2 к Объяснениям ООО "АГК-1").
В соответствии с п.1.1 Договора аренды Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 161820 кв.м. с кадастровым номером 50:26:0130521:5 (далее - "Земельный участок).
В соответствии с п.2.1 Договора аренды срок аренды земельного участка составляет 10 (десять) лет с даты государственной регистрации настоящего Договора в органе по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
02 августа 2017 года произведена государственная регистрация Договора аренды в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Министерством жилищной политики Московской области выдано ООО "АГК-1" Разрешение на строительство N RU50-26-12878-2019 от 22.01.2019 года завода по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов мощностью 700 ООО тонн ТКО в год (Московская область) на земельном участке с кадастровым номером 50:26:0130521:5 (приложение N 3 к Объяснениям ООО "АГК-1").
ФАУ "Главгосэкспертиза России" выдано положительное заключение экспертизы проектной документации (N 50-1-1-3-006491-2018 от 05.12.2018).
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 50:26:0130521:5 принадлежит на праве собственности Московской области и находится на законном основании в аренде у третьего лица - ООО "АГК-1" для строительства завода по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов мощностью 700 000 тонн ТКО в год (Московская область) на указанном земельном участке.
На основании вышеизложенного, учитывая, что по настоящему Делу имеется спор об изменении границ между правообладателями участка с кадастровым номером 50:26:0130521:5 и лесных земель и затрагиваются интересы третьих лиц (ООО "АГК-1"), исправление реестровой ошибки в данном случае не допустимо.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4. данного закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Между тем, 11.08.2017 года в силу вступил Федеральный закон от 29.07.2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
В частности, указанным законом внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции закона N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
- земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Согласно части 8 статьи 60.2 Закона РФ N 218-ФЗ от 13.07.2015 года (в редакции ФЗ от 29.07.2017 года N 280-ФЗ), положения части 4 указанной статьи применяются в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:26:0130521:5. Описание местоположения границ указанного земельного участка содержится в сведениях Единого государственного реестра недвижимости и не подлежит изменению, в том числе при обнаружении реестровой ошибки.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В материалы дела не представлено доказательств внесения сведений о границах лесного участка в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.07.2020 по делу N А41-17650/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17650/2020
Истец: Федеральное агенство лесного хозяйства
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: "Управление Росреестра по Московской области", КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ-1", ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ "ФКП Росреестра" - Филиал по Московской области