17 ноября 2020 г. |
дело N А40-2026/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Порывкина П.А., Тетюка В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кучерук А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Истца
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.08.2020 г. (резолютивная часть от 21.08.2020 г.) по делу N А40-2026/20
по иску ООО "ВИТУ ПРОЕКТ" (ОГРН 1077762992130) к ФГУП "ГВСУ N 14" (ОГРН 1035009568439)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Макарова Н.В. по доверенности от 27.02.2020,
от ответчика: Громова А.Е. по доверенности от 23.12.2019.
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВИТУ ПРОЕКТ" (далее - истец) предъявило ФГУП "ГВСУ N 14" (далее - ответчик) иск о взыскании задолженности в размере 25 376 101,78 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 44 495,08 руб. за период с 10.12.2019 г. по 19.12.2019 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 21.08.2020 г., изготовленным в полном объеме 24.08.2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, Истец подал апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец требования и доводы своей жалобы поддержал, Ответчик по ним возражал.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что 15 октября 2015 года между ФГУП "ЦПО при Спецстрое России" (изменено на ФГУП "ГВСУ N 14") (Субподрядчик, Ответчик) и ООО "ВИТУ ПРОЕКТ" (Проектировщик, Истец) заключен Договор субподряда N 1516187387432090942000000/605/02-ПИР/15 (в редакции дополнительного соглашения N 1 на выполнение комплекса проектно-изыскательских работ для строительства (реконструкции) сектора Министерства Обороны РФ аэродрома "Алыкель" Красноярский край, г. Норильск (шифр объекта Ц-41/14-1).
Истец полагает, что по состоянию на 17.02.2020 у Ответчика имеется задолженность по оплате работ по Договору в размере 25 376101,78 руб., что подтверждается актом сдачи-приёмки выполненных работ N 2 от 20.08.2019, Акт Кс-2 N 1 от 26.04.2019, справка Кс-3 N 5 от 26.04.2019, итоговый акт приёмки выполненных работ от 30.04.2019 (этапы 4-6) на сумму 25 376101,78 руб., подписанные истцом в одностороннем порядке 31.10.2019 (п. 4 ст. 753 ГК РФ).
Между тем, из материалов дела усматривается, что согласно фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам работы по этапам N 4-6 Истцом не выполнены, в связи с чем у Ответчика отсутствуют обязательства по их оплате.
Согласно пункту 2.1 Договора Проектировщик принимает на себя обязательства выполнить (собственными силами не менее 85 % от объема работ, предусмотренного Договором) комплекс проектно-изыскательских работ по проведению инженерных изысканий (инженерно- геодезические, инженерно-геологические изыскания), необходимых для разработки проектно-сметной документации стадии проектирования: "Проектная документация" (далее проектно-сметная документация или в сокращении ПСД) (реконструкции) строительства Объекта (далее по тексту - работы), согласно заданию на проектирование (Приложение N 1 к настоящему Договору) (далее по тексту -Работы), иным документам и указаниям Субподрядчика, в порядке, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Согласно пункту 3.2 - 3.4, 3.9.2 оплата по Договору производится Субподрядчиком из полученных средств от Государственного заказчика, Генподрядчика.
Цена работ по Договору, определённая на основании Сметного расчёта, является ориентировочной и максимальной. Окончательная цена выполненных работ по этапу и окончательная цена работ по Договору корректируется уточняется по фактически выполненным Проектировщиком работам на основании исполнительной сметы и отражается в акте сдачи-приёмки выполненных работ (этапа работ).
В цену договора включена стоимость всех затрат и издержек и вознаграждение Проектировщика, необходимых для выполнения Работ, в том числе, стоимость прохождения совместно с Субподрядчиком государственной, а в необходимых случаях, экологической экспертизы.
В течение 50 (пятидесяти) банковских дней с момента подписания Сторонами акта сдачи-приёмки выполненных работ между Генподрядчиком и Субподрядчиком в соответствии с п. 5.3 Договора, Субподрядчик производит оплату выполненных работ Проектировщику с учётом выданного ранее аванса.
В соответствии с п. 5.1-5.3 Договора сдача-приёмка работ по проектированию производится Субподрядчиком в следующем порядке:
После выполнения работ Проектировщик представляет Субподрядчику накладные, отчётные документы (проектно-сметную документацию) и иные документы в соответствии с настоящим Договором, заданием на проектирование и указаниями Субподрядчика.
Приёмка, проверка документации осуществляется Субподрядчиком в течение 50 рабочих дней с момента получения документов, предусмотренных в п. 5.1 договора.
В течение указанного срока при наличии замечаний Субподрядчик направляет Проектировщику - для переоформления перечень недостатков, доработок, исполнительную смету, со сроками их выполнения.
Акты сдачи-приёмки выполненных Работ между Субподрядчиком и Проектировщиком будут оформлены и подписаны Субподрядчиком после получения положительного заключения государственной экспертизы по проектно-сметной документации и/или подписанного акта сдачи-приёмки выполненных работ между Субподрядчиком и Генподрядчиком, в интересах которого осуществляется выполнение работ в рамках настоящего Договора.
В силу положений статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством и вступая в новые договорные отношения, должно предвидеть последствия совершения им юридически значимых действий. Являясь субъектом гражданских правоотношений, Истец обязан не только знать нормы гражданского законодательства, но и обеспечить соблюдение этих норм.
В соответствии со статьёй 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривает недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан: выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
Работы, предусмотренные Договором, выполняются в интересах Министерства обороны, основным заказчиком данных работ является Министерство обороны, что следует из пункта 1.2 Технического задания (Раздел 13 Договора), то есть именно Министерство обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) является заказчиком работ, иных источников финансирования работ по объекту, кроме средств Министерства обороны Российской Федерации, не предусмотрено.
Также Дополнительным соглашением N 1 к Договору, заключенному Истцом и Ответчиком 25.02.2016, из которого следует, что работы, предусмотренные Договором, выполняются в рамках Федерального закона от 29.12.2012 N275 "О государственном оборонном заказе".
Так принятие работ по Договору субподряда возможно только после принятия выполненных работ Государственным заказчиком.
Согласно пункту 1 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации исчисление срока исполнения обязательства допускается в том числе с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017) в силу ст. 327.1 ГК РФ, исполнение обязанностей, а равно и осуществление, изменение и прекращение определенных прав по договорному обязательству, может быть обусловлено совершением или не совершением одной из сторон обязательства определенных действий либо наступлением иных обстоятельств, предусмотренных договором, в том числе полностью зависящих от воли одной из сторон.
Таким образом, само по себе не противоречит указанным нормам условие договора субподряда о том, что срок оплаты выполненных субподрядчиком работ по проектированию исчисляется с момента сдачи генеральным подрядчиком результата этих работ заказчику по договору или с момента получения генеральным подрядчиком оплаты от заказчика.
Поскольку порядок оплаты работы определен Истцом и Ответчиком в договоре подряда, а срок окончательной оплаты не наступил, у заказчика не возникла обязанность по оплате выполненных работ.
Указанный вывод соответствуют пунктам 2-4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", поскольку Истец и Ответчик согласовали в пунктах 3.1 и 5.2 Договора, так как в данном случае стороны самостоятельно согласовали условие, являющееся диспозитивным по общему правилу, связав срок исполнения обязательства по полной оплате работ с моментом получения Положительного заключения государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Из указанного принципа свободы договора следует, что стороны вправе определить порядок оплаты выполненных работ по своему усмотрению, в частности, установить в нем оплату части стоимости выполненных работ по договору подряда при условии не наступления какого-либо обстоятельства в течение определенного срока после передачи результата работ.
Истец на стадии подписания Договора не заявил каких-либо возражений по поводу порядка произведения оплаты по Договору. Действуя своей волей и в своем интересе Истец заключило сделку на таких условиях.
Будучи коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, в силу ст. 421 ГК РФ Истец, подписывая Договор, принял на себя обязательства по выполнению работ в связи с чем, должен нести ответственность за нарушение добровольно взятых на себя обязательств.
Кроме того, в силу ст. 1 ГК РФ одним из основных начал гражданского законодательства является принцип свободы договора.
Таким образом, установленный порядок оплаты по Договору субподряда между сторонами был согласован, какие-либо возражения отсутствовали, условие оплаты после предоставления комплекта документов Субподрядчиком, подтверждающего объем и стоимость выполненных субподрядчиком работ, не противоречит нормам материального права.
Согласно абз. 2 п.5.2 Договора при приёмке работ по проектированию Субподрядчик при наличии замечаний направляет Проектировщику для переоформления перечень недостатков, доработок, исполнительную смету, со сроками их выполнения.
При этом, работы Истцом не выполнены, во время исполнения Договора субподряда по этапу N 4-6 в адрес Истца направлялись замечания по выполнению работ и мотивированные отказы от приёмки выполненных работ, что подтверждается следующими письмами: от 12.03.2019 N21/02-09-6161 направление замечаний; от 27.05.2019 N21/02-09/3142 повторное направление замечаний.
На основании вышеизложенного, направление накладных и актов выполненных работ не являются документами, подтверждающими выполнение работ по Договору, согласно его условиям и как следствие не являются основанием для их принятия.
Таким образом, направленные акты выполненных работ Истцом не могут быть приняты ввиду наличия замечаний, направленных в адрес истца.
Работы не могут быть прияты и оплачены, в связи с тем, что представленная проектная и рабочая документация Истцом по настоящее время не прошла государственную экспертизу.
В соответствии с п. 4.4.1, 4.4.7, 4.4.9 Договора предусмотрено, что Проектировщик обязан разработать выполнить работы в соответствии с заданием на проектирование (Приложение N 1 к Договору), иными документами и указаниями Субподрядчика, условиями настоящего Договора и передать Субподрядчику ПСД в сроки, предусмотренные Календарным планом выполнения комплекса проектно-изыскательских работ.
Согласовать проектно-сметную документацию с государственными органами, органами местного самоуправления, необходимыми организациями в пределах их полномочий, а также с заинтересованными юридическими лицами, чьи интересы затрагиваются при выполнении Работ и последующей разработке проектной документации.
Выполнить иные обязанности, необходимые для качественного и своевременного выполнения Работ по настоящему Договору, разработки, оформления, согласования проектно-сметной документации и получения положительного заключения государственной экспертизы проекта.
В соответствии с п. 2 п. 2.1 требования по составу и содержанию проектной документации Технического задания Проектную документацию выполнить в полном объёме и в строгом соответствии с нормами ГК РФ, ГрК РФ, ФЗ-N 384 от 30.12.2009, соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N145, требованиями строительных регламентов и СНиП и условиями Договора.
Датой сдачи Субподрядчиком Работ по проектированию является дата подписания Акта о приёмке выполненных работ по проектированию.
Приёмка Проектной документации осуществляется на основании требований ГОСТ Р 2/1.11101-2013 "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации", условиями Договора и полученными Исходными данными.
Согласно п. 5.3 Договора Акты сдачи-приёмки выполненных Работ между Субподрядчиком и Проектировщиком будут оформлены и подписаны Субподрядчиком после получения положительного заключения государственной экспертизы по проектно-сметной документации и/или подписанного акта сдачи-приёмки выполненных работ между Субподрядчиком и Генподрядчиком, в интересах которого осуществляется выполнение работ в рамках настоящего Договора.
Согласно п.п. 8 п. 2.1. ч.2 Задания на проектирование Договора установлено, что полным составом Проектной документации является комплект Проектной документации (с учетом дополнительных разделов, необходимых заключений и согласований), позволяющих получить положительное заключение Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации и разрешение на строительство.
П. 1.15 ч. 1 гл. 13 Задания проектирования Договора субподряда к требованиям к проектной и рабочей документации относится обязанность совместно с Генподрядчиком получить положительное заключение Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, условиями Договора предусмотрена зависимость подписания акта о приемки выполненных проектно-изыскательских работ от получения положительного заключения Государственной экспертизы.
В соответствии с п. 2 ст. 761 ГК РФ Субподрядчик по требованию Подрядчика при обнаружении недостатков в технической документации обязан безвозмездно переделать техническую документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы и/или передать документацию в срок, установленный Подрядчиком. В случае, если устранение недостатков в Проектной документации требует повторного прохождения государственной экспертизы, Проектная документация должна быть направлена в органы Государственной экспертизы повторно за счет Субподрядчика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан: выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
Прохождение ПСД по объекту работ, государственной экспертизы обязательно в силу требований статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.03.2007г.N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", согласно которому в отношении объектов, являющихся объ- ектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации обязательно проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, - радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Таким образом, только после получения положительного заключения государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации работы, выполненные Подрядчиком будут являться работами, выполненными надлежащим образом.
Согласно указанным нормам права, а также условиям Договора, регламентирующим порядок сдачи-приемки выполненных работ и их оплаты обязанность Заказчика по оплате выполненных подрядчиком работ возникает только после получения положительного заключения государственной экспертизы, которая должна подтвердить соответствие результатов работ установленным нормативам, и принятие работ Государственным заказчиком (Министерством обороны Российской Федерации), поскольку работы выполняются в его интересах и оплачиваются из средств Государственного заказчика
До настоящего времени работы, выполненные Истцом, государственную экспертизу не прошли и положительное заключение государственной экспертизы не получили, Государственный заказчик результаты работ не принял.
Вышеуказанный довод также подтверждается сложившейся судебной практикой, а именно Определением Верховного суда Российской Федерации от 16 февраля 2018 г. N 307-ЭС17-23699.
На основании вышеизложенного, в связи невыполнением работ в полном объеме по Договору субподряда и отсутствием Государственной экспертизы по этапам N 4-6 у ФГУП "ГВСУ N 14" отсутствуют основания по оплате работ, в силу условий заключенного договора, норм материального права (ст. 49 ГрК РФ, 421 ГК РФ).
Сумма выполненных работ Истцом в материалах дела не подтверждена, ввиду того что в силу ст. 49 ГрК РФ не была пройдена Государственная экспертиза Минобороны России.
В соответствии с п. 3.2 установлена Цена работ по Договору, определённая на основании Сметного расчёта, является ориентировочной и максимальной. Окончательная цена выполненных работ по этапу и окончательная цена работ по Договору корректируется уточняется по фактически выполненным Проектировщиком работам на основании исполнительной сметы и отражается в акте сдачи-приёмки выполненных работ (этапа работ).
Таким образом, окончательная стоимость работ определяется после согласования Государственным заказчиком исполнительной сметы, которая также прежде этого проходит Государственную экспертизу.
Согласно пункту 1.7 Договора предусмотрено, что проектная документация (Проект) - документация, содержащая архитектурно-градостроительные решения, учитывающие социальные, экономические, функциональный, инженерные, технологические, противопожарные, санитарногигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к Объекту. в объёме, определённом постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 года N 87 "О составе разделов Проектной документации и требований к их содержанию".
В соответствии с пунктом 9 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.208 года N 87 (далее Положение о составе разделов проектной документации) проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов.
В соответствии с пунктом 28 Положения о составе разделов проектной документации в состав проектной документации входит раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства", которая должна содержать текстовую часть в составе пояснительной записки к сметной документации и сметную документацию.
В соответствии с статьёй 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета" государственной экспертизе Министерства обороны Российской Федерации подлежит проектно-сметная документация по сметной части.
Предметом проверки сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией (пункт 18 Положения о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (далее- Положение о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Положения о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства Проверка сметной стоимости может осуществляться после проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В соответствии с подпунктом 69 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации относится проведение государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Только получение положительного заключения Государственной экспертизы проектно-сметной документации в полном объёме (технической части и сметной части) является результатом выполненных работ в соответствии с условиями Договора с установлением цены выполненных работ и только после получения положительного заключения государственной экспертизы работы, выполненные Истцом, являются выполненными надлежащим образом, как это и предусмотрено Договором.
Таким образом, поскольку Субподрядчиком не достигнуты результаты работ, предусмотренные Договором, а цена этих работ не установлена, юридических оснований для возникновения у Ответчика обязанности по осуществлению оплаты работ Истцу не наступили.
Обязательство по уплате процентов за пользование чужими денежными средствами является акцессорным (дополнительным) по отношению к основному обязательству. Дополнительное обязательство не может возникнуть без обязательства по уплате суммы основного долга (Определение ВС РФ от 06.08.2020 N 308-ЭС19-27564).
В связи с отсутствием задолженности по взысканию основного долга, обязательства по оплате процентов в порядке ст. 395 ГК РФ также не наступили.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.08.2020 г. (резолютивная часть от 21.08.2020 г.) по делу N А40-2026/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
П.А. Порывкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-2026/2020
Истец: ООО "ВИТУ ПРОЕКТ"
Ответчик: ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N14"