город Томск |
|
20 ноября 2020 г. |
Дело N А27-9073/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Бородулиной И.И.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новоильинская инженерная компания" (N 07АП-9604/2020) на решение от 24.08.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9073/2020 (судья Кормилина Ю.Ю.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новоильинская инженерная компания" (г. Новокузнецк, ул. Космонавтов, дом 12, ОГРН 115425300560, ИНН 4253026769) к Государственной жилищной инспекции Кузбасса (г.Кемерово, пр. Советский, 60, 229, ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789), об оспаривании предписания от 28.01.2020 N 4/1/2020/ЛК/НОВ-277,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Кузнецктеплосбыт" (г. Новокузнецк, ул. Рудокопровая, 4, ОГРН 1124217006902, ИНН 4217146884), общество с ограниченной ответственностью "СИБЭНЕРГО" (г. Новосибирск, ул. Фрунзе, дом 80, офис 627, ОГРН 1064217063778, ИНН 4217085977).
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещен)
от третьих лиц: без участия (извещены)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новоильинская инженерная компания" (далее - заявитель, общество, ООО "УК "НИК") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Кузбасса (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, ГЖИ Кузбасса) об оспаривании предписания от 28.01.2020 N 4/1/2020/ЛК/НОВ-277.
Определением суда от 08.06.2020 судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "КузнецкТеплоСбыт" (далее - ООО "КузнецкТеплоСбыт").
Определением суда от 14.07.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "СибЭнерго" (далее - ООО "СибЭнерго").
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 24.08.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК "НИК" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что судом первой инстанции не учтены изменения, внесенные в Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, которые дополнены пунктом 31.1; в соответствии со статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ обязанность по установке общедомовых приборов учета после 01.07.2013 возложена именно на ресурсоснабжающие организации.
От Инспекции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "СибЭнерго" также представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражает несогласие с доводами, изложенными в ней, полагает законным и обоснованным решение суда первой инстанции.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзывы приобщены к материалам дела.
От ООО "УК "НИК" и ООО "СибЭнерго" поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 27.01.2020 N 4/2020/ЛК/НОВ-277 заместителя начальника Инспекции, проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "УК "НИК", в ходе которой установлено, что многоквартирный дом не оснащен общедомовыми приборами учета тепловой энергии горячей воды, не обеспечено осуществление расчета за энергетические ресурсы (тепловую энергию и горячую воду) на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсе, что является нарушением частей 1, 2 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, подпункта "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N491), пункта 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N290), пунктов 5.1.2, 5.3.4, 5.3.13, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N170).
28.01.2020 Инспекцией составлен акт проверки N 4/2020/ЛК/НОВ-277 и выдано предписание N4/1/2020/ЛК/НОВ-277 о прекращении, устранении выявленных нарушений лицензионных требований, проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения, в соответствии с которым на ООО "УК "НИК" возложена обязанность в срок до 30.07.2020, обеспечить оснащение многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и горячей воды и обеспечить ввод этих приборов в эксплуатацию.
Полагая указанное предписание незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание соответствует статье 13 Федерального закона N 261-ФЗ, Правилам N170, Правилам N491, Минимальному перечню N290.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности подтвердить нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Выданное предписание не должно носить признаки формального выполнения требований. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Часть 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ устанавливает правило обязательного учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов. Такой учет производится с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании статьи 193 ЖК РФ и Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение о лицензировании), к лицензиату установлены лицензионные требования.
В соответствии с пунктом 3 данного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ определено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491 (в редакции действовавшей в спорный период) содержание общего имущества включает, в том числе, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
С учетом приведенных норм права, действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Пунктом 4 Примерного перечня мероприятий для многоквартирного дома в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которых способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов, утвержденного распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.02.2011 N 127-р, предусмотрена установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, с определением в качестве возможного исполнителя управляющей организации.
Из материалов дела следует, что основании лицензии от 20.03.2015 N 15, ООО "УК "НИК" осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Новокузнецк, ул. Архитекторов, 20, в соответствии с договором управления N 16 от 01.07.2015.
Согласно приложениям 2, 8 к договору управления N 16 от 01.07.2015, в состав общего имущества включаются, в том числе общедомовые приборы учета, а к работам по текущему ремонту общего имущества - работы по установке приборов учета.
Общим собранием собственников помещений указанного многоквартирного дома принято решение о заключении с 01.07.2018 собственниками прямых договоров на предоставление всех коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями (пункт 7 протокола N 1 от 17.01.2019).
Общество, ссылаясь на пункт 31.1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, полагает, что обязанность по установке общедомовых приборов учета лежит на ресурсоснабжающих организациях.
Рассмотрев указанный довод, апелляционный суд считает его подлежащим отклонению по следующим основаниям.
Так, учитывая закрепленные в жилищном законодательстве требования об осуществлении управляющей компании надлежащим образом деятельности по содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома, принимая во внимание, что в соответствии с договором управления N 16 от 01.07.2015 к работам по текущему ремонту общего имущества относятся, в том числе работы по установке приборов учета, доводы апеллянта об отсутствии у него обязанности по установке приборов учета противоречат вышеизложенным нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
Введение пункта 31.1 в Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 не отменило положений пункта 31 указанного Постановления, в соответствии с которым управляющая организация обязана обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией, а также установку и ввод в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий возложено на гарантирующего поставщика.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что положения статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ не прекращают обязанность управляющих организаций проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества обслуживаемых многоквартирных домов, в том числе принимать меры по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов, в связи с чем довод апеллянта о том, что после 01.07.2013 обязанность по установке общедомовых приборов возложена на ресурсоснабжающие организации, подлежит отклонению.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Иное толкование заявителем жалобы законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам, а также иная оценка доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.08.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9073/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новоильинская инженерная компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новоильинская инженерная компания" из федерального бюджета 1 500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению от 26.08.2020 N 824.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-9073/2020
Истец: ООО "Управляющая компания "Новоильинская инженерная компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кемеровской области
Третье лицо: ООО "КузнецкТеплоСбыт", Государственная жилищная инспекция Кузбасса, ООО "СибЭнерго"