город Омск |
|
20 ноября 2020 г. |
Дело N А46-6394/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Краецкой Е.Б., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10883/2020) общества с ограниченной ответственностью "Парус" на решение Арбитражного суда Омской области от 11.08.2020 по делу N А46-6394/2020 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Парус" (ИНН 7804570839, ОГРН 1167847274781, адрес: 197110, город Санкт-Петербург, улица Большая Разночинная, дом 14, литер А, помещение 107) к Федеральному государственному казенному учреждению "1026 центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1026605231850, ИНН 6661014571620144, адрес: Свердловская область, город Екатеринбург, улица Декабристов, 87) о признании незаконными действий по организации и проведению внеплановой выездной проверки по месту осуществления деятельности организации: г. Омск, ул. Ленина, д. 26 Б, столовая N 36/69 в период с 28.01.2020 по 21.02.2020,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Парус" - Маркова Анна Владимировна (по доверенности N 987 от 01.10.2020 сроком действия один год);
от Федерального государственного казенного учреждения "1026 центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны Российской Федерации - Фирсанова Людмила Владимировна (по доверенности N 16 от 05.11.2020 сроком действия один год); Дёмин Анатолий Геннадьевич (по доверенности от 14.11.2018 сроком действия три года),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Парус" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "Парус") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "1026 центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, ФГКУ, Центр) о признании незаконными действий по организации и проведению внеплановой выездной проверки по месту осуществления деятельности организации: г. Омск, ул. Ленина, д. 26 Б, столовая N 36/69 в период с 28.01.2020 по 21.02.2020.
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.08.2020 по делу N А46-6394/2020 в удовлетворении требований Общества отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Парус" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 11.08.2020 по делу N А46-6394/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что организация и порядок работы специалистов в очагах инфекционных и паразитарных болезней, включающих проведение эпидемиологического расследования с установлением причинно-следственной связи формирования очага и алгоритм принятия решения в целях локализации и ликвидации ситуации определены в Методических указаниях 3.1.3114/1-13 "Профилактика инфекционных болезней. Организация работы в очагах инфекционных и паразитарных болезней", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 22.10.2013 (далее по тексту - Методические указания 3.1.3114/1-13). Ссылаясь на пункт 3.2 Методических указаний, ООО "Парус" утверждает о том, что в случае регистрации единичных эпидемических очагов (до 5 случаев заболеваний) эпидемиологическое расследование проводится специалистами учреждений, обеспечивающих проведение государственного санитарно-эпидемиологического надзора с составлением карты эпидемиологического обследования. Между тем, Центром в ходе оспариваемой проверки карта эпидемиологического обследования не составлялась. Фактически ФГКУ была проведена внеплановая выездная проверка деятельности ООО "Парус" с проведением надзорных и контрольных мероприятий по широкому кругу вопросов, в то время как оснований для проведения проверки в таком объеме не было.
Общество полагает, что внеплановая выездная проверка с выездом на объект могла быть проведена специалистами органа, осуществляющего санитарно-эпидемиологический надзор только в очагах с множественными случаями заболеваний в силу требований пунктов 3.3, 3.4, 3.5 Методических указаниях 3.1.3114/1-13.
От Центра поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Центра заявил ходатайство о приобщении к материалам дела вступивших в законную силу судебных актов, а именно: решения Куйбышевского районного суда Омской области от 28.07.2020 по делу N 12-179/2020, решения Омского областного суда от 08.09.2020 по делу N 77-530(306)/2020.
Судом апелляционной инстанции ходатайство удовлетворено, указанные судебные акты приобщены к материалам дела.
Представитель ООО "Парус" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Центра поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Парус" оказывает услуги по организации питания на основании договора N ОН-19-40 от 30.01.2019, заключенного в целях исполнения государственного контракта по организации питания военнослужащих Министерства обороны РФ N 300119/ВП от 30.01.2019, заключенного Министерством обороны Российской Федерации и акционерным обществом "Военторг".
Государственным заказчиком по Договору и Контракту является Министерство обороны РФ, получателями услуг являются войсковые части и учреждения Министерства обороны РФ, в том числе Федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения "Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГКОУ "Омский кадетский военный корпус Министерства обороны РФ").
С целью выполнения обязательств по договору 30.01.2019 по акту приема-передачи ООО "Парус" переданы в безвозмездное пользование объекты оказания услуг - нежилое помещение в здании сборного пункта, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Ленина, 26 Б, инв. N 29.
В связи с регистрацией случаев инфекционного заболевания - острых кишечных инфекций от 23.01.2020 эпид. N 321-93 и от 27.01.2020 эпид. N 2420 начальником центра (государственного санитарно-эпидемиологического надзора территориальный, г. Омск) ФГКУ "1026 ЦГСЭН" МО РФ от 28.01.2020 оформлено распоряжение N 4 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Парус", осуществляющего деятельность по адресу: 644024, Омская область, г. Омск, ул. Ленина, д. 26 б.
Кроме того, заинтересованным лицом также 28.01.2020 оформлено распоряжение N 3 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ФГКОУ "Омский кадетский военный корпус Министерства обороны РФ" с целью проверки указанных случаев инфекционного заболевания.
На основании указанных распоряжений сотрудниками Центра в период с 28.01.2020 по 25.02.2020 проведено эпидемиологическое расследование эпидемического очага с единичными случаями заболеваний острой кишечной инфекцией среди обучающихся ФГКОУ "Омский кадетский военный корпус Министерства обороны РФ" по адресу: 644024, Омская область, г. Омск, ул. Ленина, д. 26 б.
По результатам проверки оформлены акт проверки N 8 от 21.02.2020, который был вручен представителю заявителя, и акт N 9.
ООО "Парус" и ФГКОУ "Омский кадетский военный корпус Министерства обороны РФ" выданы предписания от 21.02.2020 N 13 и от 25.02.2020 N 14 об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства.
Полагая, что специалисты Центра не наделены полномочиями по проведению проверки Общества и по факту в период с 28.01.20 по 25.02.20 имело место проведение внеплановой проверки Общества, заявитель обратился в суд.
11.08.2020 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое ООО "Парус" в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52- ФЗ), других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3 Федерального закона N 52- ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 29 Федерального закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актам Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
На основании пункта 2 статьи 50 Федерального закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространение инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
В силу статьи 52 Федерального закона N 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Как указано в части 2 статьи 46 Федерального закона N 52-ФЗ, в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора входят, в том числе, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения (далее - объекты обороны и иного специального назначения).
Приказом Министра обороны РФ от 21.08.2001 N 369 "О порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации" утверждена Инструкция о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 4 Инструкции в единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора входят:
а) структурные подразделения и федеральные государственные учреждения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах:
отдел (государственного санитарно-эпидемиологического надзора) Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации;
Главный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации;
центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений;
иные центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации;
б) государственные научно-исследовательские и иные учреждения Вооруженных Сил, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
Пунктом 5 данной Инструкции определено, что основными задачами структурных подразделений и федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, входящих в единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) личного состава Вооруженных Сил, предупреждение вредного воздействия на него факторов среды обитания, а также гигиеническое воспитание и обучение.
Согласно пункту 6 Инструкции, государственному санитарно-эпидемиологическому надзору в Вооруженных Силах подлежат:
а) центральные органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил с эксплуатируемыми ими зданиями, сооружениями, помещениями, иными объектами и занимаемыми ими территориями;
б) организации независимо от их организационно-правовой формы, размещающиеся (функционирующие) на территориях (в зданиях, помещениях, сооружениях), обслуживаемых структурными подразделениями и федеральными государственными учреждениями Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах.
В соответствии с пунктом 12 Инструкции должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах, пользуются правами, установленными статьей 50 и пунктами 1 и 3 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ.
Обязанности и ответственность должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах, как указано в пункте 13 Инструкции, регулируются статьями 52 и 53 Федерального закона N 52-ФЗ.
Вышеизложенные нормы права свидетельствуют о том, что должностные лица Центра вправе осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе, на территории столовой Омского кадетского корпуса.
Как было выше сказано, основанием для проведения эпидемиологического расследования эпидемического очага с единичными случаями заболеваний острой кишечной инфекцией среди обучающихся ФГКОУ "Омский кадетский военный корпус Министерства обороны РФ" послужила регистрация случаев инфекционного заболевания - острых кишечных инфекций от 23.01.2020 эпид. N 321-93 и от 27.01.2020 эпид. N 2420, на основании поступления которых были приняты распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки, в том числе, в отношении ООО "Парус".
Требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания острыми кишечными инфекциями (ОКИ) среди населения Российской Федерации, установлены санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.1.3108-13 "Профилактика острых кишечных инфекций" (далее - СП 3.1.1.3108-13), утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.10.2013 N 53.
В эпидемических очагах ОКИ, в период эпидемических подъемов заболеваемости ОКИ на определенных территориях, организуются и проводятся противоэпидемические мероприятия, направленные на локализацию очага и предотвращение дальнейшего распространения инфекции (п. 6.1 СП 3.1.1.3108-13).
Эпидемиологическое расследование эпидемического очага ОКИ проводится органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, с целью установления границ очага, выявления возбудителя ОКИ и его источника, лиц, подвергшихся риску заражения, определения путей и факторов передачи возбудителя, а также условий, способствовавших возникновению очага.
Целью эпидемиологического расследования является разработка и принятие мер по ликвидации очага и стабилизации ситуации (пункт 6.3 СП 3.1.1.3108-13).
Эпидемиологическое расследование включает осмотр (эпидемиологическое обследование) очага, сбор информации (опрос) у пострадавших, лиц, подвергшихся риск) заражения, персонала, изучение документации, лабораторные исследования. Объем и перечень необходимой информации определяется специалистом, отвечающим за организацию и проведение эпидемиологического расследования (пункт 6.4 СП 3.1.1.3108-13).
В ходе эпидемиологического расследования формулируется предварительный и окончательный эпидемиологический диагноз, на основе которого разрабатываются меры по локализации и ликвидации очага.
Эпидемиологическое расследование завершается составлением акта эпидемиологического расследования с установлением причинно-следственной связи формирования очага установленной формы (пункт 6.5 СП 3.1.1.3108-13).
Обязательному лабораторному обследованию на ОКИ в эпидемическом очаге подлежат выявленные больные с симптомами (или выборка больных с одинаковой симптоматикой, заболевших в течение одного инкубационного периода), лица, общавшиеся с больными, лица из числа декретированного контингента.
Перечень и объемы лабораторных исследований в эпидемическом очаге или при эпидемическом подъеме заболеваемости определяет специалист, отвечающий за проведение эпидемиологического расследования (пункт 6.11 СП 3.1.1.3108-13).
В эпидемическом очаге с целью выявления путей и факторов передачи возбудителей также проводят лабораторное исследование проб окружающей среды, в том числе остатков пищевого продукта или блюд, сырья, воды, смывов с кухонного оборудования, инвентаря и другие.
Согласно пункту 6.6 СП 3.1.1.3108-13 в случае регистрации эпидемических очагов до 5-ти случаев заболеваний, эпидемиологическое обследование очага проводится специалистами учреждений, обеспечивающих проведение государственного санитарно-эпидемиологического надзора с составлением карты эпидемиологического обследования установленной формы и предоставления ее в органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В свою очередь, Центр является в настоящем случае органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Как верно указывает податель жалобы, организация и порядок работы специалистов в очагах инфекционных и паразитарных болезней, включающих проведение эпидемиологического расследования с установлением причинно-следственной связи формирования очага и алгоритм принятия решения в целях локализации и ликвидации ситуации определены в Методических указаниях 3.1.3114/1-13.
В соответствии с пунктом 3.1 Методических указаниях 3.1.3114/1-13 при получении информации о случае, подозрительном на инфекционное (паразитарное) заболевание в соответствии с действующими нормативными правовыми документами специалистами органов и организаций, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проводится эпидемиологическое расследование с установлением причинно-следственной связи и составлением акта эпидемиологического расследования.
Пунктом 3.2 указаний предусмотрено, что в очагах с единичными случаями заболеваний проводится выход специалиста в очаг, сбор эпидемиологического анамнеза у больного, определение круга лиц, подвергшихся риску заражения, организация комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на недопущение распространения инфекции.
Согласно пункту 4.1 Методических указаниях эпидемиологическое расследование очага инфекционных (паразитарных) болезней складывается из обязательных последовательных этапов, в том числе, эпидемиологического обследования очага (выездная и документарная проверки)
Таким образом, мероприятия, проводимые в рамках эпидемиологического расследования, всегда являются выездной документарной проверкой.
Доводы Общества о том, что внеплановая выездная проверка с выездом на объект могла быть проведена специалистами органа, осуществляющего санитарно-эпидемиологический надзор только в очагах с множественными случаями заболеваний, являются необоснованными и противоречат вышеизложенным положениям.
Актом N 9 эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установление причинно-следственной связи также подтверждается, что в отношении заявителя было проведено эпидемиологическое расследование.
Оснований для вывода о том, что Центр вышел за пределы своих полномочий, материалы настоящего дела не содержат.
Более того, заявителем не доказано, каким образом проведение должностными лицами заинтересованного лица выездной документарной проверки отразилось или могло отразиться на его правах, поскольку акт проверки, адресованный Обществу, составлен по форме, предусмотренной названными Методическими указаниями
Кроме того, по результатам вышеуказанной проверки в отношении Общества вынесено постановление от 13.03.2020 N 8/ц/1, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 6.6 КоАП РФ. Указанное постановление было предметом обжалования, решением Куйбышевского районного суда Омской области от 28.07.2020 по делу N 12-179/2020, решением Омского областного суда от 08.09.2020 по делу N 77-530(306)/2020 признано законным.
Данные судебные акты вступили в законную силу.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Парус" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 11.08.2020 по делу N А46-6394/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Е.Б. Краецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6394/2020
Истец: ООО "ПАРУС"
Ответчик: Федеральное государственное казенное учреждение "1026 центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны Российской Федерации Центр (государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальный, г. Омск)