г. Тула |
|
20 ноября 2020 г. |
Дело N А68-13245/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.11.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В., Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., при участии от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области - Мартыненко Е.А. (доверенность от 31.01.2020 N 02-1-57-18), в отсутствие заявителя - муниципального унитарного предприятия "Спецавтохозяйство г. Алексин", третьего лица - администрация муниципального образования г. Алексин, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования г. Алексин на решение Арбитражного суда Тульской области от 25.09.2020 по делу N А68-13245/2019 (судья Заботнова О.М.),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Спецавтохозяйство г. Алексин" (ОГРН 1157154001949, ИНН 7111019786) (далее по тексту - МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (ОГРН 1097154026056, ИНН 7106512065) (далее по тексту - управление Росреестра по Тульской области, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 25.10.2019 по делу N 100-234/19, о прекращении производства по административному делу (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования г. Алексин (ОГРН 1147154070634, ИНН 7111019673).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 25.09.2020 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования г. Алексин просит данное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Управление и заявитель отзывы на апелляционную жалобу не представили.
До начала судебного разбирательства заявитель и третье лицо направили ходатайства об отложении судебного заседания, назначенного на 19.11.2020, на более позднюю дату, ссылаясь болезнь представителя. Администрация в качестве основания для отложения дополнительно указала на перевод ее работников на дистанционный режим работы.
Рассмотрев заявленные ходатайства, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для их удовлетворения исходя из следующего.
По смыслу части 1 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием отложения судебного разбирательства является неявка в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.
Согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Кроме того, из содержания статьи 158 АПК РФ следует, что отложение судебного разбирательства по ходатайству лица, участвующего в деле и извещенного надлежащим образом, в любом случае является правом, а не обязанностью суда.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе. Явка в настоящее судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, не признана судом обязательной.
Более того, заявитель и третье лицо, ссылаясь на болезнь представителя, соответствующих доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, в материалы дела не представили.
Учитывая изложенное и принимая во внимание установленные законодателем сроки рассмотрения апелляционной жалобы, а также то, что отложение судебного разбирательства в рассматриваемом случае будет способствовать затягиванию спора, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотрение жалобы в отсутствие неявившихся заявителя и третьего лица в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 24.09.2019 ведущим специалистом-экспертом межмуниципального отдела по г. Алексин, Дубенскому району и р.п. Новогуровский управления Росреестра по Тульской области на основании распоряжения органа государственного надзора от 08.08.2019 N 2075/19 проведена плановая документарная выездная проверка соблюдения обществом земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером 71:01:020601:1.
В ходе проведенной проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 71:01:020601:1 площадью 44 000 кв. м, расположенный по адресу: Тульская область, Алексинский район, МО Авангардское, пос. Авангард, относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, имеет установленный вид разрешенного использования: для размещения иных объектов промышленности (для размещения полигона бытовых отходов). Земельный участок принадлежит МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин" на праве аренды, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 18.07.2016 сделана запись регистрации N 71-71/002- 71/002/005/2016-2630/1.
Земельный участок с кадастровым номером 71:01:020601:1 граничит с северной, западной и восточной сторон с землями, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в ведении администрации муниципального образования город Алексин; с южной стороны - с земельным участком с кадастровым номером 71:01:020601:153. Земельный участок не огражден. С северной стороны при въезде на земельный участок имеется шлагбаум. Территория земельного участка охраняется охранным предприятием.
В ходе плановой документарной выездной проверки должностным лицом управления Росреестра по Тульской области произведены контрольные измерения границ земельного участка с кадастровым номером 71:01:020601:1, путем наблюдения аппаратуры геодезической спутниковой (свидетельства о поверке N 28590/10-4 от 06.12.2018, зав. N 1226-10339; N 28587/10-4 от 06.12.2018, зав. N 1226-10338) в режиме статика.
В ходе проведения контрольных измерений земельного участка, используемого МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин" для размещения полигона твердых бытовых отходов, установлено, что площадь земельного участка, используемого МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин", составляет 18338 кв. м, и фактические границы земельного участка не соответствуют сведениям ЕГРН о границах земельного участка с кадастровым номером 71:01: 020601:1.
Данная площадь, согласно схеме контрольных измерений включает в себя: часть земельного участка с кадастровым номером 71:01:020601:153 площадью 10 313 кв. м, расположенного по адресу: Тульская область, Алексинский район, д. Даниловка, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства; земли, государственная собственности на которые не разграничена, находящихся в ведении администрации муниципального образования город Алексин, общей площадью 8 025 кв. м.
В ЕГРН отсутствуют сведения о земельном участке общей площадью 18 338 кв. м, прилегающем к северной и северо-восточной границе земельного участка с кадастровым номером 71:01:020601:1, расположенного по адресу: Тульская область, Алексинский район, п. Авангардское, пос. Авангард МУП "САХ г. Алексин", в том числе отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 26.09.2019 N 234/19.
Усмотрев в действиях МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин" признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), должностное лицо управления составило протокол об административном правонарушении от 04.10.2019 N 100-234/19.
По результатам рассмотрения материалов административного производства главным государственным инспектором в Алексинском и Дубенском районах по использованию и охране земель управления Росреестра по Тульской области в присутствии директора МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин" вынесено постановление от 25.10.2020 N 100-234/19 о привлечении МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ, и назначении наказания в виде штрафа в сумме 50 000 рублей.
Полагая, что данное постановление управления является незаконным, МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Статьей 7.1 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на период выявления административного правонарушения) установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Согласно главам III и IV Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, в аренде и безвозмездном срочном пользовании.
Исходя из положений статей 40, 41, 43 ЗК РФ и статей 262, 264 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право на использование (пользование) соответствующего земельного участка принадлежит собственнику такого земельного участка, а также может осуществляться лицом, не являющимися его собственником. К таким лицам согласно статьям 5, 41 ЗК РФ относят землепользователей, землевладельцев, арендаторов и обладателей сервитутов (обладающие правом ограниченного пользования чужим земельным участком).
В силу положений пункта 7 части 1 статьи 1, части 1 статьи 65 ЗК РФ земельное законодательство основывается на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату. Уплата земельного налога, арендных платежей производится на основе оформленных в установленном порядке документов о правах на земельные участки, за отсутствие которых установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 7.1 КоАП РФ.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что применительно к статье 7.1 КоАП РФ под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного уполномоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
С учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2005 N 11301/04, под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Следовательно, если законом не установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, то пользование земельным участком без оформления таких документов не образует указанный состав правонарушения.
В силу положений пункта 1 статьи 25, пункта 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), права на земельные участки граждан и юридических лиц удостоверяются документами в соответствии с данным федеральным законом.
Согласно части 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статьей 8 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 25.11.2015 между ОАО "Специальное обслуживание города Алексина" и МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин" заключен договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 06.03.2008 N 1722-зм, согласно которому ОАО "Спецобслуживание г. Алексина" передало права и обязанности арендатора, предусмотренные договором аренды земельного участка от 06.03.2008 N1722-зм, новому арендатору - МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин". Земельный участок с кадастровым номером 71:01:020601:1, площадью 44 000 кв. м, расположенный по адресу: Тульская область, Алексинский район, МО Авангардское, пос. Авангард, принадлежит МУП "Спецавтохозяйство г.Алексин" на праве аренды, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 18.07.2016 сделана запись регистрации N 71-71/002-71/002/005/2016-2630/1.
Указанный земельный участок граничит с северной, западной и восточной сторон с землями, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в ведении администрации муниципального образования город Алексин; с южной стороны - с земельным участком с кадастровым номером 71:01:020601:153. Земельный участок не огражден. С северной стороны при въезде на земельный участок имеется шлагбаум. Территория земельного участка охраняется охранным предприятием. Земельный участок используется в соответствии с категорией земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного социального назначения и разрешенным использованием: для размещения иных объектов промышленности (для размещения полигона бытовых отходов).
На основании постановления главы администрации МО г. Алексин от 01.04.2019 N 637 полигон твердых бытовых отходов числится закрытым с 01.06.2009 в связи с его заполнением бытовыми отходами. В ходе проведения контрольных измерений земельного участка, используемого МУП "Спецавтохозяйство г.Алексин" для размещения полигона твердых бытовых отходов, установлено, что площадь земельного участка, используемого МУП "Спецавтохозяйство г.Алексин", составляет 18 338 кв. м., и фактические границы земельного участка не соответствуют сведениям ЕГРН о границах земельного участка с кадастровым номером 71:01:020601:1.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что площадь земельного участка, используемого МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин" для размещения полигона твердых бытовых отходов, согласно схеме контрольных измерений включает в себя: часть земельного участка с кадастровым номером 71:01:020601:153 площадью 10 313 кв. м, расположенного по адресу: Тульская область, Алексинский район, д. Даниловка, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства; земли, государственная собственности на которые не разграничена, находящихся в ведении администрации муниципального образования город Алексин, общей площадью 8 025 кв. м.
При этом правоустанавливающие документы на право пользования земельным участком общей площадью 18 338 кв. м у заявителя на момент совершения правонарушения отсутствовали.
Доводы заявителя о том, что он не является пользователем земель с кадастровым номером 71:01:020601:153 площадью 10 313 кв. м, расположенного по адресу: Тульская область, Алексинский район, д. Даниловка; земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в ведении администрации муниципального образования город Алексин, общей площадью 8 025 кв. м, на которых размещалась свалка твердых бытовых отходов, что захламление данного участка совершено иными лицами; при заключении договора аренды земельного участка общество не проводило ни обследование, ни межевание приобретенных земельных участков и приняло их в том же состоянии, в котором они находились на момент проверки, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что в ходе осуществления деятельности по сбору ТБО и складированию ТБО на земельном участке с кадастровым номером 71:01:020601:1 он не использовал прилегающий к нему участок с кадастровым номером 71:01:020601:153.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что заявитель в ходе рассмотрения дела не смог пояснить суду, каким образом определялись границы земельного участка с кадастровым номером 71:01:020601:1 в процессе деятельности по складированию ТБО, с учетом того, что он не огорожен забором.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о доказанности в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, выразившегося в использовании земельного участка площадью 18 338 кв. м без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае вина предприятия установлена управлением и выражается в непринятии всех необходимых и достаточных мер для обеспечения надлежащего исполнения требований земельного законодательства, устанавливающего запрет на использование земельных участков без правоустанавливающих документов.
Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для соблюдения предприятием требований, установленных земельным законодательством, заявитель в материалы дела не представил.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.1 Кодекса.
Порядок привлечения предприятия к административной ответственности административным органом соблюден.
Протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление принято должностными лицами управления при надлежащем уведомлении законного представителя заявителя о времени и месте проведения процессуальных действий.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса, административным органом соблюден.
Обстоятельств, исключающих привлечение заявителя к ответственности в соответствии со статьей 24.5 Кодекса, судом не установлено.
Доказательств, свидетельствующих об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин" в удовлетворении заявленных требований.
Каких-либо убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих правомерность выводов суда первой инстанции и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 25.09.2020 по делу N А68-13245/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-13245/2019
Истец: МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин"
Ответчик: Межмуниципальный отдел Государственного надзора по г. Алексин, Дубенскому району и р.п. Новогуровский Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тульской области
Третье лицо: Администрация МО г. Алексин