г. Хабаровск |
|
20 ноября 2020 г. |
А73-6655/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Дроздовой В.Г., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
от Министерства имущественных отношений Хабаровского края: Васин Антон Александрович, представитель по доверенности от 19.02.2020 N 1-22-1112;
от акционерного общества "Хабаровский зерноперерабатывающий комбинат": Винокурова Екатерина Владимировна, представитель по доверенности от 27.05.2020;
от Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края: Подолякина Олеся Сергеевна, представитель по доверенности от 16.09.2020 N 05.1-8-8254;
от Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края: Агафонов Станислав Дмитриевич, представитель по доверенности от 24.12.2019 N 01-11-4493
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "Хабаровский зерноперерабатывающий комбинат", общества с ограниченной ответственностью "Мир индейки"
на решение от 31.08.2020
по делу N А73-6655/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Министерства имущественных отношений Хабаровского края (ОГРН 1152721001542, ИНН 2721215327)
к акционерному обществу Хабаровский зерноперерабатывающий комбинат" (ОГРН 1052740592101, ИНН 2723940472), обществу с ограниченной ответственностью "Мир индейки" (ОГРН 1182724029388, ИНН 2713020162)
о расторжении договоров, возврате земельных участков
третьи лица Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края, Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Хабаровского края (далее - Минимущество, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к акционерному обществу Хабаровский зерноперерабатывающий комбинат" (далее - АО "ХЗПК"), обществу с ограниченной ответственностью "Мир индейки" (далее - ООО "Мир индейки") о расторжении договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности Хабаровского края, N N 817, 818, 819 от 16.05.2016, обязать в пятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу передать по акту земельные участки с кадастровыми номерами 27:08:0010261:184, 27:08:0010261:185, 27:08:0010261:187.
Определением суда от 01.06.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края, Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края (далее - Минсельхоз, Мининвестразвития, третьи лица).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 31.08.2020 расторгнуты договоры аренды земельных участков N N 817, 818, 819 от 16.05.2016, заключенные между Минимуществом и АО "ХЗПК".
ООО "Мир индейки" обязано в пятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу передать по акту Минимуществу земельные участки кадастровыми номерам 27:08:0010261:184, 27:08:0010261:185, 27:08:0010261:187.
Также с АО "ХЗПК" и ООО "Мир индейки" в доход федерального бюджета взыскана госпошлина с каждого по 6 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ХЗПК" и ООО "Мир индейки" обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
АО "ХЗПК" в жалобе приводит доводы об отсутствии совокупности основания для расторжения договоров, предусмотренные пунктом 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации. Договоры заключены с целью реализации инвестиционного проекта строительства интегрированного птицекомплекса, расторжение инвестиционного соглашения не является безусловным основаниям для расторжения договоров аренды. С даты государственной регистрации договоров аренды, АО "ХЗПК" не является их стороной, в связи с чем, истец должен был обратиться к новому арендатору, однако истцом не был соблюден досудебный порядок.
ООО "Мир индейки" в обоснование жалобы указывает на отсутствие оснований для расторжения договоров аренды, оплаты арендной платы, налогов и сборов в бюджет края, а также возникновение убытков в случае расторжения договоров.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020 апелляционные жалобы приняты к рассмотрению в судебное заседание на 19.11.2020 в 09 час. 20 мин., информация об этом размещена публично на официальном сайте арбитражного суда в сети интернет.
Минимущество представило письменный отзыв на жалобу, в котором доводы жалобы отклонило как несостоятельные, просило оставить решение без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "ХЗПК" поддержала доводы, изложенные в апелляционное жалобе, дав по ней пояснения, просила решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске.
Представитель истца настаивал на правовой позиции, изложенной в представленном на жалобу отзыве, просил оставить решение суда без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Представители третьих лиц, в судебных выступлениях поддержали изложенные в письменных отзывах возражения на жалобы.
ООО "Мир индейки", извещенное о рассмотрении дела, явку представителя не обеспечило, что не препятствует проведению заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 N 277-пр утверждена государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае" в соответствии с которой в состав инвестиционных проектов, планируемых к реализации в рамках программы включен разработанный АО "ХЗПК" проект по созданию вертикально интегрированного птицекомплекса по производству и переработке 13 700 тонн мяса индейки живым весом в год в Хабаровском крае (приложение N 16 к постановлению N 277-пр).
В соответствии с Порядком рассмотрения и отбора инвестиционных проектов в целях признания их приоритетными инвестиционными проектами Хабаровского края для получения краевой государственной финансовой поддержки, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 22.03.2012 N 69-пр, проект признан масштабным и соответствующим критериям для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, определенным Законом Хабаровского края от 29.07.2015 N 102 (распоряжение Губернатора края от 16.02.2016 N 62-р).
На основании протокола инвестиционного совета N 4 от 25.09.2015, между Правительством Хабаровского края в лице Министерства экономического развития и АО "ХЗПК" заключено инвестиционное соглашение N 3 от 10.12.2015, условиями которого определен порядок создания вертикально интегрированного птицекомплекса по производству и переработке 13 700 тонн мяса индейки живым весом в год в Хабаровском крае.
В соответствии с условиями соглашения стоимость проекта составила 4 078 000 000 руб. (пункт 2.2).начало реализации инвестиционного проекта запланировано на январь 2016 года, окончание - сентябрь 2018 года (пункт 2.3).
Совокупность параметров проекта и результатов его реализации отражена в пункте 2.4 соглашения (в редакции соглашения N 2 от 26.07.2017).
Пунктом 4.3.2 предусмотрено, что соглашение может быть расторгнуто в одностороннем порядке по решению Правительства края в случаях существенного невыполнения основных параметров инвестиционного проекта и результатов его реализации, предусмотренных в пункте 2.4 соглашения; неисполнения или несвоевременного исполнения обязательств, отраженных в подпункте 3.1.4 пункта 3.1, пункте 3.3.
Во исполнение инвестиционного соглашения N 3, между Министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (правопредшественник истца, арендодатель) и АО "ХЗПК" (арендатор) заключены договор аренды NN 817, 818, 819 от 16.05.2016, по условиям которых во временное владение и пользование арендатора в целях реализации инвестиционного проекта по созданию вертикально интегрированного птицекомплекса, переданы земельные участки из земель категории - земли сельскохозяйственного назначения - с кадастровыми номерами 27:08:0010261:184 (площадью 242 001 кв.м), 27:08:0010261:185 (площадью 130 860 кв.м), 27:08:0010261:187 (площадью 229 253 кв.м), расположенные районе имени Лазо Хабаровского края (0,6-0,8 км по направлению на север от ориентира п. Хор).
Земельные участки переданы по актам от 16.05.2017, договоры в установленном порядке зарегистрированы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю.
Согласно пункту 2.1 (в редакции соглашения от 15.08.2016) действие договоров аренды распространено на период до 03.04.2026.
Порядок внесения арендных платежей определен в разделе 3, приложении N 3 договоров NN 817, 818, 819.
Пунктом 6.3 регламентирована возможность досрочного расторжения договоров по требованию арендодателя по решению суда на основании и в порядке, установленном законодательством.
Соглашениями N N 1/817, 1/818, 1/819 от 20.04.2020 АО "ХЗПК", руководствуясь пунктом 4.4.13 (в редакции соглашений от 15.08.2016), переуступило права и обязанности арендаторы по договорам аренды NN 817, 818, 819 от 16.05.2016 своему дочернему обществу ООО "Мир индейки".
Фактическая передача участков новому арендатору оформлена актами от 20.04.2020, государственная регистрации уступки прав по договорам аренды зарегистрирована Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю 20.06.2020.
По итогам планового мониторинга исполнения инвестиционных соглашений Минивестразвития установлено, что в 2018 году АО "ХЗПК" не исполнены существенные условия инвестиционного соглашения (пункты 2.3, 2.4.3), в нарушение пункта 3.1.4 не представлены сведения о ходе реализации инвестиционного проекта за 2018 года.
АО "ХЗПК" не обращалось с заявлением о внесении изменений в инвестиционное соглашение в соответствующей части.
По итогам рассмотрения сводного отчета о выполнении условий соглашений по проектам, получивших краевую поддержку, оформленного протоколом заседания инвестиционного совета при Правительстве Хабаровского края от 05.08.2019 N 5, инвестиционным советом принято решение о расторжении соглашения с АО "ХЗПК".
Уведомлением от 19.08.2019 N 01-11-2052 Мининвестразвитие проинформировало АО "ХЗПК" о расторжении в одностороннем порядке инвестиционного соглашения N 3 от 10.12.2015.
С учетом прекращения инвестиционного соглашения, Минимущество направило АО "ХЗПК" письмо N 1-11-1738 от 12.03.2020 в котором предложило в добровольном порядке расторгнуть договоры аренды земельных участков, находящихся в собственности Хабаровского края NN 817, 818, 819 от 16.05.2016 и возвратить земельные участки.
В досудебном порядке стороны вопрос расторжения договоров аренды и возврата земельных участков не разрешили, что послужило основаниям для обращения Минимущества в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах и отзыве на них, заслушав представителей участвующих в деле лиц и изучив материалы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон N 39-ФЗ) федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используют различные формы и методы, в том числе создают благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс, ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса одним из оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Из статьи 39.2 Земельного кодекса следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, в частности, на основании подпункта 3 пункта 3 названной статьи, без проведения торгов заключается договор в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, земельное законодательство и законодательство о защите прав инвесторов устанавливают льготный порядок предоставления земельных участков в целях реализации масштабных инвестиционных проектов, в том числе касающихся строительства.
Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса предоставление земельных участков в аренду осуществляется также в соответствии с гражданским законодательством, а согласно пункту 1 статьи 46 того же Кодекса аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
На основании пункта 2 статьи 451 Гражданского кодекса, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут.
В силу пунктов 1, 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В данном случае заключение договоров аренды N N 817, 818, 819 от 16.05.2016 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 27:08:0010261:184, 27:08:0010261:185, 27:08:0010261:187 без проведения торгов обусловлено наличием инвестиционного соглашения N 3 от 10.12.2016 с целью создания вертикально интегрированного птицекомплекса для реализации инвестиционного проекта АО "ХЗПК".
Предоставление земельных участков выступало в качестве базовой меры поддержки инвестиционной деятельности АО "ХЗПК", что прямо отражено в дополнительном соглашении N ИС-2/06 от 25.01.2016.
Между тем, АО "ХЗПК" нарушило условия инвестиционного соглашения. Невыполнение основных параметров инвестиционного проекта и результатов его реализации, в силу пункта 4.3.2 соглашения N 3 от 10.12.2016 отнесено к числу оснований для расторжения договора в одностороннем порядке по решению Правительства края.
Инвестиционное соглашение расторгнуто в одностороннем порядке в соответствии пунктами 1, 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса по уведомлению от 19.08.2019 N 01-11-2052, что не оспаривается.
При этом, на момент рассмотрение спора новый арендатор ООО "Мир индейки" также не достиг требуемых параметров инвестиционного проекта, что не оспаривается.
Вследствие нереализации инвестиционного проекта по вине инвестора, публично-правовое образование (Хабаровский край) в значительной степени лишается того, на что было вправе рассчитывать при заключении договора аренды, в связи с чем правовые основания для пользования земельным участком, предоставленным на льготных основаниях, прекращаются.
Прекращение действия инвестиционного соглашения в таком случае, является существенно изменившимся обстоятельством, поэтому требование о расторжении договоров аренды удовлетворено правомерно.
Доводы жалобы о несении затрат на реализацию инвестиционного проекта, при установленных обстоятельствах не исполнения соглашения инвестором, не могут служить основанием для отказа в расторжении договоров аренды.
Возражения АО "ХЗПК" о не соблюдении досудебного порядка расторжения договоров после даты государственной регистрации уступки договоров аренды, не принимаются, поскольку письменное предложение о расторжении договоров направлялось арендатору АО "ХЗПК" письмом от 12.03.2020, т.е. до переуступки по соглашениям от 20.04.2020, а ООО "Мир индейки" является правопреемником по договорам.
В силу статьи 622 Гражданского кодекса при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В пункте 8 постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора" разъяснено, что случае расторжения договора, предусматривавшего передачу имущества во владение или пользование (например, аренда, ссуда), лицо, получившее имущество по договору, обязано в разумный срок возвратить его стороне, передавшей это имущество. Порядок исполнения этого обязательства определяется положениями общей части обязательственного права, включая правила главы 22 ГК РФ, и специальными нормами об отдельных видах договоров (например, статьи 622, 655, 664 Кодекса) либо договором, в том числе если договор регулирует порядок возврата имущества по окончании срока его действия.
Таким образом, возникновение на стороне арендатора обязанности вернуть арендуемое имущество является последствием расторжения договора аренды в связи с чем, суд обоснованно удовлетворил требование о возврате земельных участков.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
Обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Госпошлина в силу статьи 110 АПК РФ возлагается на ответчиков.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.08.2020 по делу N А73-6655/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6655/2020
Истец: Министерство имущественных отношений Хабаровского края
Ответчик: АО "ХАБАРОВСКИЙ ЗЕРНОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМБИНАТ"
Третье лицо: Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края, Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края, ООО "Мир индейки"