г. Пермь |
|
20 ноября 2020 г. |
Дело N А50-16322/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Трефиловой Е.М.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу
заявителя акционерного общества "Березниковская сетевая компания"
на решение Арбитражного суда Пермского края,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А50-16322/2020,
по заявлению акционерного общества "Березниковская сетевая компания" (ОГРН 1095904011114, ИНН 5904212505)
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Березниковская сетевая компания" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 17.06.2020 N 12249 по делу об административном правонарушении, вынесенного Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края о привлечении общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 03.09.2020, мотивированное решение изготовлено 21.09.2020), в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении.
В апелляционной жалобе приведены доводы о доказанности в действиях общества события и состава вмененного административного правонарушения; апеллянт считает, что судом необоснованно отклонен довод об отсутствии факта нарушения температурного графика ввиду неприменимости показателей, предусмотренных графиком к температуре теплоносителя на вводе в дом; заявитель считает, что достоверные данные о нарушении законодательно установленных нормативов, предусмотренных для коммунальных ресурсов, в результате проведенных замеров отсутствуют; судом необоснованно отклонен довод о том, что вменяемое правонарушение является малозначительным.
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апеллянтом заявлено ходатайство о переходе к рассмотрению настоящего дела по общим правилам административного производства.
Апелляционный суд считает данное ходатайство заявителя неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Как разъяснено в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Частью 5 статьи 227 АПК РФ установлены основания, при наличии которых суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства: если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:
1) порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны;
2) необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;
3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.
Наличие указанных оснований для рассмотрения дела по общим правилам административного производства апелляционным судом не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, на основании распоряжения от 16.12.2019 N 12249 Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка многоквартирного дома N 21 по ул. Менделеева г. Березники Пермского края, в ходе проведения которой установлено нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, а именно выявлены следующие нарушения:
- в квартире N 7 в комнате меньшей по площади (угловая) температура воздуха составляет +20,1 °С, в комнате большей по площади (угловая) температура воздуха составляет + 18,4 °С (при нормативной температуре воздуха не ниже + 22 °С);
- на вводе в дом температура теплоносителя составляет +75,5 °С (согласно температурному графику на отопительный сезон 2019-2020 г.г. при температуре наружного воздуха -5°С температура теплоносителя должна составлять в подающем трубопроводе +82°С).
Замеры произведены термометром контактным цифровым ТК-5.09, заводской номер 1678192 с зондом ЗПГ.150 N 1393529.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 18.02.2020 N 12249/1.
По факту выявленных в ходе проверки нарушений административным органом в отношении АО "Березниковская сетевая компания" в соответствии с полномочиями, установленными ст. 28.3 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении от 27.02.2020 N 12249 и в соответствии с компетенцией, установленной ст. 23.55 КоАП РФ, вынесено постановление от 17.06.2020 N12249 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, соблюдения процедуры и срока привлечения к административной ответственности и отсутствия оснований для освобождения заявителя от административной ответственности
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде административного штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются установленные в законном порядке нормативный уровень либо режим обеспечения.
Субъектом ответственности являются должностные лица или юридические лица, которые в результате реализации предоставленных им полномочий допустили виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (пункта 15 статьи 161 ЖК РФ).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу пункта 33 Правил N 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил N 354, отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к данным Правилам.
В соответствии с пунктом 15 приложения N 1 Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества достигается путем обеспечения нормативной температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах +20 °C); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C).
На основании пункта 4.4 таблицы 1 ГОСТа 30494-2011 температура воздуха в жилых комнатах в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31 °C и ниже, допустимая температура воздуха должна составлять + 22 - +24 °C.
В пункте 14 приложения N 1 Правил N 354 указано, что одним из требований к качеству предоставляемых коммунальных услуг по отоплению является бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода.
Пунктом 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - ПИНТЭЖФ), установлено, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать:
- поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях;
- поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11);
- равномерный прогрев всех нагревательных приборов;
- поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы;
- герметичность;
- немедленное устранение всех видимых утечек воды;
- ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах;
- коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного;
- наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
Температура воздуха в помещениях жилых зданий в холодный период года должна быть не ниже значений, предусмотренных стандартами.
При наличии средств автоматического регулирования расхода тепла с целью энергосбережения температуру воздуха в помещениях зданий в ночные часы от ноля до пяти часов допускается снижать на 2 - 3 °C (пункт 5.2.3 ПИНТЭЖФ).
Согласно пунктам 2, 31 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Правил N 354 в качестве исполнителя может выступать ресурсоснабжающая организация.
Договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (пункт 21 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, является внешняя граница стены многоквартирного дома и место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Пунктом 50 Приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" предусмотрено, что теплоснабжающая организация обязана поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
Согласно подп. "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на момент проведения проверки на вводе в многоквартирный дом N 21 по улице Менделеева города Березники температура теплоносителя составляла +75,5°С (согласно температурному графику на отопительный сезон 2019-2020 годы при температуре наружного воздуха -5°С температура теплоносителя должна составлять в подающем трубопроводе +82°С), вследствие чего в комнате (угловой) квартиры N 7 температура воздуха составляет +20,1 °С, в комнате большей по площади (угловая) температура воздуха составляет + 18,4 °С (при нормативной температуре воздуха не ниже + 22 °С), что не соответствует установленным требованиям.
Вопреки доводам заявителя, апелляционный суд приходит к выводу о том, что даже с учетом погрешности термометра ТК-5.04 в +/- 2 °C нарушение обществом температурного режима подтверждается материалами дела.
Так, в частности, материалами дела подтверждено, что на вводе в многоквартирный дом N 21 по улице Менделеева города Березники температура теплоносителя составляла +75,5°С при норме не менее +82°С.
Таким образом, разница между нормативно установленной температурой теплоносителя и температурой ресурса по отоплению на вводе в указанный многоквартирный дом составляет - 6,5 °С.
Также установлено, что в комнате (угловой) квартиры N 7 температура воздуха в комнате большей по площади (угловая) температура воздуха составляла + 18,4 °С при нормативной температуре воздуха не ниже + 22 °С.
Таким образом, разница между нормативно установленной температурой воздуха и температурой воздуха, зафиксированной в ходе проведения проверки, составляет - 3,6 °С.
Отклоняя довод заявителя об отсутствии факта нарушения температурного графика ввиду неприменимости показателей, предусмотренных графиком к температуре теплоносителя на вводе в дом, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
У теплоснабжающей организации обязанность по поддержанию температуры сетевой воды предусмотрена на границе эксплуатационной ответственности, а не на выходе теплоносителя из ЦТП. Температурный график регулирования тепловой нагрузки (тепловых сетей, котельной) разрабатывается из условий суточной подачи тепловой энергии на отопление, обеспечивающей потребность зданий в тепловой энергии в зависимости от температуры наружного воздуха, чтобы обеспечить требуемую температуру в жилых помещениях постоянной. График утверждается теплоснабжающей организацией в соответствии с п. 2.3.2 Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 01.10.2011 N 225, при соблюдении которого потребителям обеспечивается качественное предоставление услуг по отоплению. Несоответствие же температуры теплоносителя в подающем трубопроводе изначально влечет предоставление услуг теплоснабжения ненадлежащего качества.
Признавая несостоятельным утверждение общества о соблюдении им температурного графика на выходе ЦТП, суд правильно указал, что в соответствии с действующим законодательством температурный режим должен быть соблюден на входе в объект, в который поставляется теплоресурс, то есть в данном случае в зоне балансовой ответственности заявителя.
Поскольку административным органом зафиксировано нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами на вводе в жилой дом, то нарушение совершено в зоне ответственности ресурсоснабжающей организации, обеспечивающей предоставление коммунальных услуг по отоплению и допустившей нарушения в своей зоне ответственности.
Довод заявителя об отсутствии в действующем законодательстве императивных требований к температурным параметрам теплоносителя вследствие чего данное обстоятельство не образует объективную сторону вменяемого административного правонарушения, обоснованно отклонен судом первой инстанции как основанный на неверном толковании норм права.
Требования к качеству предоставляемых услуг по теплообеспечению, предусмотренные в Приложении N 11 к ПИНТЭЖФ являются действующими и подлежащими применению при определении необходимой температуры воды в системе теплоснабжения.
Доказательства, свидетельствующие о том, что на момент проверки, непосредственной причиной нарушения нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой по отоплению являются действия третьих лиц, обслуживающих внутридомовые системы, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, факт невыполнения обществом обязанности по поставке теплового ресурса надлежащего качества подтвержден материалами дела.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно признал доказанным наличие событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
В силу части 2 статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты исчерпывающие меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении правонарушения полноценно исследован административным органом в ходе административного производства, соответствующие выводы отражены в постановлении.
Являясь ресурсоснабжающей организацией, общество обязано было осуществить полный, необходимый и достаточный комплекс действий, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг, отвечающих нормативным требованиям.
Доказательств, принятия обществом всех зависящих от него мер, направленных на недопущение нарушения не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) заявителя состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Постановление вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Мера ответственности, назначенная обществу в виде административного штрафа в размере 10 000 руб., соответствует санкции статьи 7.23 КоАП РФ, является справедливой и обоснованной. При назначении административного наказания правомерно учтено наличие отягчающих вину обстоятельств (установлено, что общество уже подвергалось административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения, при этом не истек предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания).
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности деяния, влекущего угрозу охраняемым общественным отношениям, посягающего на права граждан на комфортные условия проживания, обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом не установлено.
Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется, суд первой инстанции правомерно оставил заявленные обществом требования без удовлетворения.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-16322/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-16322/2020
Истец: АО "БЕРЕЗНИКОВСКАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края