г. Санкт-Петербург |
|
20 ноября 2020 г. |
Дело N А56-10346/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: Шуманова А.И. по доверенности от 30.03.2020
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18239/2020) СПб ГКУ "ФКСР" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2020 по делу N А56-10346/2020, принятое
по заявлению СПб ГКУ "ФКСР"
к ГАТИ
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Фонд капитального строительства и реконструкции" (ОГРН: 1027810227686, адрес: 190000, Санкт-Петербург, наб.р. Мойки, д. 76; далее - заявитель, Учреждение, СПб ГКУ "ФКСР") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1027809192575, адрес: 191014, г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А; далее - Инспекция, ГАТИ, административный орган) от 22.01.2020 N 232 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 43_1, пунктами 1, 6 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2014 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N273-70), в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Решением от 26.06.2020 суд первой инстанции постановление ГАТИ от 22.01.2020 N 232 о назначении административного наказания изменил, уменьшив размер административного штрафа до 250 000 руб.
Не согласившись с решением суда, СПб ГКУ "ФКСР" обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы податель ссылается на то, что СПб ГКУ "ФКСР" не является надлежащим субъектом вмененного правонарушения, не является заказчиком (производителем) работ по установке спорного ограждения, следовательно обязанность по получению ордера у Учреждения отсутствовала.
В судебном заседании представитель СПб ГКУ "ФКСР" поддержал доводы апелляционной жалобы.
ГАТИ, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, административные дела возбуждены по фактам выявления 29.11.2019 по адресам: Санкт-Петербург, Ленинский пр. (северо-западнее пересечения с пр. Героев), ул. Маршала Захарова (северо-западнее пересечения с пр. Героев), ул. Маршала Казакова (северо- западнее пересечения с ул. Доблести); Ленинский пр. (юго-западнее пересечения с пр. Патриотов) административных правонарушений, совершенных Учреждением и выразившихся:
- в осуществлении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования регионального значения при производстве работ по размещению временного ограждения на основании ордера ГАТИ У-10283 от 27.09.2019 и ограждения, размещенного с превышением объемов по вышеуказанному ордеру по адресу: Санкт-Петербург: Ленинский пр. (юго-западнее пересечения с пр. Патриотов) при отсутствии распоряжения ГАТИ о таком ограничении. Осмотром зафиксирован факт, что временное ограждение, состоящее из трех участков размещено в проезжей части Ленинский пр. (северо-западнее пересечения с пр. Героев) и, Ленинский пр. (юго-западнее пересечения с пр. Патриотов) - движение транспортных средств прекращено в направлении движения от пр. Патриотов к пр. Героев и ул. Маршала Захарова (северо-западнее пересечения с пр. Героев) движение перекрыто в оба направления, тем самым проезжая часть закрыта для движения транспортных средств. По ул. Маршала Казакова (северо-западнее пересечения с пр. Героев) ограничение движения транспортных средств отсутствует;
- в неисполнении заказчиком работ - Учреждением обязанности по получению ордера на производства работ по размещению временного ограждения, выполненного из водоналивных бонов красного и белого цветов, расположенного по адресу: Ленинский пр. (юго-западнее пересечения с пр. Патриотов);
- в неисполнении условий, предусмотренных ордером ГАТИ У-10283 от 27.09.2019, а именно по ордеру ограждение должно размещаться по адресам: Санкт-Петербург, Ленинский пр. (северо-западнее пересечения с пр. Героев), ул. Маршала Захарова (северо-западнее пересечения с пр. Героев), ул. Маршала Казакова (северо-западнее пересечения с ул. Доблести), но ограждение также размещено с превышением объемов, а именно размещено по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр. (юго-западнее пересечения с пр. Патриотов).
29.11.2019 специалистом ГАТИ в присутствии двух понятых проведен осмотр территории по вышеуказанному адресу, при осмотре территории выявлено: неисполнение заказчиком работ - Учреждением обязанности по получению ордера на производства работ по размещению временного ограждения, выполненного из водоналивных бонов красного и белого цветов, расположенного по адресу: Ленинский пр. (юго-западнее пересечения с пр. Патриотов). Неисполнении условий, предусмотренных ордером ГАТИ У-10283 от 27.09.2019, а именно: по ордеру ограждение должно размещаться по адресам: Санкт-Петербург, Ленинский пр. (северо-западнее пересечения с пр. Героев), ул. Маршала Захарова (северо-западнее пересечения с пр. Героев), ул. Маршала Казакова (северо-западнее пересечения с ул. Доблести), но ограждение также размещено с превышением объемов, а именно по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр. (юго-западнее пересечения с пр. Патриотов). Отсутствие ограждения зоны производства работ, соответствующего требованиям установленных Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 (далее - Правила), а именно ограждение зоны производства работ выставлены в проезжей части дороги по адресам: Санкт-Петербург, Ленинский пр. (северо-западнее пересечения с пр. Героев), ул. Маршала Захарова (северо-западнее пересечения с пр. Героев), Ленинский пр. (юго-западнее пересечения с пр. Патриотов) выполнено частично из металлического листа серого цвета на бетонных блоках обшитых металлическим профилем синего цвета, секции ограждения имеют дефекты, на ограждении имеются посторонние графические изображения и надписи, частично ограждение выполнено из водоналивных бонов красного и белого цветов, красные фонари на ограждении отсутствуют.
Отсутствие информационного щита при выполнении работ. Самовольное, без проекта благоустройства, согласованного с Комитетом по градостроительству и архитектуре (далее - КГА), размещение элемента благоустройства (павильон охраны) площадью 9 кв. м. Осуществление временного ограничения прекращения) движения транспортных средств при производстве работ по размещению временного ограждения на основании ордера ГАТИ У-10283 от 27.09.2019 и ограждения, размещенного с превышением объемов по вышеуказанному ордеру по адресу: Санкт-Петербург: Ленинский пр. (юго-западнее пересечения с пр. Патриотов) при отсутствии распоряжения ГАТИ о таком ограничении. Зафиксирован факт, что временное ограждение, состоящее из трех участков размещено в проезжей части Ленинский пр. (северо-западнее пересечения с пр. Героев)-и, Ленинский пр. (юго-западнее пересечения с пр. Патриотов)- движение транспортных средств прекращено в направлении движения от пр. Патриотов к пр. Героев и ул. Маршала Захарова (северо-западнее пересечения с пр. Героев) движение перекрыто в оба направления, тем самым проезжая часть закрыта для движения транспортных средств. По ул. Маршала Казакова (северо-западнее пересечения с пр. Героев) ограничение движения транспортных средств отсутствует, по данным фактам составлен протокол осмотра территорий от 29.11.2019 с фототаблтцей и ситуационным планом (л.д.25-29).
По факту выявленных правонарушений Инспекцией в отношении Учреждения составлены протоколы об административных правонарушениях N 48476, N 48472, 48473 от 04.12.2019, предусмотренных пунктом 1 статьи 43.1, пунктами 1, 6 статьи 14 Закона N 273-70.
Определением ГАТИ от 22.01.2020 дела об административных правонарушениях N 48476, N 48472, 48473, от 04.12.2019 объединены в одно производство, с присвоением N48476.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Инспекцией вынесено постановление N 232 от 22.01.2020, которым Учреждение признано виновным и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции области изменил постановление ГАТИ, снизив размер штрафа до 250 000 руб.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70 выполнение производителем работ земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга (далее в настоящей статье - работы), без ордера на производство работ, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга (далее в настоящей статье - ордер), а также неисполнение заказчиком работ обязанности по получению ордера до начала производства работ при условии фактического выполнения работ в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Пунктом 6 статьи 14 Закона N 273-70 установлена ответственность за неисполнение условий, предусмотренных ордером, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 43.1 Закона N 273-70 установлена административная ответственность, в том числе за организацию движения в период временных ограничения или прекращения движения не в соответствии со схемой организации дорожного движения, согласованной с уполномоченными органами и организациями в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Пунктом 3.2.20 Правил N 875 предусмотрено, что производитель работ обязан получить распоряжение ГАТИ о временном ограничении (временном прекращении) движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге при необходимости такого ограничения (прекращения), а также соблюдать порядок и сроки временного ограничения (временного прекращения) движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге в соответствии с распоряжением ГАТИ в случае введения такого ограничения (прекращения).
Согласно пункту 1.4.20 Правил N 875, производитель работ - юридическое или физическое лицо, которое выполняет работы или организовывает производство работ путем привлечения субподрядчиков (генеральный подрядчик).
Согласно пунктам 1.1.1, 12.6 Порядка осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 N 272 (далее - Порядок, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 272), временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге устанавливаются:
- при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог;
- при установлении временных ограждений и(или) временных объектов (в том числе строительных площадок, зон производства работ, строительных лесов для ремонта фасадов зданий) на автомобильных дорогах, а также при производстве земляных работ при прокладке, ремонте инженерных сетей (коммуникаций) и сооружений.
В силу пункта 1.6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 272, временные ограничение или прекращение движения транспортных средств, предусмотренные в пунктах 1.1.1 и 1.2.6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 272, устанавливаются ГАТИ путем принятия акта об ограничении или прекращении движения.
В соответствии с пунктом 2 Порядка принятия решений о временных ограничений или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге, приема и рассмотрения заявок о временных ограничений или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденного распоряжением ГАТИ от 03.05.2012 N 4 (далее - Порядок), на случаи ограничения движения или прекращения движения при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог регионального значения в Санкт-Петербурге, а также при установлении временных ограждений и(или) временных объектов (в том числе строительных площадок, зон производства работ, строительных лесов для ремонта фасадов зданий) на автомобильных дорогах регионального значения в Санкт-Петербурге, а также при производстве земляных работ при прокладке, ремонте инженерных сетей (коммуникаций) и сооружений, распространяется Порядок, утвержденный распоряжением ГАТИ N 4.
Согласно пункту 4 Порядка, введение ограничения движения и (или) прекращения движения осуществляется на основании распоряжения ГАТИ по основаниям, предусмотренным в пункте 2 Порядка.
В соответствии с ордером на производства плановых работ N У-10283 от 27.09.2019 Учреждение является производителем работ по вышеуказанному адресу, следовательно, учреждение несет обязанности по соблюдению требований Правил.
Следовательно, единственным основанием для введения ограничения (прекращения) движения транспортных средств при производстве работ является распоряжение ГАТИ.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Правил, заказчик до начала производства работ, указанных в разделе 4 Правил, обязан получить ордер ГАТИ на их производство.
В соответствии с пунктами 4.5 и 6.1 Правил, без ордера ГАТИ запрещена установка и размещение временных ограждений строительных площадок и зон производства работ, в том числе строительных лесов, за исключением установки и размещения временных ограждений на земельных участках, предоставленных для целей строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, а также на земельных участках, находящихся в частной собственности, на которых в соответствии с разрешением на строительство разрешено строительство (реконструкция) объекта капитального строительства. Выполнение работ, предусмотренных в разделе 4 Правил, без ордера ГАТИ на их производство запрещено.
В соответствии с пунктом 6.11 Правил, ордер на производство работ действителен только на вид, сроки и зону производства работ, указанные в ордере. В соответствии с пунктом 3.2.16 Правил, производитель работ обязан выполнять условия ордера.
Применительно к рассматриваемому делу суд первой инстанции установил, что Учреждение является заказчиком и производителем работ согласно ордеру ГАТИ от 27.09.2019 N У-10283, выданному на срок с 27.09.2019 по 15.10.2020.
С учетом собранных по делу доказательств (протоколов осмотра территории от 29.11.2019, 04.12.2019 с фототаблицами и ситуационными планами; протоколов об административных правонарушениях от 04.12.2019 NN 48476, 48472, 48473) и упомянутых положений Закона N 273-70, требований Правил N 875, Правил N 961, судом первой инстанции установлен факт нарушения заявителем требований Правил, а, следовательно, события и объективные признаки вменяемых Учреждению административных правонарушений.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушения вызваны чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Учреждением в материалы дела не представлено. Учреждение имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований Правил N 875, Правил N 961, Порядка N 4.
Административным органом не было допущено существенных процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Учреждения, которые привели бы к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Наказание назначено Учреждению в соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ в пределах санкций пункта 1 статьи 43.1 Закона N 273-70, предусматривающего более строгое, по сравнению с пунктами 1, 6 статьи 14 Закона N 273-70, наказание.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, оценивая характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, апелляционный суд не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, учтя конкретные обстоятельства дела, принципы соразмерности и индивидуализации наказания, суд первой инстанции посчитал возможным применить положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, снизив размер назначенного административного штрафа до 250 000 руб.
По мнению суда апелляционной инстанции, наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб. отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом судебном акте.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 июня 2020 года по делу N А56-10346/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Фонд капитального строительства и реконструкции" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-10346/2020
Истец: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ"
Ответчик: А56-14445/2020, ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ