г. Санкт-Петербург |
|
19 ноября 2020 г. |
Дело N А56-39746/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Будылева М.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26015/2020) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2020 по делу N А56-39746/2020 (судья Карманова Е.О.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга
к Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию пассажирского автомобильного транспорта
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга (далее - Истец, Фонд, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию пассажирского автомобильного транспорта (далее - Ответчик, СПб ГУП "Пассажиравтотранс", страхователь) о взыскании 271 030 руб. 22 коп. причиненного в результате непредставления индивидуальных сведений, повлекших переплату пенсии.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда (резолютивная часть) от 20.07.2020 в иске отказано.
Мотивированное решение изготовлено 05.08.2020.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что размер убытков обоснованно определен исходя из нарушений Ответчиком сроков предоставления отчетности за февраль 2017 года. Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ответчик является страхователем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федеральный закон от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) Ответчик как страхователь обязан в установленный законодательством срок представить сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
Истец указывает, что страхователь обязан был представить сведения по форме СЗВ-М за февраль 2017 года не позднее 15.03.2017.
Исходные индивидуальные сведения по форме СЗВ-М за февраль 2017 года представлены Ответчиком в Фонд 13.03.2017.
Страхователем 16.03.2017 была предоставлена дополняющая форма СЗВ-М за февраль 2017 года, в которой также отсутствовали сведения о вышеуказанных работниках.
Страхователем 16.05.2019 вновь представлена дополняющая форма, уже содержавшая сведения о данных работниках, таким образом, по мнению Истца, исходные представленные сведения были неполными.
Также 16.05.2019 страхователем представлена отменяющая форма за февраль 2017 года с отсутствием данных об указанных лицах.
Таким образом, Истец утверждает, что узнал о работе данных пенсионеров в феврале 2017 года только после предоставления дополняющего отчета по форме СЗВ-М от 16.05.2019, в связи с чем, до указанного периода Управление начисляло данным гражданам пенсию с учетом индексации.
В результате несвоевременного предоставления сведений работодателем о работающих у него застрахованных лицах (сведения по форме СЗВ-М за февраль 2017 года), Пенсионным фондом с 01.05.2017 излишне выплачена пенсия Архиповой Л.Н. - 30 305 руб. 13 коп., Богдановой М.Б. - 30 318 руб. 47 коп.., Галчинской Л.Г. - 24 573 руб. 23 коп., Иванковой Е.Ф. - 8 811 руб. 71 коп., Киреенко Л.В. -12 449 руб. 16 коп., Крутое К.Н. - 38 175 руб. 58 коп., Крыловой Г.И. - 17 642 руб. 95 коп.. Кусакина Ю.И. - 2 710 руб. 71 коп., Литвиновой Н.Ф. - 44 364 руб. 86 коп., Рябовой О.А. - 28 244 руб. 61 коп., Серебряковой Н.Т. - 33 433 руб. 81 коп., как неработающим пенсионерам в общей сумме 271 030, 22 руб.
Полагая, что переплата пенсии возникла по причине несвоевременного представления Ответчиком сведений по форме СЗВ-М за февраль 2017 года, Пенсионный фонд претензией уведомил страхователя о возникшем ущербе и потребовал возместить убытки за период с 01.05.2017 по 30.06.2019.
Оставление Ответчиком данной претензии без удовлетворения, послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии вины Ответчика в возникновении убытков Истца.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда в связи со следующим.
Пунктами 1 и 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца (начиная с 01.01.2017 - не позднее 15- го), следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган пенсионного фонда сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Для взыскания убытков Истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 12, 15, 1064, 1082 ГК РФ, пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и статьи 28 Закона N 400-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Как следует из положений Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" индексации подлежат страховые пенсии только не работающим пенсионерам.
В силу пункта 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (пункт 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2017 года Ответчиком в сроки, установленные действующим законодательством, не представил.
В пункте 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии" (далее - Правила).
Согласно пункту 84 Правил, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Из пункта 85 Правил следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400- ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Из содержания указанных пунктов Правил следует, что выплата неработающим пенсионерам, индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил).
Согласно пункту 90 Правил в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 указанного закона, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время.
На основании приведенных норм права и установленных по делу фактических обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Ответчиком причинен ущерб Истцу только в связи с выплатой пенсии в повышенном размере за май 2017 года в размере 12 809, 85 руб., поскольку Фонд не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за март 2017 года, полученных в апреле 2017 года, уже в мае 2017 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии с 01 июня 2017 года.
Как видно из материалов дела, отчеты по форме СЗВ-М за март 2017 года, а также за последующие периоды 2017-2019, представленные Ответчиком в сроки, установленные законодательством, содержали сведения о работе указанных лиц, что подтверждается протоколами входного контроля, а так же выписками из формы СЗВ-М.
Таким образом, фактически прекратить выплату индексации Фонд имел возможность с 01.06.2017, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400 и пунктов 86, 88 и 90 Правил.
Следовательно, выплата пенсии в завышенном размере по причине нарушений со стороны Ответчика была произведена лишь в мае 2017 года.
Учитывая, что Фонд не доказал наличия причинно-следственной связи между бездействием Ответчика и выплатой повышенной пенсии в период с 01.05.2017 по 30.06.2019, правовые основания для возложения на Ответчика обязанности по уплате ущерба в полном объеме отсутствуют.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2020 по делу N А56-39746/2020 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия пассажирского автомобильного транспорта в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга 12 809,85 руб. убытков за май 2017 года.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия пассажирского автомобильного транспорта в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 398 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-39746/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КРАСНОГВАРДЕЙСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ПАО АКЦИОНЕРНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "АБСОЛЮТ БАНК"
Ответчик: ГУП САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ПАССАЖИРСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА