г. Киров |
|
20 ноября 2020 г. |
Дело N А29-1450/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля)
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.09.2020 по делу N А29-1450/2020,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТЭК-Печора" (ОГРН 1031100741319, ИНН 1105015581)
к службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в лице государственной жилищной инспекции по г. Печоре,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Гелиос", потерпевшего Долгополова Алексея Анатольевича,
об отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТЭК-Печора" (далее - заявитель, ООО "ТЭК-Печора", Общество) обратилось в суд с заявлением об отмене постановления Государственной жилищной инспекции по г. Печоре Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее - ответчик, Служба, ГЖИ) от 04.02.2020 N 1, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
К участию в деле привлечены: третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, - общество с ограниченной ответственностью "Гелиос" (далее - ООО "Гелиос"), потерпевший - Долгополов Алексей Анатольевич (далее - Долгополов А.А.).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.09.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Служба обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Служба указывает, что 29.01.2020 замеры давления и температуры горячей воды производились именно на вводе в дом, который расположен в подвале МКД N 71, что и указано в протоколе от 31.01.2020 и в постановлении от 04.02.2020 N 1. Невозможность проведения замеров 11.12.2019 по причине отложений на внутренних стенках трубопровода не послужило препятствием для проведения таких замеров 29.01.2020.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
ООО "Гелиос" в отзыве на апелляционную жалобу поддержало доводы жалобы.
Потерпевший отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 07.10.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 08.10.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Гелиос" управляет многоквартирным домом по адресу: Республика Коми, г. Печора, ул. Спортивная, д. 71 (далее - МКД).
На основании распоряжения Службы от 24.01.2020 N 142-л ГЖИ проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Гелиос" по вопросу обеспечения населения коммунальной услугой по горячему водоснабжению.
В ходе проверки ГЖИ в подвале МКД осуществлены замеры давления в системе горячего водоснабжения и температуры горячей воды на подающем и обратном трубопроводах, установлен факт нарушения ООО "ТЭК-Печора" пункта 5 раздела II приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09).
По результатам проверки составлен акт от 29.01.2020 (л. д. 51-52).
31.01.2020 должностное лицо Службы в присутствии представителя заявителя по доверенности составило в отношении ООО "ТЭК-Печора" протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ (л. д. 56-57).
04.02.2020 должностное лицо Службы в присутствии представителя Общества, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынесло постановление N 1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей (л. д. 59-60).
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отменил оспариваемое постановление, установив недоказанность состава административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с пунктом 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что к числу субъектов административного правонарушения относятся, в том числе ресурсоснабжающие организации, которые осуществляют поставку коммунальных ресурсов.
ООО "ТЭК-Печора" является ресурсоснабжающей организацией для указанного в оспариваемом постановлении жилого дома.
Службой вменено Обществу нарушение пункта 5 раздела II приложения N 1 к Правилам N 354, пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, выразившееся в поставке воды в МКД ненадлежащей температуры (на подающем трубопроводе - +50°С, на обратном - +45°С) и с ненормативным давлением (на подающем трубопроводе - 4,0 кгс/кв. см, на обратном - 4,0 кгс/кв. см).
Согласно подпунктам "в" и "д" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Пунктом 5 приложения N 1 к Правилам N 354 установлено требование к качеству температуры горячей воды: обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
В соответствии с пунктом 7 приложения N 1 к Правилам N 354 установлены требования к параметрам давления в системе горячего водоснабжения в точке водоразбора: от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,45 МПа (4,5 кгс/кв. см). Отклонение давления в системе горячего водоснабжения не допускается.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
По мнению ответчика, нарушение заявителем пункта 5 раздела II приложения N 1 к Правилам N 354, пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 подтверждается актом проверки от 29.01.2020, протоколом об административном правонарушении от 31.01.2020.
Вместе с тем из акта проверки от 29.01.2020 достоверно и объективно установить, где непосредственно производился замер давления и температуры воды, не представляется возможным. В тексте акта имеется указание только на помещение, в котором производились замеры - подвал. Пояснения ответчика о том, что замеры производились на вводе в дом, надлежащим образом не подтверждены. Одно только указание на это в протоколе об административном правонарушении от 31.01.2020 доказательством фактического произведения замеров на вводе в дом не является. Как следует из материалов дела, заявитель при замерах не участвовал.
Иных доказательств, подтверждающих событие вменяемого административного правонарушения, а также виновность Общества в его совершении административным органом в дело не представлено.
Таким образом, документы, положенные ГЖИ в доказательственную основу совершения заявителем административного правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ, не подтверждают нарушение Правил N 354 именно ООО "ТЭК-Печора".
Кроме того, в материалы дела представлен акт обследования тепловых энергоустановок от 12.12.2019, согласно которому в МКД установлена техническая невозможность измерения параметров теплоносителя на вводе в дом в связи с отложениями на внутренних стенках трубопровода. В данном акте также указано на необходимость провести ревизию системы водоснабжния (теплоснабжения) в связи с повышенным отложением на внутренних стенках трубопровода.
Данный документ подтверждает ненадлежащее состояние трубопровода, по причине которого измерения параметров теплоносителя на вводе в дом не могут быть признаны достоверными.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Недоказанность ответчиком нарушения заявителем требований Правил N 354 свидетельствует об отсутствии (недоказанности) состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно и обоснованно признал оспариваемое заявителем постановление ответчика незаконным и отменил его.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела при действующем нормативно-правовом регулировании не усматривается.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта. Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.09.2020 по делу N А29-1450/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-1450/2020
Истец: ООО ТЭК-Печора
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по г. Печоре, Служба Республики Коми Строительного, Жилищного и Технического Надзора (Контроля)
Третье лицо: Долгополов Алексей Анатольевич, ООО "Гелиос", ООО "Гелиос"