г. Санкт-Петербург |
|
20 ноября 2020 г. |
Дело N А56-38979/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: Арсентьев В.М. по доверенности от 07.02.2020
от ответчика: Гончарова А.А. по доверенности от 08.07.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26667/2020) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2020 по делу N А56-38979/2020, принятое
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
к ООО "Кухня"
о запрете деятельности предприятия общественного питания
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (адрес: 191025, Санкт-Петербург, ул. Стремянная, д. 19; далее - Управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Кухня" (ОГРН: 1057810274675, адрес: 190068, Санкт-Петербург, наб. Крюкова Канала, д. 27, лит. А, пом. 3-Н; далее - ООО "Кухня", Общество, ответчик) о запрете осуществления деятельности по оказанию услуг общественного питания по адресу: Санкт-Петербург, наб. Крюкова канала, д. 27, лит. А, пом. 3-Н.
Решением от 12.08.2020 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, на основании распоряжения от 18.06.2019 N 78-04-05/19-3196-2019 Управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества. Основанием для проведения проверки послужило коллективное обращение жильцов дома на ухудшение условий проживания от деятельности предприятия общественного питания Общества по адресу: Санкт-Петербург, наб. Крюкова канала, д. 27, лит. А.
В ходе проверки установлено, что согласно договору аренды от 01.06.2017 N 1/Н-2017 предприятие общественного питания расположено в нежилом помещении 3-Н, площадью 166,2 кв.м на первом жилом этаже (расположена кв. N 2 общей площадью 166,4 кв.м) жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, наб. Крюкова канала, д. 27, лит. А, что является нарушением п.2.2 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья". Предприятие оказывает услуги в сфере общественного питания проживающим в мини-отеле "Александр Хаус", а также посетителям с улицы.
В ходе проверки проведены инструментальные замеры уровней шума в кв. 8 д. 10 по пер. Макаренко.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" от 12.07.2019 N 78-20-27.005.Л.11168 уровни шума в жилой комнате (S-8 кв.м), кв. 8 (2-й этаж), д. 10 по пер. Макаренко при работе инженерно-технологического (вентиляционного) оборудования предприятия общественного питания Общества, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. Крюкова канала, д. 27, лит. А, пом. 3-Н, в максимальном рабочем режиме не соответствуют требованиям действующих государственных санитарных норм: таб. 3 п. 4 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", п. 6.1, приложения 3 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" для ночного времени суток (превышение на 6 дБА (при допустимом с 23.00 ч до 07.00 ч. - 30 дБА).
Согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" от 12.07.2019 N 78-20-27.000.О11165 система вентиляции и канализации в ООО "Кухня" не соответствует требованиям СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" (разд. III, п.3.8, разд. IV, п.4.4, п.4.5, п.4.6).
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении от 18.07.2019 N Ю 78-01-05/19-3196-2019 по статье 6.6 КоАП РФ, протокола о временном запрете деятельности от 18.07.2019 N 78-01-05/19-3196-2019. Обществу также выдано предписание от 18.07.2019 N 78-01-05/27-3196-2019 об устранении выявленных нарушений.
На основании распоряжения от 06.12.2019 N 78-01-05/19-8236-2019 Управлением проведена внеплановая выездная проверка исполнения Обществом ранее выданного предписания от 18.07.2019 N 78-01-05/27-3196-2019.
В ходе проверки назначено проведение экспертизы и получено экспертное заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном районах от 27.12.2019 N 78-20-04Ф-03.000.О.1067, согласно которому система вентиляции предприятия общественного питания Общества не соответствует требованиям п.п. 4.4, 4.5, 4.6 разд. IV СП 2.3.6.1079-01, система канализации предприятия не соответствует требованиям п.3.7, п.3.11, разд. III СП 2.3.6.1079-01.
По результатам проверки составлен акт от 24.01.2020 N 78-01-05/19-8236-2020, в котором отражено, что Обществом не исполнено предписание от 18.07.2019 N 78-01-05/27-3196-2019 в полном объеме, а именно: п. 1, п. 2 пп. 2.1 - не оборудована приточно-вытяжная система вентиляции в соответствии с требованиям СП 2.3.6.1079-01, п. 2 пп. 2.3 - не оборудована канализация предприятия в соответствии с требованиями СП 2.3.6.1079-01, п. 2 пп. 2.4 - не обеспечена эксплуатация предприятия общественного питания в соответствии с п. 2.2 СП 2.3.6.1079-01 (предприятие расположено в жилом этаже жилого дома), выявлены нарушения требований статей 11, 17 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, п.п. 2.2, 3.7, 3.11, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7 СП 2.3.6.1079-01.
Управлением в отношении генерального директора Общества составлен протокол об административном правонарушении от 24.01.2020 N Ф78-01-05/19-823602020, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Считая, что допущенные Обществом нарушения требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства создают угрозу здоровью людей и могут нанести существенный вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства, Управление, ссылаясь на статью 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статью 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-Ф), обратилось в арбитражный суд с иском о запрещении Обществу осуществлять деятельность по оказанию услуг общественного питания по адресу: Санкт-Петербург, наб. Крюкова канала, д. 27, лит. А, пом. 3Н.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Управлением требований.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В силу пункта 3 статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В пункте 2 названной нормы определено, что если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ (пункт 2 статьи 2 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 150 ГК РФ нематериальные блага подлежат защите в соответствии с названным Кодексом и другими законами в случаях и порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения. Пункт 1 упомянутой статьи к нематериальным благам отнес, в том числе жизнь и здоровье личности.
Санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001, введены в действие с 01.02.2002; далее - СП 2.3.6.1079-01) определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников.
В соответствии с пунктом 2.2 СП 2.3.6.1079-01 организации могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях, а также на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала. При этом не должны ухудшаться условия проживания, отдыха, лечения, труда людей.
При размещении организаций общественного питания в пристроенных, встроенно-пристроенных к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях должны соблюдаться гигиенические нормативы уровней шума, инфразвука, вибрации, электромагнитных полей в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки, а также предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.
Производственные цеха организаций не рекомендуется размещать в подвальных и полуподвальных помещениях.
Организациям, расположенным в жилых зданиях, следует иметь входы, изолированные от жилой части здания. Прием продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей со стороны магистралей при наличии специальных загрузочных помещений.
Согласно пунктам 3.7, 3.11, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7 СП 2.3.6.1079-01 отведение производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод осуществляется в систему централизованных канализационных очистных сооружений, при их отсутствии, в систему локальных очистных сооружений канализации должно отвечать требованиям соответствующих санитарных правил.
Внутренняя система канализации производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод должна быть раздельной, с самостоятельными выпусками во внутриплощадочную сеть канализации. Уровень выпуска производственных стоков оборудуется выше уровня выпуска хозяйственно-фекальных стоков.
Помещения с наличием сливных трапов, моечных ванн, раковин, унитазов не размещаются ниже уровня внутриплощадочной канализации, примыкающей к пищевому объекту.
Горизонтальные отводы канализации от всех производственных помещений вне зависимости от числа санитарно-технических устройств имеют устройства для прочистки труб. На концевых участках канализационных горизонтальных отводов устраиваются "дыхательные" стояки для исключения засасывающего эффекта при залповых сбросах сточных вод из оборудования. В помещениях, размещенных в жилых домах и зданиях иного назначения, сети бытовой и производственной канализации организации не объединяются с хозяйственно-фекальной канализацией этих зданий.
Производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения оборудуются приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих норм и правил. В помещениях отделки кондитерских изделий приточная система вентиляции выполняется с противопыльным и бактерицидным фильтром, обеспечивающим подпор чистого воздуха в этом помещении. Отверстия вентиляционных систем закрываются мелкоячеистой полимерной сеткой.
Бытовые помещения (туалеты, преддушевые, комнаты гигиены женщин) оборудуются автономными системами вытяжной вентиляции, преимущественно с естественным побуждением. В системах механической приточной вентиляции рекомендуется предусматривать очистку подаваемого наружного воздуха и его подогрев в холодный период года. Забор воздуха для приточной вентиляции осуществляется в зоне наименьшего загрязнения на высоте не менее 2 м от поверхности земли.
Помещения загрузочной, экспедиции, вестибюлей рекомендуется оборудовать тепловыми завесами для предотвращения попадания наружного воздуха в холодный период года. Оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудуются локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения.. Устройство и оборудование выбросов систем местной вытяжной вентиляции не должны влиять на ухудшение условий проживания и пребывания людей в жилых домах, помещениях и зданиях иного назначения.
Система вытяжной вентиляции организаций, расположенных в зданиях иного назначения, оборудуется отдельно от системы вентиляции этих зданий. Шахты вытяжной вентиляции выступают над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м. В организации обеспечивается воздушно-тепловой баланс помещений. Подпор приточного воздуха приходится на наиболее чистые помещения. Для снижения аэродинамического сопротивления движению воздуха в вентиляционных системах воздуховоды выполняются с минимальным количеством поворотов.
Вместе с тем, из представленных Обществом в материалы дела документов следует, что Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга 06.12.2006 издала распоряжение N 791 о переводе жилых помещений, находящихся по адресу: наб. Крюкова канала, д. 27, квартиры N 2, 3, 14, в нежилые помещения для использования в качестве офиса при условии проведения в установленном порядке работ по перепланировке помещений с устройством двух отдельных входов.
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры рассмотрел и согласовал проект размещения дополнительного оборудования на фасаде здания по адресу: Санкт-Петербург, наб. Крюкова канала, д. 27, лит. А; пер. Макаренко, д. 10, лит. А.
Как пояснили представители Общества, поскольку объект недвижимости является объектом культурного наследия регионального значения "Дом А.Н. Бедутовой", то требуется длительная процедура по согласованию размещения внешних элементов благоустройства, включая изменение конфигураций, мощностей вентиляционной системы.
Обществом разработан проект приспособления для современного использования в части перепланировки квартир N 2 -6 для последующего перевода в нежилой фонд, получено экспертное заключение от 23.04.2020 N 2394 о соответствии этого проекта требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 2.2.3.1384-03, СанПиН 42-128-4690-88; документы на перепланировку переданы в Администрацию Адмиралтейского района.
Обществом вместе с отзывом на апелляционную жалобу Управления представлено Решение Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 16.09.2020 N 15/1/24 о согласовании переустройства и перепланировки жилых помещений по адресу: наб. Крюкова канала, д. 27, кв.кв. 2-6 с целью дальнейшего перевода в нежилой фонд. Согласно пункту 2 указанного Решения установлен срок производства ремонтно-строительных работ с 01.10.2020 по 01.10.2021.
Также материалами дела подтверждается, что Обществом установлены воздушные разрывы в системе канализации, перемещена и размещена в соответствии с требованиями санитарного законодательства контейнерная площадка, 24.07.2019 заключен договор N 79039 на вывоз и передачу на размещение отходов производства и потребления IV-V класса опасности, 25.07.2019 заключен договор N Э-1415 на разработку экологической документации по отходам. Обществом на основании договора строительного подряда от 22.10.2019 N 221019/БС произведена реконструкция и паспортизация вентиляционных систем, произведены пуско-наладочные работы как общеобменной, так и местной вентиляции, установлена локальная вытяжная вентиляция, осуществлено подключение систем канализации Общества к обособленной внутриплощадочной производственной канализации.
Во исполнение определения суда от 21.07.2020 Управлением совместно с представителем Общества проведено обследование предприятия общественного питания по адресу: Санкт-Петербург, наб. Крюкова канала, д. 27, лит. "А", пом. 3-Н.
Согласно экспертному заключению от 06.08.2020 N 78-20-04Ф-03.000.О24525, часть ранее выявленных нарушений устранены: помещение для хранения чистой посуды и напитков оборудовано диффузорами приточной (1 ед.) и вытяжной (1 ед.) механической системы вентиляции; воздуховоды положены скрыто за потолком; 3-х секционная моечная ванны для столовой посуды, 2-х секционная моечная ванна для кухонной посуды оборудована локальными вытяжными системами вентиляции, индукционная плита в производственном помещении отсутствует, 6-ти конфорочная электрическая плита полностью перекрыта зонтом локальной вытяжной системы вентиляции, вентиляционное отверстие локальной вытяжной системы вентиляции, расположенной над пароконвектоматом, закрыто мелкоячеистой сеткой, удаление воздуха из помещений предприятия общественного питания осуществляется посредством воздуховода, выведенного на дворовый фасад дома, далее уходит вверх выше кровли на 1 м.; согласно представленному акту первичного обследования технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов в эксплуатируемых капитально-ремонтируемых и вновь строящихся зданиях по форме N 1 б/н от 16.03.2020, выданному ООО "Чимини", проведенный обособленный канал: труба N 1 К2 (служебный санузел 1 этаж) пригоден к эксплуатации.
Также в экспертном заключении от 06.08.2020 отражено, что система вентиляции предприятия общественного питания Общества не соответствует требованиям п. 4.4, разд. IV СП 2.3.6.1079-01, система канализации предприятия не соответствует требованиям п. 3.7, п.3.11, разд. III CG 2/3/6/1079-01/
Вместе с тем из представленных в материалы дела документов следует, что Обществом ведется активная работа по устранению данных нарушений.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что закрепленное в пункте 1 статьи 1065 ГК РФ правило выполняет превентивную (предупредительную) функцию, обеспечивая охрану прав граждан и организаций. Для решения вопроса о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, должны быть представлены доказательства неустранимости выявленных недостатков, наличие которых создает угрозу причинения вреда, или нежелания их устранить. Такая опасность должна иметь реальный характер и подтверждаться соответствующими доказательствами. При этом бремя доказывания возможности причинения в будущем вреда и необходимости запрета той или иной деятельности лежит на лице, обратившемся в суд.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, из поведения Общества усматривается направленность действий на устранение выявленных нарушений. Изложенные обстоятельства Управлением не оспорены.
Доказательств того, что выявленные недостатки носят неустранимый характер, материалы дела также не содержат.
Апелляционный суд приходит к выводу о непредставлении Управлением надлежащих и объективных доказательств, свидетельствующих об угрозе причинения вреда гражданам в будущем, связанного с указанной деятельностью Общества, а также доказательств неустранимости выявленных административным органом нарушений, для применения к Обществу такой превентивной меры предупреждения вреда, как запрещение соответствующей деятельности.
Апелляционный суд также принимает во внимание наличие в материалах дела только одной коллективной жалобы жильцов дома 10 по пер.Макаренко в Санкт-Петербурге на действия ООО "Кухня", датированной 22.05.2019 (л.д.9-10). Аналогичные заявления (жалобы) за более поздний период в материалы дела Управлением не представлены.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 августа 2020 года по делу N А56-38979/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38979/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Ответчик: ООО "КУХНЯ"