г. Санкт-Петербург |
|
20 ноября 2020 г. |
Дело N А26-4205/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2020 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Попова Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Соколова П.В. (доверенность от 28.10.2019);
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А26-4205/2020 дело по общим правилам искового производства, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" (далее - ООО "Энергокомфорт". ЕКСК") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с требованием о взыскании с федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ") 58 860 руб. 20 коп. задолженности по оплате электрической энергии, использованной в феврале 2020 года, для целей содержания общего имущества в многоквартирных домах и 367 руб. 43 коп. пени за период с 16.03.2020 по 05.04.2020.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 03.08.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт, в иске отказать. Ответчик указывает, что все жители многоквартирного дома уведомлены об обязанности заключить прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, в адрес истца направлены все имеющиеся документы в отношении абонентов и жилых помещений. По мнению ответчика, истец после получения уведомления обязан открыть лицевые счета на всех абонентов.
От истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, в котором он просит в ее удовлетворении отказать.
Определением от 30.09.2020 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, поскольку дело связано с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
От ответчика и истца поступили письменные пояснения по делу, дополнительные документы, которые приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, просил в иске отказать.
Представитель истца, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения искового заявления, в суд апелляционной инстанции не явился, дело рассмотрено в его отсутствие, поскольку он извещен надлежащим образом в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Энергокомфорт". ЕКСК", являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Карелия, в феврале 2020 года осуществило поставку электрической энергии ФГБУ "ЦЖКУ" по договору энергоснабжения N 100-1-11-00034-02-2001 от 01.01.2020 в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, направив соответствующий акт реализации электрической энергии N7914 от 29.02.2020 и счет-фактуру N7914 от 29.02.2020.
В силу пункта 4.1 договора объем электроэнергии, подлежащей оплате исполнителем по настоящему договору в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) как разность между объемом электроэнергии, определенным по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц), и объемом электроэнергии, подлежащим оплате потребителями в многоквартирном доме, определенным за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. Данный порядок расчета соответствует порядку, установленному подпунктом "а" пункта 21 (1) Правил N 124.
В соответствии с пунктом 7.2 договора учет электрической энергии (мощности) осуществляется расчетными приборами учета, в том числе включенными в состав измерительных комплексов, автоматизированных систем учета электроэнергии; точки поставки и места расположения приборов учета определены в приложении N 3 к Договору.
Пунктом 4.4 договора в целях определения объема (количества) поданной электрической энергии на ответчика возложена обязанность в срок до 26 числа расчетного месяца передать гарантирующему поставщику показания приборов учета электрической энергии по форме Приложений N 7 и N 8.
В случае непредоставления показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в установленный договором срок расчет объема электроэнергии, потребленной в помещениях многоквартирного дома, определяется гарантирующим поставщиком в порядке, установленном Правилами N 354 (пункт 4.5 договора).
В пункте 6.2 договора стороны согласовали, что оплата за электрическую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, производится исполнителем (ФГБУ "ЦЖКУ") путем перечисления денежных средств на расчетный счет гарантирующего поставщика до 15 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем).
Задолженность ответчика за февраль 2020 года на сумму 58 860 руб. 20 коп. послужила основанием для обращения ООО "Энергокомфорт". ЕКСК" в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустим односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (часть 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку коммунальных ресурсов, в частности, на поставку электроэнергии с целью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Согласно пункту 14 Правил N 354, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
Управляющая организация, выбранная в качестве таковой в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и в силу закона являющаяся исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме и на общедомовые нужды, именно она признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией, как следствие, права и обязанности по такому договору возникают у управляющей организации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение с 01.01.2017 включает в себя плату за коммунальные ресурсы, в том числе электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с частями 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и согласно разъяснениям, изложенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2015 (вопрос 4), указанная плата вносится собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме в адрес управляющей организации.
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты а, б пункта 31, подпункт а пункта 32 Правил N 354.
Подписав договор 100-1-11-00034-02-2001 от 01.01.2020, ответчик принял на себя предусмотренные положениями этого договора обязательства, в том числе по оплате поставленных истцом коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, таким образом своими конклюдентными действиями подтвердив собственный статус исполнителя коммунальных услуг в отношении находящихся в его управлении многоквартирных жилых домов, применительно к положениям пунктов 2, 13 Правил N 354.
Согласно пунктам 6.2 и 4.1 договора стороны согласовали обязанность ответчика ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за расчетным, вносить плату за весь объем потребленной в расчетном периоде электрической энергии на общедомовые нужды, исчисленный как разность между объемом ресурса по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета и объема ресурса, подлежащего оплате потребителями согласно Правилам N 354.
ФГБУ "ЦЖКУ" как управляющая компания, обязано вносить плату за электрическую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества, поскольку на ответчика в соответствии с действующим законодательством и в силу договора N 100-1-11-00034-02-2001 от 01.01.2020 возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в ее управлении, и, как следствие, обязанность по оплате всего объема потребленного для этой цели коммунального ресурса.
Довод ответчика относительно того, что обязанность по оплате энергоснабжения на общедомовые нужды в спорных домах подлежит исполнению нанимателями жилых помещений в том числе в отсутствие корреспондирующих договоров с истцом, отклоняются судом как основанные на неверном толковании норма материального права.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Расчет объема электрической энергии, поставленной в спорный период на общедомовые нужды, правомерно произведен истцом на основании пункта 4.1 договора и тождественного подпункта "а" пункта 21(1) Правил N 124, исходя из разницы между объемом ресурса по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета и объема ресурса, подлежащего оплате потребителями.
Как следует из материалов дела, в том числе расчета и письменных пояснений истца, данный расчет составлен истцом на основании представленных ответчиком сведений по показаниям индивидуальных приборов учета или в отсутствие таковых согласно пунктам 43, 59, 60 Правил N 354.
Положениями пункта 6 Правил N 354 на управляющую организацию возложена обязанность предоставить ресурсоснабжающей организации, поставляющей коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе сведения о наличии и типе установленных в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), сроках поверки заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, дате опломбирования приборов учета, на основании показаний которых производится расчет платы за коммунальные услуги, а также их показания за 12 расчетных периодов, предшествующих дате предоставления таких сведений.
Пунктами 3.1.25 и 4.4 договора на ответчика также возложена обязанность предоставлять гарантирующему поставщику информацию о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета не позднее 26-го числа расчетного периода.
В силу подпунктов "г", "е", "ж", "с" пункта 31 Правил N 354, исполнитель (ответчик) обязан не только заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, но и производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, ежемесячно снимать показания коллективного (общедомового) прибора учета (при его наличии), принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета, проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях, обеспечивать установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 82 Правил N 354, исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители). Согласно пункту 83 Правил N 354, проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.
Неисполнение названных обязанностей лишает управляющую организацию права ссылаться на отсутствие у нее каких - либо сведений, необходимых для расчета объема электрической энергии, поставляемой на общедомовые нужды.
Ответчик, обладая статусом управляющей организации, имеет возможность самостоятельно проверять показания как индивидуальных, так и коллективных приборов учета, и в силу действующего законодательства и положений договора обязан передавать истцу сведения о показаниях приборов учета за расчетный период в целях исчисления размера платы за энергоснабжение на общедомовые нужды за соответствующий период.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами ответчика о неверном расчета задолженности, а также с контррасчетом ответчика.
Приложением N 3 к договору сторонами согласован перечень точек поставки электрической энергии: ул. Гоголя, д. 11; ул. Повенецкая, д. 4; ул. Гарнизон Томицы, д. 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 15.
Сетевой организацией АО "Оборонэнерго" в присутствии представителя ФГБУ "ЦЖКУ" в вышеуказанных домах установлены и допущены в эксплуатацию общедомовые приборы учета, в том числе:
- ул. Гарнизон Томицы, д. 4 - прибор учета зав. N 20160145,
- ул. Гарнизон Томицы, д. 6 - прибор учета зав. N 21248917,
- ул. Гарнизон Томицы, д. 7 - прибор учета зав. N 20158455,
- ул. Гарнизон Томицы, д. 8 - прибор учета зав. N 21242220,
- ул. Гарнизон Томицы, д. 9 - прибор учета зав. N 10141768,
- ул. Гарнизон Томицы, д. 11 - прибор учета зав. N 21240747,
- ул. Гарнизон Томицы, д. 15 - прибор учета зав. N 011124090086183.
Согласно пункту 7 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 определен состав общего имущества в многоквартирном доме и входящий в него перечень внутридомовых инженерных систем. Согласно данного пункта Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры зашиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Многоквартирные дома по ул. Гарнизон Томицы, д. 4, 6, 7, 8, 9, 11, 15 не отнесены к объектам, на которые в соответствии с Законом об энергосбережении не распространяются требования об обязательной организации учета используемых энергетических ресурсов (ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт).
Отсутствие мест общего пользования в многоквартирном доме также не имеет определяющего значения для расчетов объема и платы за потребленную электрическую энергию. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для жилого или нежилого помещения согласно пункту 21.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 124 определяется по формуле, из которой следует, что при оснащении дома коллективным (общедомовым) прибором учета, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, не учитывается и не влияет на размер данной платы.
Довод ФГБУ "ЦЖКУ" о том, что отсутствие мест общего пользования в многоквартирном доме автоматически исключает начисление объема на содержание общего имущества, не обоснован.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил относимых, допустимых доказательств своих доводов. Контррасчет ответчика противоречит условиям договора и материалам дела.
Расчет истца судом проверен и признан правильным. Требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.08.2020 по делу N А26-4205/2020 отменить.
Принять новый судебный акт.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" 58 860 руб. 20 коп. задолженности, 367 руб. 43 коп. за период с 16.03.2020 по 05.04.2020, 2 369 руб. расходов по государственной пошлине по иску.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания из федерального бюджета 2 158 руб. государственной пошлины, перечисленной по платежному поручению от 12.05.2020 N 1352.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4205/2020
Истец: ООО "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания"
Ответчик: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15581/20
18.02.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24239/20
20.11.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24239/20
03.08.2020 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-4205/20