город Москва |
|
20 ноября 2020 г. |
дело N А40-109955/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.11.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Верстова М.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ "ЦЖКУ Минобороны России)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.08.2020 по делу N А40-109955/20
по заявлению ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ "ЦЖКУ Минобороны России)
к 962 отделу государственного технического надзора (территориальный) Министерства обороны Российской Федерации
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя - Гулько В.В. по доверенности от 15.11.2019;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.08.2020 в удовлетворении заявленных ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ "ЦЖКУ Минобороны России) требований о признании незаконным и отмене постановления 962 отдела государственного технического надзора (территориальный) Министерства обороны Российской Федерации о назначении административного наказания по делу N 962/003/2020/07 от 22.06.2020 по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, в судебном заседании представитель поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки проведенной в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России установлено, что в период с 01.04.2017 по настоящее время, эксплуатация опасных производственных объектов III класса опасности - газовая котельная N 514, расположенная по адресу: Тверь, улица Громова, дом 13, в/г N 38; газовая котельная N 165, расположенная по адресу: Торжок, улица Энгельса, стр. 6, в/г N 2; газовая котельная N 58/84, расположенная по адресу: Тверь, улица Стрелковая, дом 1, в/г N 82, осуществляется учреждением без специального разрешения (лицензии).
Административным органом выявлено нарушение заявителем требований промышленной безопасности, а именно: п. 1 ст. 5 Приложения N 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с которыми деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
21.02.2020 по факту выявленных правонарушений заместителем военного прокурора Тверского гарнизона вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов административного дела 962 отделом государственного технического надзора (территориальный) Министерства обороны Российской Федерации вынесено постановление N 962/003/2020/07 о назначении административного наказания от 22.06.2020 о привлечении ФГБУ "ЦЖКУ Минобороны России к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 120.000 руб.
Согласно ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, апелляционный суд установил, что положения ст. ст. 25.1, 28.2, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом соблюдены.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 200.000 до 300.000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов. В составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта разрабатывается декларация промышленной безопасности.
Предметом правонарушений являются опасные производственные объекты. К их числу относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты. Объективная сторона указанных правонарушений состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий не требуется. Субъектами правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации...", на Учреждение возложены обязанности по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно Приложения N 1 к ФНП N 116 эксплуатирующая организация, это - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) осуществляющее эксплуатацию опасных производственных объектов (ОПО), на котором используется (эксплуатируется) оборудование, работающее под избыточным давлением (источник повышенной опасности), в силу принадлежащего ему права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо по другим основаниям (договору аренды, в силу распоряжения компетентного органа о передаче источника повышенной опасности).
Требованиями действующего законодательства в сфере лицензирования деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов, к которым в том числе относятся объекты теплоснабжения (определенного класса), а также условиями заключенного договора подряда предусмотрено, что лицензии должны быть получены ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на эксплуатацию объектов теплоснабжения как эксплуатирующей организацией в полномочных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которых непосредственно расположены сами объекты теплоснабжения.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одним из требований к промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, в соответствии со ст. 9 этого же Федерального закона, является наличие у организации лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ установлено, что сведения об адресах мест осуществления лицензируемой деятельности подлежат включению в лицензию.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, что в случаях изменения (в том числе - добавления) адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, лицензия подлежит переоформлению. При этом ч. 2 данной статьи особо подчеркивается недопустимость осуществления лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до переоформления лицензии.
Материалами административного дела подтвержден факт осуществления учреждением лицензируемого вида деятельности, эксплуатацию газовой котельной N 514, расположенной по адресу: Тверь, улица Громова, дом 13, в/г N 38; газовой котельной N 165, расположенной по адресу: Торжок, улица Энгельса, стр. 6, в/г N 2; газовой котельной N 58/84, расположенной по адресу: Тверь, улица Стрелковая, дом 1, в/г N 82, не указанных в лицензии.
В данном случае факт совершения учреждением вмененного административного правонарушения подтверждается представленными административным органом доказательствами: приказом Министерства обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации"; приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 24.03.2017 N 838 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации"; копией лицензии от 10.01.2018 N ВХ-01-008393; страховым полисом N GAZX11940779455000 от 05.09.2019; страховым полисом N GAZX11974205082000 от 21.11.2019; страховым полисом N GAZX11961995169000 от 21.11.2019; актом осмотра от 13.02.2020; вызовом военной прокуратуры Тверского гарнизона от 17.02.2020 N 6/469; паспортом на водогрейные котлы, паспортом на внутренний газопровод, ЭПБ на внутренний газопровод, ЭПБ на ГРУ, отчетом о техническом диагностировании дымовой трубы; ЭПБ на здание котельной; освидетельствования на водогрейные котлы, актом приема-передачи газовой котельной N 58/84; и другими материалами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у учреждения имелась, однако им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушений процедуры привлечения учреждения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Срок давности привлечения учреждения к административной ответственности не нарушен.
Учитывая исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица, на основании ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях административным органом правомерно назначено заявителю наказание в виде штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях в сумме 120.000 руб.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, нарушений судом первой инстанции норм материального права и процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.08.2020 по делу N А40-109955/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-109955/2020
Истец: ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
Ответчик: 962 отдел государственного технического надзора (территориальный) Министерства обороны РФ