г. Санкт-Петербург |
|
23 ноября 2020 г. |
Дело N А56-114469/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от истца (заявителя): предст. Шитт Я.Р. - доверенность от 13.01.2020
от ответчика (должника): предст. Гумаров А.А. - доверенность от 07.08.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20973/2020) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области "Волосовская межрайонная больница" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2020 по делу N А56-114469/2019 (судья Суворов М.Б.), принятое
по заявлению Комитета государственного финансового контроля Ленинградской области
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ленинградской области "Волосовская межрайонная больница"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Комитет государственного финансового контроля Ленинградской области (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области "Волосовская межрайонная больница" (далее - ответчик, Учреждение, ГБУЗ ЛО "Волосовская МБ") ущерба в размере 1801132 руб.
Решением суда от 17.06.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ГБУЗ ЛО "Волосовская МБ" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда от 17.06.2020, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Податель жалобы ссылается на то, что материальный ущерб бюджету Ленинградской области был причинен преступными действиями генерального директора ООО "СтройТрансСервис" Махина А.Ю., выразившихся в подделке документов и хищении денежных средств путем обмана и злоупотребления доверия. Вина Махина А.Ю. в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 156, частью 2 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) установлена приговором Волосовского районного суда Ленинградской области от 22.02.2019 по делу N 1-4/2019, которым за Комитетом признано право на удовлетворение гражданского иска о возмещении материального ущерба в размере 1801130 руб. Таким образом, по мнению подателя жалобы, требования Комитета о взыскании с Учреждения ущерба в размере 1801132 руб. ущерба являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы жалобы, представил возражения на отзыв Комитета на апелляционную жалобу, в котором также ссылался на то, что поскольку фактически ущерб Ленинградской области был причинен преступными действиями Махина А.Ю., то решение о взыскании ущерба должно приниматься в рамках рассмотрения иска Прокурора Волосовского района Ленинградской области в защиту интересов Ленинградской области в лице Комитета финансов Ленинградской области к Махину А.Ю. о взыскании имущественного ущерба в рамках дела N 2-127/2020, рассматриваемого Волосовским районным судом Ленинградской области.
Представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Комитетом на основании распоряжения от 24.11.2016 N 109 проведена проверка (контрольное мероприятие) в отношении ГБУЗ ЛО "Волосовская МБ" на предмет использования субсидии областного бюджета Ленинградской области на ремонт инфекционного отделения ГБУЗ ЛО "Волосовская МБ" за период с 01.01.2016 по 25.11.2016.
В ходе проверки установлено, что между главным распорядителем средств областного бюджета Ленинградской области - Комитетом по здравоохранению Ленинградской области и ГБУЗ ЛО "Волосовская МБ" заключено Соглашение от 06.09.2016 N СИЦ-106/16 о предоставлении из областного бюджета Ленинградской области субсидии на проведение капитального ремонта в размере 2879475 руб. (далее - Соглашение).
По итогам проведения электронного аукциона (извещение об осуществлении закупки N 0145200000416001063) ГБУЗ ЛО "Волосовская МБ" был заключен контракт от 12.08.2016 N 199 (реестровый N 3471700251316000219) с ООО "СтройТрансСервис" на выполнение работ по ремонту здания инфекционного корпуса ГБУЗ ЛО "Волосовская МБ" по адресу: г.Волосово, ул. Хрустицкого, д.76 в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к контракту), с локальными сметами (Приложение N 2), ресурсными ведомостями (Приложение N 3) (далее - Контракт). В соответствии с пунктом 3.1 Контракта цена данного Контракта составила 2879475 руб. Окончательный срок выполнения работ согласно пункту 2.2 Контракта - не позднее 20.10.2016.
Средства субсидии по Соглашению в размере 2879475 руб. были перечислены Комитетом по здравоохранению Ленинградской области Учреждению платежным поручением от 05.10.2016 N 387754.
Работы по Контракту приняты ГБУЗ ЛО "Волосовская МБ" по актам формы КС-2, КС-3. Оплата по Контракту произведена Учреждением на счет ООО "СтройТрансСервис" в полном объеме на сумму 2879475 руб. (платежные поручения: от 10.10.2016 N 649388, от 14.10.2016 N 676966, от 03.11.2016 N 767187, от 03.11.2016 N 767185, от 08.11.2016 N 777659).
В рамках контрольного мероприятия с участием представителем Учреждения и генерального директора ООО "СтройТрансСервис" Махина А.Ю. проведена проверка соответствия принятых к оплате по Контракту работ по актам КС-2 фактическому их выполнению, в ходе которой установлено, что Учреждением приняты фактически не выполненные работы по Контракту на сумму 1801132 руб. и оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни следующими документами:
- акт о приемке выполненных работ (КС-2) N 1 без даты и акт от 22.09.2016 N47-р на сумму 418,07 тыс. рублей;
- акт о приемке выполненных работ (КС-2) N 2 без даты и акт от 12.10.2016 N50-р на сумму 356,54 тыс. рублей;
- акт о приемке выполненных работ (КС-2) N 3-1 без даты и акт от 24.10.2016 N52-р на сумму 675,95 тыс. рублей;
- акт о приемке выполненных работ (КС-2) N 3-2 без даты и акт от 24.10.2016 N53-р на сумму 350,57 тыс. рублей.
По результатам проведенной проверки Комитетом составлен акт проверки от 20.12.2016 и выдано предписание от 28.12.2016 N 24 об устранении выявленных нарушений, в соответствии с которым Учреждению надлежало возместить в областной бюджет Ленинградской области сумму ущерба, нанесенного Ленинградской области в результате оплаты за фактически невыполненные работы, в размере 1801132 рублей (срок исполнения до 31.03.2017).
Поскольку Учреждением не приняты меры по возмещению причиненного Ленинградской области ущерба, не исполнено предписание от 28.12.2016 N 24, Комитет в соответствии с пунктом 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и пункта 2.15 Положения о Комитете государственного финансового контроля Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 20.03.2014 N 70, обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с Учреждения в пользу Ленинградской области ущерба в размере 1801132 руб.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Комитета в полном объеме, признав иск обоснованным как по праву, так и по размеру.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
На основании пункта 1 статьи 78.1 БК РФ постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2014 N 522 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления из областного бюджета Ленинградской области субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Ленинградской области на иные цели (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка субсидии на иные цели предоставляются учреждениям, в том числе, на проведение работ по капитальному ремонту и(или) реставрации объектов недвижимости, используемых учреждением для обеспечения целей деятельности.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Соглашением от 06.09.2016 N СИЦ-106/16 Учреждению была предоставлена из областного бюджета Ленинградской области субсидия на проведение капитального ремонта в размере 2879475 руб., что подтверждается платежным поручением от 05.10.2016 N 387754.
Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В ходе контрольного мероприятия, проведенного на основании распоряжения от 24.11.2016 N 109 в отношении Учреждения на предмет использования субсидии областного бюджета Ленинградской области на ремонт инфекционного отделения ГБУЗ ЛО "Волосовская МБ" за период с 01.01.2016 по 25.11.2016, Комитетом установлено, что в нарушение части 1 статьи 94, части 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" Учреждением приняты фактически не выполненные работы по Контракту на сумму 1801132 руб. и оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни следующими документами:
- акт о приемке выполненных работ (КС-2) N 1 без даты и акт от 22.09.2016 N47-р на сумму 418,07 тыс. рублей;
- акт о приемке выполненных работ (КС-2) N 2 без даты и акт от 12.10.2016 N50-р на сумму 356,54 тыс. рублей;
- акт о приемке выполненных работ (КС-2) N 3-1 без даты и акт от 24.10.2016 N52-р на сумму 675,95 тыс. рублей;
- акт о приемке выполненных работ (КС-2) N 3-2 без даты и акт от 24.10.2016 N53-р на сумму 350,57 тыс. рублей.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела (акт проверки от 20.12.2016, акты осмотра от 30.11.2016, 01.12.2016, 02.12.2016, ведомости пересчета) и Учреждением не опровергнуты.
В соответствии с приговором Волосовского районного суда Ленинградской области от 22.02.2019 по делу N 1-4/2019 Махин А.Ю. (генеральный директор ООО "СтройТрансСервис") признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159, частью 2 статьи 237 УК РФ, по факту подделки иных официальных документов, предоставляющих права, с целью их использования с целью облегчить совершение иного преступления, а также по факту мошенничества, то есть хищения чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, в особо крупном размере. Суд пришел к выводу о том, что Махин А.Ю. в период с 12.08.2016 по 08.11.2016 с целью хищения денежных средств, выделенных из бюджета Ленинградской области на выполнение ремонтных работ в рамках государственного контракта от 12.08.2016 N 199, заключенного между ГБУЗ ЛО "Волосовская МБ" и ООО "СтройТрансСервис", заведомо зная, что работы по данному контракту не выполнены в требуемом объеме и качестве на общую сумму 1801132 руб., подделал документы, дающие ему право на получение указанных денежных средств - акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки об их стоимости по форме КС-3, внеся в них заведомо ложные сведения относительно объема, качества и стоимости выполненных работ, и злоупотребляя доверием главного врача Учреждения Кононцева И.И., ввел его в заблуждение о том, что работы выполнены в соответствии с ценой контракта, убедив таим образом Кононцева И.И. подписать вышеуказанные документы, на основании которых впоследствии получил субсидированные из бюджета Ленинградской области денежные средства в размере 2879475 руб., в том числе необоснованно уплаченные 1801132 руб.
В соответствии с частью 4 статьи 69 АПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом.
Направление средств субсидии на оплату фактически не выполненных по Контракту работ не соответствует целям и условиям Соглашения от 06.09.2016 N СИЦ-106/16 о предоставлении субсидии и является нецелевым использованием бюджетных средств.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, Учреждением не обеспечено целевого характера использования предусмотренных бюджетных ассигнований, произведено неправомерное расходование средств областного бюджета Ленинградской области в связи с оплатой фактически невыполненных работ по Контракту в размере 1801132 рублей, в результате чего бюджету Ленинградской области был причинен ущерб в вышеуказанном размере.
Доводы подателя жалобы о том, что надлежащим ответчиком по иску о возмещении ущерба, причиненного бюджету Ленинградской области, в размере 1801132 руб., является генеральный директор ООО "СтройТрансСервис" Махин А.Ю., признанный виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159, частью 2 статьи 237 УК РФ приговором Волосовского районного суда Ленинградской области от 22.02.2019 по делу N 1-4/2019, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, бюджетные правоотношения, связанные с выделением субсидии по соглашению от 06.09.2016 N СИЦ-106/16, возникли между Ленинградской областью (в лице Комитета по здравоохранению Ленинградской области) и ГБУЗ ЛО "Волосовской МБ" как получателем субсидии. В соответствии с пунктом 3.4.1 Соглашения Учреждение самостоятельно осуществляет расходы на проведение капитального ремонта. При этом в пункте 1.1 Соглашения установлена цель предоставления субсидии - осуществление капитального ремонта.
Пунктом 17 Порядка при нарушении учреждением условий предоставления субсидии возврат субсидии осуществляется в порядке, установленном соглашением.
В случае выявления нарушения учреждением условий соглашения возврат субсидии осуществляется в добровольном порядке в месячный срок с даты уведомления учреждения. Если по истечении указанного срока учреждение отказывается добровольно возвращать субсидию, взыскание денежных средств осуществляется в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, Комитет правомерно обратился в арбитражный суд с иском к Учреждению как получателю субсидии по Соглашению от 06.09.2016 N СИЦ-106/16 о возмещении ущерба, причиненного бюджету Ленинградской области, в размере 1801132 руб.
В материалы дела не представлен судебный акт о взыскании вышеуказанной суммы ущерба в бюджет Ленинградской области с Махина А.Ю. (определением от 10.06.2020 по делу N 2-127/2020 производство по иску Прокурора Волосовского района Ленинградской области к Махину А.Ю. приостановлено до рассмотрения настоящего дела N А56-114469/2019).
Постановление старшего следователя следственного отдела по Волосовскому району Следственного управления Следственного Комитета Российской Федерации от 03.03.2018 об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц ГБУЗ ЛО "Волосовская МБ" Федоровой С.В. и Кононцева Н.Н. не носит преюдициальный характер для рассмотрения настоящего дела и не может быть принят во внимание, учитывая установленные приговором Волосовского районного суда Ленинградской области от 22.02.2019 по делу N 1-4/2019 фактические обстоятельства заключения главным врачом Учреждения Кононцевым Н.Н. и Махиным А.Ю. контракта от 12.08.2016 N 116 на выполнение работ по ремонту здания инфекционного отделения ГБУЗ ЛО "Волосовская МБ", оформления указанными лицами документов с целью подтверждения выполнения работ по данному Контракту.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Комитета о взыскании с Учреждения в пользу бюджета Ленинградской области 1801132 руб. в счет возмещения бюджета. Апелляционная жалоба Учреждения удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
В данном случае, поскольку Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины, исковые требования Комитета удовлетворены в полном объеме, то в соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ с Учреждения в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 31011 руб.
Поскольку суд первой инстанции при вынесении решения от 17.06.2020 не решил вопрос о взыскании с ответчика государственной пошлины, указанное решение надлежит изменить и дополнить его абзацем о взыскании с Учреждения в доход федерального бюджета государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 31011 руб. В остальной части решение суда от 17.06.2020 подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в размере 3000 руб. подлежит оставлению на ответчике.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 июня 2020 года по делу N А56-114469/2019 изменить, дополнив резолютивную часть решения абзацем следующего содержания:
"Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области "Волосовская межрайонная больница" в доход федерального бюджета 31011 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции".
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 июня 2020 года по делу N А56-114469/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области "Волосовская межрайонная больница" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-114469/2019
Истец: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ВОЛОСОВСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
Хронология рассмотрения дела:
09.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1559/2021
23.11.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20973/20
17.06.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-114469/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-114469/19