г. Владивосток |
|
24 ноября 2020 г. |
Дело N А59-422/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 ноября 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Н. Палагеша,
судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Сахалинская Коммунальная Компания",
апелляционное производство N 05АП-7142/2020
на решение от 22.09.2020
судьи Е.М. Александровской
по делу N А59-422/2020 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению акционерного общества "Сахалинская Коммунальная Компания" (ОГРН 1056500632913, ИНН 6501157613)
к Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (ОГРН 1036500603908, ИНН 6501130026)
третье лицо: Администрация г. Южно-Сахалинска в лице Департамента по управлению муниципальным имуществом
о признании недействительным предписания от 17.01.2020 N 3-М об устранении выявленных в результате проверки нарушений требований жилищного законодательства Российской Федерации,
при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Сахалинская Коммунальная Компания" (далее - заявитель, общество, АО "СКК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (далее - инспекция, ГЖИ Сахалинской области) от 17.01.2020 N 3-М об устранении выявленных в результате проверки нарушений требований жилищного законодательства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 22.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 22.09.2020 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Ссылаясь на распоряжение администрации г. Южно-Сахалинска от 23.03.2020 N 203-р, заявитель жалобы считает, что инспекция неверно избрала место замера температуры теплоносителя теплового узла дома N 100 по ул. им. Космонавта Поповича, поскольку точка замера теплоносителя должна была быть в тепловом узле подвала дома N 98 по ул. им. Космонавта Поповича (место врезки бесхозяйной сети), ведущей к жилому дому N 100 по ул. им. Космонавта Поповича. Отмечает, что до вынесения указанного распоряжения, данные сети в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей от 29.08.2006 принадлежали ИП Бурых И.М. Указывает, что температура воздуха в спорных помещениях соответствовала требованиям, установленным пунктом 15 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Приводит довод о занижении норматива теплоносителя в результате незаконной перепланировки помещений 7-го этажа путем установки циркуляционного насоса. Считает также, что нормативы температурного графика утверждены не для замеров температуры в жилом доме, а для замеров температуры сетевой воды в коллекторе.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявителем были представлены дополнительные документы, а именно копии актов от 21.11.2019, от 28.11.2019, копии писем ИП Бурых И.М. от 26.11.2019 исх. N 167, от 09.12.2019 исх. N 175, копия акта разграничения балансовой принадлежности от 29.08.2006, копия предписания от 17.01.2020 N 2-М, копия акта проверки от 13.03.2020 N 237, обосновывающие материалы к Схеме теплоснабжения муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" на период до 2034 года (актуализация на 2021 год), что расценивается апелляционным судом в качестве ходатайства об их приобщении к материалам дела.
Данное ходатайство было судом апелляционной инстанции рассмотрено и на основании статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отклонено ввиду того, что обосновывающие материалы к Схеме теплоснабжения муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" на период до 2034 года в актуализации на 2021 год не связаны с обстоятельствами настоящего спора, а иные документы уже имеются в материалах дела, в связи с чем имеют признаки повторности.
Инспекция в представленном в материалы дела письменном отзыве, приобщенном коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ, с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
На основании обращения Бурых И.М. от 09.12.2019 N 177 в соответствии с распоряжением от 15.01.2020 N 44 инспекцией проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО "СКК" в целях надзора (контроля) за использованием, содержанием и сохранностью жилищного фонда, качества, объема и перечня коммунальных услуг гражданам.
В ходе проведения проверки, результаты которой отражены в акте от 17.01.2020 N 44, посредством инструментальных замеров температуры воздуха в нежилых помещениях 6-го этажа, расположенных в жилом доме N 100 по ул. Поповича, и принадлежащих ИП Бурых И.М., инспекцией было установлено, что при включенных электрообогревателях показания приборов составили от +18,8? С до +24,2? С, приборы отопления в данных помещениях не прогревались.
Кроме того, выполненные замеры параметров теплоснабжения на границе балансового разграничения в ТУ составили: Т1/Т2=69,5/39,5 С, Т3/Т4=60/40
С, при замерах давления в динамике Р1/Р2=5,2/5,1 кгс/см
, в статике Р1/Р2=5,0/5,2 кгс/см
.
При этом согласно температурному графику 110/70? С (Чеховский, Комсомольский, Физкультурный коллекторы), разработанному и утвержденному АО "СКК" 12.09.2019 в соответствии с постановлением администрации города Южно-Сахалинск от 25.07.2019 N 2195-па "Об утверждении актуализированной редакции "Схемы теплоснабжения муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" на период до 2034 года", при среднесуточной температуре наружного воздуха -17? С, показатели температуры сетевой воды должны составлять: в подающем трубопроводе 95? С, в обратном трубопроводе 63? С.
Посчитав, что обществом допущено нарушение требований пункта 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), инспекция по результатам проверки выдала заявителю предписание от 17.01.2020 N 3-М с требованием в срок до 31.01.2020 обеспечить подачу температуры воды на подающем и обратном трубопроводе на границе балансового разграничения жилого дома N 100 по ул. Поповича г. Южно-Сахалинск согласно утвержденному температурному графику.
Не согласившись с выданным предписанием, АО "СКК" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, отказывая в удовлетворении которого суд первой инстанции счел, что материалами проверки подтверждается наличие выявленного нарушения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок организации органами государственного контроля (надзора) проверок юридических лиц установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Частью 1 статьи 17 данного Закона закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Право на выдачу предписания об устранении выявленных нарушений предоставлено должностным лицам органов государственного жилищного надзора также пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс).
Предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Согласно части 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируют Правила N 354.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, под которыми, в свою очередь, понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двум и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасны использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в вид воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу подпункта "е" пункта 4 Правил N 354 коммунальная услуга по отоплению предоставляет собой подачу по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 Приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажу твердого топлива при наличии печного отопления.
В пунктах 6, 7 Правил N 354 указано, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных данными Правилами.
Согласно части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 354 договоры горячего водоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженернотехнического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
По правилам пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" под качеством теплоснабжения понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.
Из пункта 4.12.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 229 следует, что при эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена подача потребителям теплоносителя (воды и пара) установленных договорами теплоснабжения параметров: температура сетевой воды в подающих трубопроводах в соответствии с заданным графиком; давление сетевой воды в подающих и обратных трубопроводах; температура и давление пара.
В силу пункта 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 25.07.2019 N 2195-па была утверждена Схема теплоснабжения муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" на период до 2034 года (актуализация на 2020 год).
В соответствии с указанным постановлением обществом был разработан и 12.09.2019 утвержден температурный график 110/70 С (Чеховский, Комсомольский, Физкультурный коллекторы), в котором отражены показатели температуры сетевой воды в подающем и обратном трубопроводах в зависимости от среднесуточной температуры наружного воздуха.
Учитывая, что в обязанности общества, являющегося Единой теплоснабжающей организацией городского округа "Город Южно-Сахалинск", входит поставка тепловой энергии в горячей воде соответствующего качества до внешней стены спорного жилого дома, утверждение заявителя о том, что нормативы температурного графика утверждены для замеров температуры сетевой воды в коллекторе признается коллегией несостоятельным.
Пунктом 5.2.1 Правил N 170 установлено, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления; равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды; ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах; коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки жилого дома N 100 по ул. Поповича г. Южно-Сахалинска инспекцией были выполнены замеры параметров теплоснабжения на границе балансового разграничения в ТУ, которые составили: Т1/Т2=69,5/39,5? С, Т3/Т4=60/40? С, при замерах давления в динамике Р1/Р2=5,2/5,1 кгс/см?, в статике Р1/Р2=5,0/5,2 кгс/см?.
При этом согласно вышеуказанному температурному графику 110/70 С (Чеховский, Комсомольский, Физкультурный коллекторы) показатели температуры сетевой воды должны составлять: в подающем трубопроводе 95
С, в обратном трубопроводе 63
С при среднесуточной температуре наружного воздуха -17
С.
Принимая во внимание, что требования к нормативному уровню обеспечения населения соответствующей коммунальной услугой по температурному режиму в соответствии с температурным графиком на момент проведения проверки заявителем не исполнялись, чем нарушены требования пункта 5.2.1 Правил N 170, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у инспекции правовых и фактических оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания.
Утверждение общества о том, что при производстве замеров инспекцией неверно установлена граница балансового разграничения на тепловом узле со ссылкой на распоряжение администрации г. Южно-Сахалинска от 23.03.2020 N 203-р, на основании которого участок тепловой сети от точки врезки в подвале жилого дома N 98 по ул. им. Космонавта Поповича к многоквартирному жилому дому N 100 по ул. им. Космонавта Поповича был признан бесхозяйным имуществом, признается апелляционным судом несостоятельным, поскольку на момент проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания (январь 2020 года) вышеуказанный участок тепловой сети бесхозяйным не являлся.
Довод заявителя жалобы о том, что вынесения указанного распоряжения данные сети в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей от 29.08.2006 принадлежали ИП Бурых И.М., судебной коллегией не принимается, поскольку названное обстоятельство не снимается с заявителя обязанности обеспечить население коммунальной услугой по температурному режиму в соответствии с температурным графиком.
Делая данный вывод, коллегия учитывает, что соблюдение необходимых параметров теплоносителя, в том числе температуры и давления в первую очередь направлено на нужды отопления с целью обогрева помещений в многоквартирных жилых домах, нормативный уровень которых должен быть обеспечен организацией, осуществляющей деятельность по производству и поставке услуги по теплоснабжению.
Ссылка общества на то, что установленная в соответствии с показаниями приборов температура воздуха от +18,8? С до +24,2? С в помещениях 6-го этажа спорного дома соответствовала требованиям, установленным пунктом 15 Приложения N 1 к Правилам N 354, коллегией отклоняется, поскольку замеры температуры воздуха в указанных помещениях проводились при включенных электрообогревателях, а приборы отопления в данных помещениях не прогревались, что подтверждается актом проверки от 17.01.2020 N 44.
Что касается утверждения апеллянта о занижении норматива теплоносителя в результате незаконной перепланировки помещений 7-го этажа путем установки циркуляционного насоса, то таковое носит предположительный и вероятностный характер, в связи с чем коллегией во внимание не принимается.
По изложенному, принимая во внимание, что нарушение, послужившее основанием для вынесения предписания, имело место, и что данный ненормативный правовой акт был выдан инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий, судебная коллегия считает, что предписание от 17.01.2020 N 3-М не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату из бюджета как излишне уплаченные в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Сахалинской области от 22.09.2020 по делу N А59-422/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Сахалинская коммунальная компания" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 15.10.2020 N 3949.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.Н. Палагеша |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-422/2020
Истец: АО "Сахалинская коммунальная компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Сахалинской области
Третье лицо: Администрация г.Южно-Сахалинска в лице Департамента по управлению муниципальным имуществом