г. Тула |
|
23 ноября 2020 г. |
Дело N А68-13246/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.11.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Еремичевой Н.В.,
судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С.,
при участии от заинтересованного лица Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1097154026056, ИНН 7106512065) - Сосковой О.П. (доверенность от 09.01.2020 N 02-1-577), в отсутствии заявителя - муниципального унитарного предприятия "Спецавтохозяйство г. Алексин" (Тульская область, г. Алексин, ОГРН 1157154001949, ИНН 7111019786), третьего лица - администрация муниципального образования г. Алексин (Тульская область, г. Алексин, ОГРН 1147154070634, ИНН 7111019673), извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования г. Алексин решение Арбитражного суда Тульской области от 25.09.2020 по делу N А68-13246/2019 (судья Заботнова О.М.),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Спецавтохозяйство г.Алексин" (далее - МУП "САХ г. Алексин", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее - Управление Росреестра по Тульской области, управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 25.10.2019 г. по делу N 101-234/19, о прекращении производства по административному делу (с учетом уточнения заявленного требования по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования г. Алексин (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 25.09.2020 заявленное требование оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, как незаконное, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Общество и управление отзывы на апелляционную жалобу не направили.
До начала судебного разбирательства заявитель и третье лицо направили ходатайства об отложении судебного заседания, назначенного на 17.11.2020, на более позднюю дату, ссылаясь на болезнь представителя. Администрация в качестве основания для отложения дополнительно указала на перевод ее работников на дистанционный режим работы.
Рассмотрев заявленные ходатайства, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для их удовлетворения исходя из следующего.
По смыслу части 1 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием отложения судебного разбирательства является неявка в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.
Согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Кроме того, из содержания статьи 158 АПК РФ следует, что отложение судебного разбирательства по ходатайству лица, участвующего в деле и извещенного надлежащим образом, в любом случае является правом, а не обязанностью суда.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе. Явка в настоящее судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, не признана судом обязательной.
Более того, заявитель и третье лицо, ссылаясь на болезнь представителя, соответствующих доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, в материалы дела не представили.
Учитывая изложенное и принимая во внимание установленные законодателем сроки рассмотрения апелляционной жалобы, а также то, что отложение судебного разбирательства в рассматриваемом случае будет способствовать затягиванию спора, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотрение жалобы в отсутствие неявившихся заявителя и третьего лица в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения управления Росреестра по Тульской области от 08.08.2019 N 2075/19 в отношении МУП "САХ г. Алексин" 24.09.2019 проведена плановая выездная проверка с целью установления фактов исполнения МУП "САХ г. Алексин" обязанностей по использованию земель на земельном участке, расположенном по адресу: Тульская область, Алексинский район, с/о Авангард, с кадастровым номером 71:01:020601:1.
В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 71:01:020601:1, площадью 44 000 кв. м, расположенный по адресу: Тульская область, Алексинский район, МО Авангардское, пос. Авангард, сформирован в соответствии с требованиями земельного законодательства, состоит на государственном кадастровом учете, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, имеет установленный вид разрешенного использования: для размещения иных объектов промышленности (для размещения полигона бытовых отходов).
Земельный участок с кадастровым номером 71:01:020601:1, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, разрешенное использование: для размещения иных объектов промышленности (для размещения полигона бытовых отходов), общая площадь 44 000 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Тульская область, Алексинский район, МО Авангардское, пос. Авангард, принадлежит МУП "САХ г. Алексин" на праве аренды, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 18.07.2016 сделана запись регистрации N 71-71/002-71/002/005/2016-2630/1.
Земельный участок с кадастровым номером 71:01:020601:1 граничит:
- с северной, западной и восточной сторон с землями, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в ведении администрации муниципального образования город Алексин;
- с южной стороны с земельным участком с кадастровым номером 71:01:020601:153.
Земельный участок не огражден. С северной стороны при въезде на земельный участок имеется шлагбаум. Территория земельного участка с кадастровым номером 71:01:020601:1 охраняется охранным предприятием.
Земельный участок с кадастровым номером 71:01:020601:1 используется в соответствии с категорией земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, и в соответствии с установленным вид разрешенного использования: для размещения иных объектов промышленности (для размещения полигона бытовых отходов).
На день проведения плановой документарной выездной проверки полигон твердых бытовых отходов числится закрытым с 01.06.2019 в связи с его заполнением бытовыми отходами на основании постановления главы администрации муниципального образования город Алексин от 01.04.2019 N 637, в связи с чем МУП "САХ г. Алексин" 22.04.2019 в адрес администрации муниципального образования город Алексин направлено уведомление о расторжении договора аренды от 06.03.2008 N 1722-ЗМ и соглашения от 25.05.2016 N 1722-ЗМ/2 о внесении изменений в договор аренды земельного участка порядковый номер 1722-зм от 06.03.2008.
Администрация МО город Алексин письмом от 20.05.2019 N 4111 сообщила, что обращение о расторжении договора аренды земельного участка находится на рассмотрении до решения вопроса по проведению рекультивации арендуемого земельного участка.
В ходе плановой документарной выездной проверки начальником отдела геодезии и картографии управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области Ишутенко Максимом Викторовичем произведены контрольные измерения границ земельного участка, используемого МУП "САХ г. Алексин" для размещения полигона твердых бытовых отходов путем наблюдения аппаратуры геодезической спутниковой (свидетельства о поверке N 28590/10-4 от 06.12.2018, зав. N 1226-10339; N 28587/10-4 от 06.12.2018, зав. N 1226-10338) в режиме статика.
В ходе проведения контрольных измерений земельного участка, используемого МУП "САХ г. Алексин" для размещения полигона твердых бытовых отходов, установлено, что площадь земельного участка, используемого МУП "САХ г. Алексин", составляет 18 338 кв. м, и фактические границы земельного участка не соответствуют сведениям ЕГРН о границах земельного участка с кадастровым номером 71:01: 020601:1.
Согласно схеме контрольных измерений данная площадь включает в себя:
- часть земельного участка с кадастровым номером 71:01:020601:153 площадью 10 313 кв. м, расположенного по адресу: Тульская область, Алексинский район, д. Даниловка, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства;
- земли, государственная собственности на которые не разграничена, находящихся в ведении администрации муниципального образования город Алексин, общей площадью 8 025 кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером 71.01:020601:153, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 114 805 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Тульская область, Алексинский район, д. Даниловка, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Алексин, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 24.11.2017 сделана запись регистрации N 71:01:020601:153-71/002/2017-3.
Земельный участок площадью 10 313 кв. м, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 71:01:020601:153, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Тульская область, Алексинский район, д. Даниловка, используется МУП "САХ г. Алексин" для размещения ТБО, то есть не по целевому назначению.
Результаты проверки отражены в акте от 26.09.2019 N 234/19 с приложением фототаблиц.
Усмотрев в действиях МУП "САХ г. Алексин" признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 8.8 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), государственным инспектором в Тульской области по использованию и охране земель в отношении МУП "САХ г. Алексин" составлен протокол об административном правонарушении от 04.10.2019 N 101-234/19.
Главным государственным инспектором в Алексинском и Дубенском районах по использованию и охране земель 25.10.2019 вынесено постановление по делу N 101-234/19, в соответствии с которым МУП "САХ г. Алексин" признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Полагая, что данное постановление управления является незаконным, МУП "САХ г. Алексин" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Объективной стороной данного административного правонарушения является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом, а также выражается в использовании земель не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, в том числе изменение правового режима земель и осуществление непредусмотренных видов деятельности.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почвы).
Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Вместе с тем любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
До утверждения классификаторов виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом (статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Положениями пункта 2 статьи 8 ЗК РФ установлено, что категория земель указывается: в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Частью 3 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Из части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
В соответствии с частью 7 статьи 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 ГрК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
С учетом изложенного судом первой инстанции обоснованно отмечено, что положениями пункта 2 статьи 7 ЗК РФ, части 4 статьи 37 ГрК РФ правообладателям земельных участков предоставлено право самостоятельного выбора (без дополнительных разрешений и согласований) вида разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием территорий видов.
Однако, как верно констатировал суд первой инстанции, положения части 4 статьи 37 ГрК РФ подлежат применению в совокупности с положениями части 3 статьи 37 ГрК РФ, согласно которой изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Проанализировав вышеприведенные нормативные положения во взаимосвязи, суд первой инстанции сделал обоснованное заключение о том, что хотя вид разрешенного использования земельного участка и выбирается его правообладателем самостоятельно, однако этот выбор разрешенного использования земельного участка подлежит осуществлению и публичному оформлению в официальном порядке, установленном нормами действующего законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Исходя из положений части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ в ЕГРН вносятся сведения, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Вид или виды разрешенного использования земельного участка относятся к вышеуказанным сведениям.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
При государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости, как установлено в пункте 4 части 2 статьи 15 Закона N 218-ФЗ, осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости.
В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет включает в себя, в том числе внесение в ЕГРН установленных Законом N 218-ФЗ сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, а также выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета.
Из части 1 статьи 27 Закона N 218-ФЗ следует, что государственный кадастровый учет удостоверяются выпиской из ЕГРН.
Из вышеуказанных норм следует, что учет изменений объекта недвижимости осуществляется путем внесения в ЕГРН необходимых сведений или изменений в сведениях и подтверждается выпиской из ЕГРН.
Таким образом, с даты внесения в ЕГРН необходимых сведений или изменений в сведениях, а равно сведений об изменении правообладателем вида разрешенного использования земельного участка, такое изменение становится состоявшимся и влечет за собой юридически значимые последствия.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, выбор правообладателем земельного участка вида разрешенного использования из числа всех возможных, а также его изменение оформляется в соответствии с Законом N 218-ФЗ путем подачи соответствующего заявления в орган регистрации права и завершается, становится публичным, юридически значимым для третьих лиц с даты внесения таких сведений в ЕГРН.
Таким образом, как справедливо заключил суд первой инстанции, земельный участок может быть использован только в соответствии с установленным назначением.
Согласно решению собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 14.07.2019 N 4 (56).4 "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город Алексин" категория земельного участка с кадастровым номером 71.01:020601:153 с "земли сельскохозяйственного назначения" была изменена на категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
При этом указанные изменения в установленном порядке в ЕГРН на момент проведения проверки не внесены.
Из материалов дела усматривается, что 25.11.2015 между ОАО "Специальное обслуживание города Алексина" с МУП "САХ г. Алексин" заключен договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 06.03.2008 N 1722-зм, согласно которому ОАО "Спецобслуживание г. Алексина" передало права и обязанности арендатора, предусмотренные договором аренды земельного участка от 06.03.2008 N 1722-зм, новому арендатору - МУП "САХ г. Алексин"
Земельный участок с кадастровым номером 71:01:020601:1, общая площадь 44 000 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Тульская область, Алексинский район, МО Авангардское, пос. Авангард, принадлежит МУП "САХ г. Алексин" на праве аренды, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 18.07.2016 сделана запись регистрации N 71-71/002-71/002/005/2016-2630/1.
Земельный участок с кадастровым номером 71:01:020601:1 граничит:
- с северной, западной и восточной сторон с землями, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в ведении администрации муниципального образования город Алексин;
- с южной стороны с земельным участком с кадастровым номером 71:01:020601:153.
Земельный участок не огражден. С северной стороны при въезде на земельный участок имеется шлагбаум. Территория земельного участка с кадастровым номером 71:01:020601:1 охраняется охранным предприятием.
Земельный участок с кадастровым номером 71:01:020601:1 используется в соответствии с категорией земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, и в соответствии с установленным вид разрешенного использования: для размещения иных объектов промышленности (для размещения полигона бытовых отходов).
В ходе проведения контрольных измерений земельного участка, используемого МУП "САХ г. Алексин" для размещения полигона твердых бытовых отходов, установлено, что площадь земельного участка, используемого обществом, составляет 18 338 кв. м., и фактические границы земельного участка не соответствуют сведениям ЕГРН о границах земельного участка с кадастровым номером 71:01: 020601:1.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что площадь земельного участка, используемого МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин" для размещения полигона твердых бытовых отходов, согласно схеме контрольных измерений включает в себя: часть земельного участка с кадастровым номером 71:01:020601:153 площадью 10 313 кв. м, расположенного по адресу: Тульская область, Алексинский район, д. Даниловка, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства; земли, государственная собственности на которые не разграничена, находящихся в ведении администрации муниципального образования город Алексин, общей площадью 80 25 кв. м.
Кроме того, земельный участок площадью 10 313 кв. м, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 71:01:020601:153, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Тульская область, Алексинский район, д. Даниловка, используется МУП "САХ г. Алексин" для размещения ТБО, то есть не по целевому назначению.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о доказанности в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, выразившегося в использовании земельного участка площадью 10 313 кв. м не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к категории земель.
Доводы заявителя о том, что он не является пользователем земель с кадастровым номером 71:01:020601:153 площадью 10 313 кв. м, расположенного по адресу: Тульская область, Алексинский район, д. Даниловка; земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в ведении администрации муниципального образования город Алексин, общей площадью 8 025 кв. м, на которых размещалась свалка твердых бытовых отходов, что захламление данного участка совершено иными лицами; при заключении договора аренды земельного участка общество не проводило ни обследование, ни межевание приобретенных земельных участков и приняло их в том же состоянии, в котором они находились на момент проверки, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что в ходе осуществления деятельности по сбору ТБО и складированию ТБО на земельном участке с кадастровым номером 71:01:020601:1 он не использовал прилегающий к нему участок с кадастровым номером 71:01:020601:153.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что заявитель в ходе рассмотрения дела не смог пояснить суду, каким образом определялись границы земельного участка с кадастровым номером 71:01:020601:1 в процессе деятельности по складированию ТБО, с учетом того, что он не огорожен забором.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае вина предприятия установлена управлением и выражается в непринятии всех необходимых и достаточных мер для обеспечения надлежащего исполнения требований земельного законодательства, устанавливающего запрет на использование земельных участков не по целевому назначению.
Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для соблюдения предприятием требований, установленных земельным законодательством, заявитель в материалы дела не представил.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 8.8 Кодекса.
Порядок привлечения предприятия к административной ответственности административным органом соблюден.
Протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление принято должностными лицами управления при надлежащем уведомлении законного представителя заявителя о времени и месте проведения процессуальных действий.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса, административным органом соблюден.
Обстоятельств, исключающих привлечение заявителя к ответственности в соответствии со статьей 24.5 Кодекса, судом не установлено.
Доказательств, свидетельствующих об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин" в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам апеллянта, администрацией не представлены доказательства, опровергающие факт наличия состава вменяемого заявителю правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Каких-либо убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих правомерность выводов суда первой инстанции и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 25.09.2020 по делу N А68-13246/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования г. Алексин - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-13246/2019
Истец: МУП "Спецавтохозяйство г. Алексин"
Ответчик: Межмуниципальный отдел Государственного надзора по г. Алексин, Дубенскому району и р.п. Новогуровский Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тульской области
Третье лицо: Администрация МО г. Алексин