г. Саратов |
|
23 ноября 2020 г. |
Дело N А12-13969/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Пузиной Е.В., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 августа 2020 года по делу N А12-13969/2020 (судья Двоянова Т.В.)
по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (105005, г. Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39А, оф. 205, ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, учреждение, заявитель) с заявлением об оспаривании постановления инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - инспекция, административный орган) от 08.05.2020 N 340-лк о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28 августа 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным атом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по делу либо заменить административный штраф на предупреждение.
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы участники процесса извещены надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлечённые к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Учитывая положения части 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определение, вынесенное в виде отдельного судебного акта, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Кодексом.
По ходатайству указанных лиц копии определения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 21 октября 2020 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что с целью рассмотрения обращения граждан инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области в период с 06.03.2020 по 11.03.2020 на основании приказа от 04.03.2020 N 340 проведена проверка соблюдения учреждением лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом (далее - МКД) N 391 по ул. Центральной в п. Котлубань Городищенского района Волгоградской области.
Указанный многоквартирный дом находится в управлении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на основании договора от 20.09.2017 N 3-УЖФ-ЮВО-01 управления жилищным фондом, закреплённым за вооружёнными силами Российской Федерации (т.1 л.д.137-146).
В ходе проверки соблюдения лицензионных требований выявлены нарушения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила содержания), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее по тексту - Минимальный перечень), Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (вместе с "Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами") (далее - Правила N 416).
Так, в ходе осмотра установлено следующее:
- на торцевом скате кровельного покрытия здания (слева от входа в подъезд N 1) наблюдается недостаточный напуск асбестоцементных листов (шифера) друг на друга, смещения, сколы, ослабление крепления элементов кровель к обрешётке, отсутствие части листов шифера, что является нарушением лицензионных требований по управлению многоквартирными домами, требований подпункта "д" пункта 4 Правил N 416, пункта 7 Минимального перечня, пункта 10. Правил содержания, пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.2 ПиН;
- металлическое покрытие конька и рёбер крыши местами пришло в негодность или отсутствует (имеются проржавевшие участки и участки не плотного примыкания металлических покрытий конька и рёбер к кровле), что является нарушением лицензионных требований по управлению многоквартирными домами, требований подпункта "д" пункта 4 Правил N 416, пункта 7 Минимального перечня, пункта 10 Правил содержания, пункта 4.6.3.6 ПиН;
- слуховое окно чердачного помещения, выходящее на главный фасад здания нуждается в ремонтных работах по установке отсутствующих деревянных составляющих оконного заполнения, ремонте и замене отдельных сломанных жалюзийных решёток, что является нарушением лицензионных требований по управлению многоквартирными домами, требований подпункта "д" пункта 4 Правил N 416, пункта 7 Минимального перечня, пункта 10 Правил содержания, пункта 4.6.1.25 ПиН;
- наблюдаются отслоившиеся от поверхности стены здания участки штукатурки на торцевом фасаде (слева от входа в подъезд N 1) и по периметру здания, до обнажения кирпичной кладки, трещины на штукатурке, что является нарушением лицензионных требований по управлению многоквартирными домами, требований подпункта "д" пункта 4 Правил N 416, пунктов 3, 9 Минимального перечня, пункта 10 Правил содержания, пункта 4.2.3.2 ПиН;
- по периметру здания наблюдаются повреждения поверхности штукатурного слоя - трещины, отпадение отдельных участков штукатурки до обнажения кирпичной кладки, что является нарушением лицензионных требований по управлению многоквартирными домами, требований подпункта "д" пункта 4 Правил N 416, пунктов 3, 9 Минимального перечня, пункта 10 Правил содержания, пункта 4.2.3.4 ПиН;
- наблюдается разрушение (крошение) защитного слоя бетона бетонной плиты в границах квартиры N 6, на металлических конструкциях балкона наблюдается коррозия, что является нарушением лицензионных требований по управлению многоквартирными домами, требований подпункта "д" пункта 4 Правил N 416, пункта 9 Минимального перечня, пункта 10 Правил содержания, пунктов 4.2.4.2, 4.2.4.3 ПиН;
- при входе в подъезд N 1 в конструкции деревянного лестничного полумарша наблюдается повреждение ступеньки и подступёнка; ослабление крепления ограждения (периллы) лестничного полумарша из-за отсутствия деревянных стоек, что является нарушением лицензионных требований по управлению многоквартирными домами, требований подпункта "д" пункта 4 Правил N 416, пункта 8 Минимального перечня, пункта 10 Правил содержания, пунктов 4.8.1, 4.8.4, 4.8.7 ПиН;
- не обеспечена безопасная эксплуатация освещения мест общего пользования: светильники на лестничных площадках вторых этажей в обоих подъездах должным образом к стене не закреплены, что является нарушением лицензионных требований по управлению многоквартирными домами, требований подпункта "д" пункта 4 Правил N 416, пункта 20 Минимального перечня, пункта 10 Правил содержания, пунктов 5.6.1, 5.6.2, 5.6.6 ПиН;
- на придомовой территории со стороны дворового фасада наблюдается мелкий мусор, окурки, металлическая урна около подъезда переполнена мусором, что является нарушением лицензионных требований по управлению многоквартирными домами, требований подпункта "д" пункта 4 Правил N 416, пункта 25 Минимального перечня, пункта 10 Правил содержания, пунктов 3.6.10, 3.7.18 ПиН.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 11.03.2020 N 340 (т.1 л.д.125-128).
11 марта 2020 года учреждению выдано предписание N 340 об устранении нарушений лицензионных требований в срок до 15 мая 2020 года (т.1 л.д.130-131)
По факту выявленных нарушений 17 марта 2020 года инспекцией в отношении заявителя составлен протокол N 340-лк об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при участии представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Потаповой Е.А., действующей на основании доверенности от 09.01.2020 N 9. О месте и времени составления протокола учреждение извещено надлежащим образом, в том числе, путём направления уведомления на адрес электронной почты (т.1 л.д.113-116).
Постановлением административного органа от 08.05.2020 N 340-лк ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, учреждение оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности факта административного правонарушения и вины учреждения в его совершении, отсутствии процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности, привлечения к административной ответственности в пределах срока, установленного статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным, замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение. Также судом учтено, что административным органом размер штрафа снижен в два раза от минимального размера штрафа, предусмотренного для юридических лиц санкцией части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно доводам апелляционной жалобы ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не оспаривает наличие выявленных нарушений, при этом указывает, что на момент рассмотрения административного дела обнаруженные недостатки исправлены учреждением в полном объёме (за исключением работ, проведение которых стало невозможно в связи с эпидемией новой коронавирусной инфекции), что подтверждается актом от 30.04.2020 приёмки выполненных работ на объекте.
Также ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России просит заменить административный штраф на предупреждение, поскольку учреждение является бюджетной организацией и реализует свои полномочия исключительно в рамках выделенных Министерством обороны Российской Федерации лимитов бюджетных ассигнований.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно пункту 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Постановлением от 08.05.2020 N 340-лк инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области привлекла ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая лицо к административной ответственности, административный орган обязан установить все элементы состава административного правонарушения (субъект, объект, субъективную сторону, объективную сторону).
Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 13.19.2 Кодекса.
Объектом рассматриваемого правонарушения выступают общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований.
Субъектом рассматриваемого правонарушения могут выступать должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица.
Субъективная сторона рассматриваемого деяния может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Из материалов дела следует, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 17.08.2017 N 034-000333. Многоквартирный дом N 391 по ул. Центральной в п. Котлубань Городищенского района Волгоградской области внесён в реестр лицензии.
Таким образом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является лицом, ответственным за соблюдение лицензионных требований предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации Лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьёй 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:
1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведённого органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключённому управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
20 сентября 2017 года между Министерством обороны Российской Федерации и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России заключён договор N 3-УЖФ-ЮВО-01 управления жилищным фондом, закреплённым за вооружёнными силами Российской Федерации (т.1 л.д.137-146), по условиям которого управляющая организация обязана, в том числе, обеспечивать содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, с техническими соглашениями, заключёнными с заказчиком (уполномоченным представителем). В случае оказания услуг ненадлежащего качества управляющая организация обязана устранить все выявленные недостатки за свой счёт.
Учитывая изложенное, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязано исполнять условия заключённого договора управления, соблюдать лицензионные требования при управлении жилищным фондом.
В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о лицензировании лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 указанной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, помимо требований, предусмотренных пунктами 1-6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания).
Согласно подпунктам "а" - "е" пункта 2 Правил содержания в состав общего имуществ включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая инженерное оборудование),
крыши;
ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учёта, с элементами озеленения и благоустройства.
Пунктом 10 Правил содержания установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путём заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьёй 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором (пункт 42 Правил содержания).
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее ПиН), которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими (пункт 1.1).
Из содержания пункта 3.6.10 ПиН следует, что летняя уборка придомовых территорий: подметание, мойка или поливка вручную или с помощью спецмашин - должна выполняться преимущественно в ранние, утренние и поздние, вечерние часы. Мойку тротуаров следует производить только на открытых тротуарах, непосредственно граничащих с прилотковой полосой, и в направлении от зданий к проезжей части улицы. Мойка тротуаров должна быть закончена до выполнения этой операции на проезжей части, для чего время уборки тротуаров должно быть увязано с графиком работы поливочно-моечных машин.
Урны следует очищать от отходов в течение дня по мере необходимости, но не реже одного раза в сутки, а во время утренней уборки периодически промывать (пункт 3.7.18 ПиН).
В соответствии с пунктом 4.2.3.2 ПиН с появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоёв необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; повреждённые места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией.
Согласно пункту 4.2.3.4 ПиН повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки (например, ГКЖ-10, ГКЖ-11) или облицевать. Цоколи из легкобетонных панелей с повреждённым фактурным слоем или имеющим малую толщину, а также кирпичные цоколи с разрушенной штукатуркой и кладкой, как правило, следует облицовывать плитками из естественного камня, бетонными плитами, керамическими плитками, другими влагостойкими и морозостойкими материалами по согласованию в установленном порядке.
Пунктом 4.2.4.2 ПиН предусмотрено при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Отсутствие или неправильное выполнение сопряжений сливов и гидроизоляционного слоя с конструкциями, потеки на верхней поверхности балконных плит, ослабление крепления и повреждение ограждений балкона и лоджий должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение консольных балок и плит, скалывание опорных площадок под консолями, отслоения, разрушения и обратный уклон (к зданию) пола балконов и лоджий следует устранять при капитальном ремонте по проекту (пункт 4.2.4.3 ПиН).
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ПиН организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещённость; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприёмных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Согласно пункту 4.6.1.2 ПиН следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешётки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоёв); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
Пунктом 4.6.1.25 ПиН предусмотрено, что необходимо обеспечить вентиляцию крыш: чердачных - за счёт коньковых и карнизных продухов и слуховых окон, площадь которых должна составлять 1/500 площади чердачного перекрытия; слуховые окна оборудуются жалюзийными решётками, продухи металлической сеткой; заделывать вентиляционное устройство нельзя; бесчердачных (вентилируемых) - за счёт продухов; крыш с тёплым чердаком - за счёт одной вентиляционной шахты на секцию.
Требуется обеспечить: плотное покрытие конька кровли; исправное состояние покрытия около труб и расжелобков. Запрещается: в мягких асбестоцементных кровлях уплотнять швы сопряжений цементно-песчаным раствором с последующим нанесением по нему мастики, разбавлять тиоколовые мастики растворителями, цементом, песком и т.д., выполнять гидроизоляцию чистым битумом, гудроном. Устранение этих нарушений должно осуществляться в возможно короткие сроки (пункт 4.6.3.6 ПиН).
В соответствии с пунктом 4.8.1 ПиН неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.
Согласно пункту 4.8.4 ПиН заделку трещин, углублений, выбоин и околов в конструкциях лестниц следует производить по мере появления дефектов с применением материалов, аналогичных материалу конструкций. Потерявшие прочность лестничные ступени в разборных маршах должны быть заменены новыми. Зазоры между лестничным маршем и стеной следует заделывать цементным раствором. Исправлять сколы в валиках проступей рекомендуется путём применения готовых вставок или бетонирования на месте. В каменных ступенях повреждённые места следует вырубать и заделывать вставками из камня.
Пунктом 4.8.7 ПиН пришедшие в ветхое состояние тетивы, покрытия лестничных площадок, ступени и повреждённые части ограждений необходимо заменять, а расшатавшиеся ограждения укреплять.
Эксплуатация электрооборудования жилых зданий должна производиться в соответствии с установленными требованиями (пункт 5.6.1 ПиН).
В соответствии с пунктом 5.6.2 ПиН организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию, в том числе, осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда.
Согласно пункту 5.6.6 ПиН организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны, в том числе: обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации; обеспечивать запроектированные уровни искусственного освещения общедомовых помещений; контролировать использование в осветительных приборах коридоров, лестничных клеток, подъездов и других общедомовых помещениях ламп с установленной мощностью, не превышающей требуемой по условиям освещённости; осуществлять очистку от пыли и грязи окон, потолочных фонарей и светильников на лестничных клетках в сроки, определяемые ответственным за электрохозяйство в зависимости от местных условий, чистку светильников следует, как правило, совмещать с очередной сменой перегоревших ламп и стартеров, с заменой вышедших из строя отражателей, рассеивателей и других элементов светильников; при выявлении неисправностей, угрожающих целостности электрооборудования дома или системы внешнего электроснабжения, безопасности людей, пожарной безопасности, исправности бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры немедленно отключить неисправное оборудование или участок сети до устранения неисправности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" установлен минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень), в том числе: перечень работ, выполняемых выполняемые в зданиях с подвалами (пункт 3), перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов (пункт 7), перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания лестниц многоквартирных домов (пункт 8), перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов (пункт 9), перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме (пункт 20), перечень работ по содержанию придомовой территории в тёплый период года (пункт 25)
Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества принятого в управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России многоквартирного дома должен обеспечивать соблюдение требований установленных названными нормативными актами и содержать весь спектр мероприятий, направленных на устранение имеющихся недостатков в содержании общего имущества жилых домов.
Выявленные проверкой нарушения свидетельствуют о том, что качество услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества жителям домов не соответствует требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме - нарушение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Возложенные на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России договором обязанности должным образом не исполняются, тем самым требования части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации не соблюдены.
Таким образом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России нарушены лицензионные требования, установленные подпунктом "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании.
Учреждение не отрицает наличие выявленных нарушений на момент проведения проверки.
Суд апелляционной инстанции считает доказанным объективную сторону вменённого учреждению правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России указывает, что на момент рассмотрения административного дела обнаруженные недостатки исправлены учреждением в полном объёме (за исключением работ, проведение которых стало невозможно в связи с эпидемией новой коронавирусной инфекции), что подтверждается актом от 30.04.2020 приёмки выполненных работ на объекте.
В подтверждение своих доводов учреждением в материалы дела предоставлен акт от 30.04.2020 приёмки выполненных работ на объекте, согласно которому по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, п. Самофаловка, ул. Центральная, д. 391 были выполнены работы: восстановление участков покрытия с отсутствующими асбестоцементными листами, ремонт металлического покрытия конька и рёбер кровли на крыше многоквартирного дома, восстановление защитного штукатурного слоя цокольной части здания, ограничение доступа нанимателей на аварийные балконы, восстановление разрушенных пролётов ступеней в лестничном полумарше (т.1 л.д.82).
Однако предоставленный заявителем акт от 30.04.2020 не может объективно подтвердить отсутствие нарушений на момент осмотра 11 марта 2020 года, поскольку работы проводились после осмотра, а также не является доказательством отсутствия вины учреждения во вменённом ему правонарушении.
Доказательства, подтверждающие принятие учреждением всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательства отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не представлены.
Учитывая изложенное, вышеуказанные доводы апелляционной жалобы отклонены судом апелляционной инстанции как необоснованные.
Апелляционная коллегия признаёт верными выводы административного органа и суда первой инстанции о доказанности вины учреждения в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процедура привлечения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России к административной ответственности проверена судом апелляционной инстанции. Существенных нарушений не допущено.
Основания для признания вменённого правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части не имеется.
При определении меры наказания административным органои учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Административный штраф в рассматриваемом случае является адекватной мерой ответственности, размер которого снижен административным органом до половины минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Мера наказания соответствует совершённому деянию.
При этом суд апелляционной учитывает, что при снижении размера административного штрафа инспекцией учтены обстоятельства и характер совершенного учреждением правонарушения, отсутствие тяжких последствий, частичное устранение выявленных нарушений, повторное совершение однородного правонарушения, а также то, что учреждение является бюджетной организацией.
С учётом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае такая совокупность обстоятельств отсутствует.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу об отсутствии оснований для замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Ссылка апеллянта на то, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является бюджетной организацией и реализует свои полномочия исключительно в рамках выделенных Министерством обороны Российской Федерации лимитов бюджетных ассигнований, не принимается судебной коллегией, поскольку наличие данного обстоятельства не является достаточным основанием для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены или изменения принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 августа 2020 года по делу N А12-13969/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-13969/2020
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛИЦЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ N 11 Г. ВОЛГОГРАД ФИЛИАЛА "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ ПО ЮВО
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ